Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

МОРФЕМИКА

      Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

§ 12. Основа и окончание в слове

      2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).
      При изменении слова или образовании какой-либо его формы:
      числа (дом — дома, добр — добры, второй — вторые); рода (красный — красное — красная, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее — рисующая); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися); лица (решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.
      Окончание может выражать разные грамматические значения:
      рода (желтый — желтая — желтое),
      числа (проигравший — проигравшие),
      падежа (весна — весны — весне — весною...),
      лица (я куплю — ты купишь — он купит).
      Окончание может быть нулевым, т. е. таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: стол     — стола — столу — сто­лом — столе; ручей     — ручь[йа] — ручь[йу]; рисовал     — рисовала — рисовали; умыл    ся — умылась — умылись.
      В основе самостоятельного слова выделяются значимые части: корень, суффикс, приставка.

§ 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова

      Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.
      Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
      Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить).
      2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.

      Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравнит. степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
      Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Так, суффиксы -ость, -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен суще­ствительных;
      суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- — для причастий;
      суффиксы -а, -я, -в, -вши — для деепричастий;
      суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -ну- — для глаголов;
      суффиксы -то, -либо, -нибудь — для местоимений и наречий.

 

      Примечания. 1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт.
      2. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

§ 14. Варианты значимых частей слова

      В разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один и тот же корень — берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч.
      Варианты могут быть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:

      Характерными для русского языка являются чередования гласных о//а (опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать), е//нуль звука (день — дня), о//нуль звука (сон — сна) и согласных к//ч (пеку — печет), к//ч//ц (кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление).

§ 15. Разбор слова по составу

      Разбор слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит.
      План разбора
      1. Определить, к какой части речи относится слово.
      2. Выделить его основу и окончание, если это изменяемая часть речи.
      3. Выделить корень, подобрав родственные слова.
      4. Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение.
      5. Представить морфемный состав слова графически.

      Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).

Упр. 15. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

      Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.

Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах.

      Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

      Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

      Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.

      Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

      Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основ­е имеющихся в языке.

§ 16. Способы образования новых слов

      Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
      1. Приставочный: распахать пахать, отвезти везти, небольшойбольшой, бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.
      Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.
      2. Суффиксальный: работник  работать, сельскийсело.
      3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч.)  начало.
      4. Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет вылететь, синь синий.
      Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой   золото + ø, серября­ный   серебро + -ян-, бронзовый   бронза + -ов-, железный железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
      5. Сложение:
      а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
      б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
      В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
      6. Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).
      7. Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.) инструмент.
      8. Усечение основы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
      Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ).

§ 17. Словообразовательный разбор

      Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, т. е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.
      Примечание. При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.
      Например, притяжательные прилагательные типа волчий образованы от соответствующих существительных с помощью суффикса -ий- (волчий волк + -ий-) и имеют нулевое окончание (ср. волчий    , волчь[й’ь]го, волчь[й’ь]му). Слово бездорожье образовано от слова дорога с помощью приставки без- и суффикса -й-, т. е. приставочно-суффиксальным способом.
      План словообразовательного разбора
      1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
      2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
      3. Указать способ образования слова.
      Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
      Образец словообразовательного разбора
      Зеленоватый 2
      Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
      Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).

Различие между морфемным и словообразовательным разборами

 

Упр. 20. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

      Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж­даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

      Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.

Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания.

      Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)

      1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
      2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
      3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
      4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

§ 18. Тестовые задания

1. В каком слове нулевое окончание?
      а) подружился
      б) ошибавшийся
      в) искупавшись
      г) смеяться

2. В каком слове нулевое окончание?
      а) ролей (р. п.)
      б) смелей
      в) ручей
      г) сторицей

3. В каком слове нет окончания?
      а) заснул
      б) ловкий
      в) колибри
      г) четверо

4. В каком слове нет окончания?
      а) пришел
      б) рисуешь
      в) читая
      г) нарисовавший

5. В каком слове нет приставки?
      а) погоня 
      б) подкова
      в) подошва
      г) пощёчина

6. В каком слове две приставки?
      а) недоумевать
      б) задобрить
      в) перестройка
      г) неоконченный

7. В каком слове два суффикса?
      а) задумчивый
      б) деловой
      в) прочитанный
      г) голубоватый

8. В каком слове два суффикса?
      а) учительница
      б) поэтесса
      в) новатор
      г) победитель

9. В каком слове есть суффикс -к-?
      а) ленточка
      б) почка
      в) косилка
      г) баночка

10. В каком слове есть суффикс -очк-?
      а) сорочка
      б) уточка
      в) лампочка
      г) тарелочка

11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
      а) прочитанный
      б) антикварный
      в) созвучный
      г) доблестный

12. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
      а) приходил
      б) помнишь
      в) освободить
      г) закончив

13. Какое слово образовано приставочным способом?
      а) сдержанный
      б) подоконник
      в) засушливый
      г) безопасный

14. Какое слово образовано приставочным способом?
      а) правнук
      б) всмотреться
      в) безвкусица
      г) по-русски

15. Какое слово образовано суффиксальным способом?
      а) рыбачий
      б) перечитать
      в) созвездие
      г) обезболить

16. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
      а) упрек
      б) ручей
      в) окружность
      г) жадина

17. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
      а) восход
      б) заповедник
      в) выполнение
      г) насухо

18. Какое слово образовано способом слияния (сращения)?
      а) трехпроцентный
      б) быстроходный
      в) скоропортящийся
      г) лесопарк

19. Какое слово образовано способом сложения?
      а) международный
      б) обороноспособный
      в) перекресток
      г) сверхъестественный

20. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
      а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
      б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
      в) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
      г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 19. Трудные случаи словообразования

      Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи.
      Запомните морфологический состав, правильное произношение и написание следующих слов:
      бессребреник
      дикобраз
      двуязычный
      компрометировать
      млекопитающее
      поскользнуться
      пощечина
      пресмыкающееся
      прецедент
      чрезвычайный

Упр. 24. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.

      1) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 20. Правописание гласных в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

      Чтобы определить правописание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. При этом важно не путать проверочные слова.

Сравните: умалять (мал)
увядать (увял)
задрожать  (дрожь)
примирять (мир)
развивать (развитие)
просвещение  (свет)

но: умолять (молит)
увидать (вид)
раздражать  (дразнит)
примерять (мера)
развевать (веет)
посвящение (свято)

Упр. 25. Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

      Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

Упр. 26. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

ч...стота эксперимента
разр...дить атмосферу
спл...тить единомышленников
спуститься в цветущую д...лину
сп...шите видеть
обл...ченный властью

ч...стота волн
разр...дить посевы
запл...тить долг
быть вд...леке от дома
сп...шите данные
обл...ченный судом

      Запомните: слова с полногласными сочетаниями -оро-/-оло- следует проверять родственными словами с полногласием, например: сторожить — сторож, сторожка; похолодание — холод. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-/-ла- надо проверять словами с неполногласием, например: преградить — преграда; огласить — огласка.

Упр. 27. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

      Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).
      Запомните: правописание безударных гласных в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксами -ыва-, -ива-, так как в этих глаголах вместо корневого О часто бывает А. Например, слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать (проверочными словами могут быть работа, работать).

Упр. 28. Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

      Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

      Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю. Ср.: абориген, криминология, пластилин, меценат и др.

Упр. 29. Вставьте непроверяемые безударные гласные.

      В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.
      Запомните:
      декларация
      департамент
      дивиденд
      диапазон
      имитация
      идеология
      кампания  (избирательная)
      компания (друзей)
      менталитет
      парадокс
      претендент
      привилегия
      приоритет
      пропаганда
      сертификат
      суверенитет

Упр. 30. Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.
      Образец: Альманах — сборник произведений различных авторо­в. Вскоре был выпущен альманах.

      Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Чередующиеся гласные в корне

      В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть — замирать, протереть — протирать и т. п.), а//о (излагать — изложить, кланяться — поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять — снимать, начать — начинать и т. п.).
      Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.
      1. Гласная выбирается в зависимости от ударения:

гор — гар
А пишется под ударением, О — в безударном положении

загорелый — загар
исключение: выгарки
(остатки сгоревшего)

зор — зар
О пишется под ударением, А — в безударном положении

зóри — заря
исключение: зарево

клон — клан
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

поклон — кланяться
наклониться

твор — твар
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

затвор — тварь,
творить

исключение: утварь

      2. Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса а после корня:

кос — кас(а)

коснуться — касаться

лож — лаг(а)

положить — полагать

бер — бир(а)

соберу — собирать

блест — блист(а)

блестеть — блистать

дер — дир(а)

раздеру — раздирать

пер — пир(а)

запереть — запирать

тер — тир(а)

стереть — стирать

мер — мир(а)

умереть — умирать

стел — стил(а)

расстелить — расстилать

жег — жиг(а)

поджег — поджигать

ня — ним(а)

принять — принимать

ча — чин(а)

начать — начинать

чет — чит(а)

прочесть — прочитать
исключение: сочетание, сочетать

      3. Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:

рос — раст (ращ)

росли — растут — наращение
(исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)

скоч — скак

выскочить — скакать
(исключение: скачок; н. ф. скакать — скачу)

      4. Гласная выбирается в зависимости от значения:

мок — мак

мак — значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; мок — значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают; замочить белье

равн — ровн

равн — значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; ровн — значение «ровный, гладкий»: выровненный участок, уровень
(исключение: равнина, равняться, равнение)

      Запомните: в корнях -плав- — -плов- в безударном положении пишется а: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется ы в соответствии с произношением.

Упр. 31. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

      Прик...снуться к двери, пол...жить на стол, зам...рать от восторга, несг...раемый ящик, свет з...рницы, точность изложения, оз...ренный молнией, широкая р...внина, выр...вненная дорога, бл...стеть на солнце, соб...раться в дорогу, откл...нение в сторону, изл...гать факты, выр...щенный плод, вск...чить на ходу, нар...стающий шум, накл...ниться к земле, соприк...саться с огнем, высказанное предпол...жение, изб...рательная кампания, прятаться в зар...слях, выск...чить из кустов, прил...гать усилия, непром...каемый плащ, ур...внять в правах, бл...стящий оратор, борьба за р...вноправие, прекл...нение перед авторитетом, неук...снительное исполнение.

Упр. 32. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).

      Провозгл...шать, бл...стательный, бл...снуть, об...ятельный, насл...ждение, предпол...гать, предпол...жить, тр...диция, объед...нение, к...сается, прик...снувшийся, благосл...влять, тв...рец, претв...рить, утв...рь, просв...щать, накл...ниться, б...гряный, пл...нительный, несг...раемый, к...нфликт, оч...рование, оз...ривший, ижд...венец, впеч...тляющий, выпл...вка, пл...вец, к...варство, сож...ление, нар...щение, р...стущий, выр...сший, выск...чка, на ск...ку, ск...чок, ар...мат, б...чевать, вым...кший, ав...нгард, погл...тить, ув...дание, р...вномерный, ур...вновешенный, р...весник, инт...лл...гентный, напр...женность.

§ 21. Правописание согласных в корне слова

Звонкие и глухие согласные в корне слова

      Чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне, надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л, м, н, р). Например: мороз — морозы, низкий — низенький, косьба — косить.

Упр. 33. Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

      Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...­цовый.

Непроизносимые согласные в корне слова

      Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится, например: областной — область, сердце — сердечный.
      Нельзя вставлять лишние буквы, которых нет в проверочном слове, например: вкусный (вкус), опасный (опасен), искусный (искусен).
      Запомните: чувство, участвовать, блеснуть (но: блестеть), ровесник, сверстник, яства (кушанья), явственно (наяву), костный (мозг), косные (взгляды), почерк (но: подчеркивать).

Упр. 34. Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

      Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

Двойные согласные в корне слова

      В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника, и двойные согласные здесь пишутся по традиции, например: антенна, грамматика, колосс, коллектив, перрон, коллега.
      Написание двойных согласных в подобных случаях следует проверять по словарю.
      Запомните: 1) в словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом обычно сохраняются: группа — группка, программа — программный — программка. Исключения: кристальный (но: кристаллический), финский, колонка, оперетка.
      2) В первой части сложносокращенных слов в основах, оканчивающихся на двойной согласный, сохраняется только одна согласная: граммофонная пластинка — грампластинка, грамзапись.
      Запомните: в следующих словах есть двойные согласные:
      аббревиатура
      агрессор
      аннотация
      апелляция
      ассоциация
      аттестат
      баллотироваться
      бестселлер
      бюллетень
      дискуссия
      иллюзия
      иммигрант
      интеллект
      искусственный
      коррупция
      коллекция
      колоссальный
      комиссия
      коммерция
      коэффициент
      оппозиция
      оппонент
      профессор
      режиссер

      Запомните: в следующих словах нет двойных согласных:
      алюминий
      апартаменты
      галерея
      гостиная
      гуманизм
      дилетант
      драма
      имитация
      импресарио
      искусный
      карикатура
      офис
      продюсер
      пьеса
      ресурс
      эмигрант

Упр. 35. По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.

      1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.
      Слова для справок: аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.

Упр. 36. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

      1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;
      2) с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;
      3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.

Упр. 37. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не cохранили двойной согласной производящей основы?

      Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка.

§ 22. Тестовые задания

1. В каком слове пишется буква А?
      а) пос...дить (дерево)
      б) вск...пали (грядку)
      в) тр...пинка
      г) несм...лкаемый

2. В каком слове пишется буква И?
      а) отл...вает
      б) ч...столюбивый
      в) коч...вать
      г) уч...щенное (сердцебиение)

3. В каком слове пишется буква О?
      а) г...рнизон
      б) к...литка
      в) эксп...зиция
      г) п...лисадник

4. В каком слове пишется буква Е?
      а) эксп...римент
      б) тр...буна
      в) экв...валент
      г) в...негрет

5. В каком слове пишется буква А?
      а) телосл...жение
      б) накл...нился
      в) оз...рились
      г) пл...вец

6. В каком слове пишется буква Е?
      а) расст...латься
      б) соб...рательный (образ)
      в) подж...гатель
      г) ст...реть (с доски)

7. В каком ряду во всех словах есть гласная, проверяемая ударением?
      а) потр...битель, изв...ниться, ин...циатива, забл...­стеть
      б) през...дент, сол...дарность, апл...дировать, п...тент
      в) оп...лчение, нагром...ждение, прогл...тить, у...звленное (самолюбие)
      г) вн...мать (словам), д...кламировать, к...рамический, квал...фикация

8. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?
      а) б...чонок, п...ртьера, расст...лить
      б) зач...рованный, фл...минго, зад...ржанный
      в) доист...рический, см...ртельный, тр...вога
      г) скл...нение, зам...реть (на секунду), бл...стящий

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня?
      а) акв...рель, сент...ментальный, ун...верситет
      б) об...щание, ред...ктировать, т...реадор
      в) ш...велюра, предв...рительный, увл...ченный
      г) д...ликатес, в...негрет, уед...ненный

10. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
      а) л...коничный, пант...мима, оз...рение, экск...ватор
      б) пор...женный, аккомп...немент, обм...кнуть (кисть в краску), др...гоценный
      в) пан...рама, р...внина, к...нтинент, отр...жение
      г) к...сается, б...гряный, сл...гаемое, анн...тация

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
      а) инф...рмация, р...стовщик, заг...релый, к...нтинент
      б) игн...рировать, к...рдинал, эксп...зиция, изл...жение
      в) ур...вновешенный, вым...кнуть (под дождем), накл...ниться, н...ваторский
      г) ар...мат, жав...ронок, пед...гогический, м...ральный

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
      а) тр...петать, п...дантичный, рец...дивист, пос...гать (на жизнь)
      б) св...щенный, м...ланхолия, дец...метр, ст...снительный
      в) раст...реть (в порошок), вет...ринар, д...ревянный, ш...лестят (листья)
      г) б...рюзовый, п...счаный (пляж), об...лиск, тр...угольник

13. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
      а) изб...рательный, прив...легия, д...кларация, мец...нат
      б) ут...шение, к...пятиться, прибл...жаться, расст...лать
      в) пон...мающий, св...детель, прим...тивный, л...квидировать
      г) приветл...вый, сч...таться, бл...стательный, пр...стиж

14. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
      а) вес...ник, двухмес...ный, декаден...ский
      б) гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный
      в) древес...ный, доблес...ный, съес...ной
      г) надкос...ница, искус...ный, завис...ник

15. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
      а) ярос...ный, ужас...ный, сверс...ник
      б) захолус...ный, воскрес...ник, радос...ный
      в) интриган...ство, мес...ность, юрис...консульт
      г) окрес...ные (леса), горес...ный, президен...ский

16. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?
      а) хлорофи..., ди...еренцировать, капи...яр
      б) а...юминий, а...омпанемент, а...отация
      в) дра...атургия, кава...ерия, ка...играфия
      г) депре...ия, ди...етант, ди...онанс

17. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?
      а) диагра...а, гра...отность, гра...атика
      б) и...унитет, дра...а, моногра...а
      в) ка...икатура, ба...икада, те...аса
      г) пе...имизм, прогре...ивный, пре...а

18. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
      а) опас...ность, запас...ливый, совес...ливый
      б) н...гилист, обл...гация, обж...гать
      в) изв...яние, отр...сль, благотв...рительность
      г) р...путация, кр...терий, м...тафора

19. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
      а) пер...петия, р...цидив, расст...лать
      б) мет...нимия, ор...нжерея, непром...каемый
      в) г...рмония, ср...зиться, тр...диции
      г) словес...ный, високос...ный, целос...ный

20. В каком ряду есть «лишнее» слово?
      а) п...ловодье, оз...боченный, пол...житься
      б) а...ракцион, диску...ия, су...огат
      в) чу...ствовать, здра...ствуйте, безмол...ствовать
      г) нат...жные (потолки), зар...дить (пушку), неув...дающий (талант)

§ 23. Правописание приставок

      С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
      1) приставки, которые всегда пишутся одинаково;
      2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука);
      3) приставки пре- и при-, правописание которых зависит от их значения.

Приставки, не изменяющиеся на письме

      Гласные и согласные в приставках в- (во-), вы-, до-, за-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, с- (со-), су-, у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: встать, отдать, продумать, предстать, сбивчивый, обсуждение.

Упр. 38. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

      П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.
      Запомните: приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть — сделать, спилить — сбить.
      Приставки з- в русском языке нет. В словах здесь, здание, здоровье, здравствуйте з часть корня.

Упр. 39. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

      ...борник песен, ...жатое изложение, старинное ...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить ...дравицу, путевка в ...дравницу, ...дельная оплата.

Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)

      В приставках на -з (-с) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з, перед глухими — с:

из- (ис-)

изгиб — истекать

раз- (рас-)

разделить — расписать

без- (бес-)

безжалостный — бессердечный

воз- (воc-)

возразить — воскликнуть

вз- (вс-)

взгорок — вскормить

низ- (нис-)

низвергать — нисходить

чрез- (черес-)

чрезмерный — чересчур

      Запомните: расчет, расчетливый, расчесть, но: рассчитать.

Упр. 40. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

      Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
      раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
      воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
      из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упр. 41. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с-.

      По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.
      Запомните: в приставках раз- (рас-) — роз- (рос-) под ударением пишется О, без ударения — А: розвальни — развалить; роспись — расписка; исключение: розыскной.

Упр. 42. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

      Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

      Приставка пре- имеет следующие значения:
      1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
      2) синонимичность приставке пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
      Приставка при- обозначает:
      1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
      2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
      3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
      4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
      5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
      Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:
      предать (друга) — выдать (ср. предатель)
      придать (значение) — добавить
      претворить (в жизнь) — воплотить
      притворить (дверь) — прикрыть
      презирать (врага) — ненавидеть
      призреть (сироту) — приютить
      пребывать (в городе) — находиться
      прибыть (в город) — приехать
      преступить (закон) — нарушить
      приступить (к делу) — начать
      Во многих случаях приставки пре-, при- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
      Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.

Упр. 43. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

      Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Упр. 44. Запишите и запомните эти слова иноязычного проис­хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

      Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.

Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок

      Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:
      1) после приставок на согласную (разъезд, съязвить, предъюбилейный, съёмка);
      2) в сложных словах после двух-, трех-, четырех- (двухъярусный).
      Разделительный ь пишется в середине корня и перед окончанием (серьёзный, семья, вьюнок, бьют, ручьи).
      Запомните: ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс- (адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский).
      Ь пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, почтальон, медальон, бульон).

Упр. 45. Вставьте, если это необходимо, ъ или ь.

      В...едливый человек, из...явить согласие, из...ять документы, ложа в бел...этаже, играть на фортеп...яно, молодой ад...ютант, ночью зав...южило, работать интерв...юером, большой ос...миног, п...едестал почета, участвовать в кинос...емках, транс...европейский союз, двух...ярусная кровать, четырех...этажный дом, раз­ложить пас...янс, блюдо из шампин...онов, без...ядерная зона, никаких из...янов, с...емочная площадка, проезжать по кан...ону, короткий фел...етон, суб...ективный подход.
      Запомните: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы (интересный — безынтересный, искать — разыскать).
      Исключение: взимать.
      Буква И сохраняется:
      1) в словах с приставками меж- и сверх- (межинститутский, сверхинтересный);
      2) в словах иноязычного происхождения с иноязычными приставками дез-, контр-, транс- (дезинформация, контригра);
      3) в сложносокращенных словах (мединститут).

Упр. 46. Вставьте пропущенные буквы.

      Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

§ 24. Тестовые задания

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква З?
      а) сделать и...подтишка
      б) не...держанный
      в) чере...чур строгий
      г) бе...характерный

2. В каком случае на месте пропуска пишется буква С?
      а) бе...жалостный
      б) ра...венчать
      в) бе...церемонный
      г) бе...вкусный

3. В каком слове пишется буква И?
      а) пр...сыщение
      б) пр...небрежение
      в) пр...вращаться
      г) непр...хотливый

4. В каком слове пишется буква Е?
      а) непр...метный
      б) пр...крытие
      в) пр...рекаться
      г) пр...творяться больным

5. В каком слове пишется Ь?
      а) пред...явить
      б) неот...емлемый
      в) с...экономленный
      г) п...едестал

6. В каком слове нет Ъ?
      а) меж...ярусный
      б) транс...европейский
      в) трех...язычный
      г) с...экономить

7. В каком слове после приставки пишется И?
      а) под...тожить
      б) раз...скать
      в) небез...нтересный
      г) сверх...зобретательный

8. В каком слове после приставки пишется Ы?
      а) дез...нфекция
      б) транс...ранский
      в) без...звестный
      г) обл...нспекция


* В некоторых учебниках и учебных пособиях суффиксы инфинитива называются окончаниями.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>