Литература. 8 класс. Методические советы. Из литературы ХХ века.


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895—1925)

«Пугачев»

      Со стихотворениями С. А. Есенина школьники встречаются в самых младших классах. По нашей программе — с 5 класса. Однако это всегда были стихотворения о родной природе. В 8 классе учащимся предстоит познакомиться с более сложным произведением, в центре которого особая личность — предводитель восстания Пугачев.

      На первом уроке целесообразно предложить конкурс на лучшего чтеца есенинских стихотворений с последующим обсуждением. Затем организовать работу по группам, которым дано предварительное задание — повторить песни и предания о Пугачеве, характеристику этого героя по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждая группа посвящает свои рассказы, пересказы, сообщения одной из этих тем, в целом же получается хорошее введение в новую тему.

      Учитель подытожит работу учащихся. Они сопоставляют изображение Пугачева в преданиях, народных песнях, в историческом труде Пушкина и в «Капитанской дочке». Сергей Есенин вернул читателей к этой теме в XX веке. В чем сходство и в чем различие есенинского Пугачева с предыдущими изображениями его в истории и литературе?

      Прочитаем статью о Есенине и отрывки из текста «Пугачева», ответим на вопросы учебника. Учитель комментирует прочитанный текст, помогает справиться с вопросами и понять есенинское произведение, характер Пугачева.

      Дома школьники перечитывают статью о Есенине, готовят выразительное чтение отрывков, характеристику героя с подтверждением своих суждений цитатами.

      На втором уроке первая группа восьмиклассников рассказывает о Есенине, вторая — дает характеристику героя, третья — читает текст по ролям, четвертая — дает сопоставление характера Пугачева в преданиях, песнях, пушкинском и есенинском произведениях.

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН
(1872—1942)

«Пенсне»

      Знакомство с писателем М. А. Осоргиным и его творчеством у восьмиклассников первое. Именно поэтому на уроке учитель подробно расскажет о его жизни. Известно, что воспоминания писателя о детстве были светлыми и помогали ему в самые трудные минуты.

      Вспоминались ему и светлые образы, и доброта его родителей, и родная природа, он радовался и гордился, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме. С некоторой иронией вспоминал он о гимназии, о своей любви к книгам и о ранних писательских опытах.

      Далее жизненная дорога привела его на юридический факультет Московского университета, ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве всякий находит родное...»). В студенческие годы Осоргин был корреспондентом «Пермских губернских ведомостей», с 1902 года началась его адвокатская работа в Москве. По его словам, в революционной деятельности он был больше зрителем, чем участником. Когда начались противоречия в партии эсеров, Осоргин оказался в оппозиции, был арестован, в мае 1906 года чудом оказался на свободе, бежал в Финляндию, затем поселился в местечке Сори близ Генуи. В русских эмигрантских кругах к Осоргину относились с неприязнью. Он писал, что города Италии были ему комнатами (Рим — рабочим кабинетом, Флоренция — библиотекой, Венеция — гостиной, Неаполь — террасой). В книге «Там, где я был счастлив» много страниц посвящено Италии. Он объездил всю Европу, встречался с Горьким на Капри. С 1916 по 1922 год жил в России, но в 1922 году был выслан, жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами, в 1923 году уехал в Париж, мечтал о возвращении на родину. Осоргин видел противоречия в современной ему жизни и сумел их показать. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединялась с любовью к человеку». В 1940 году Осоргину с женой пришлось бежать из Парижа, а вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными. Умер писатель в Шабри́ 27 ноября 1942 года. Там и похоронен. Множество раз он просил Горького помочь ему напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым на... родине». И еще: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, а в том, чтобы таково было ее будущее». Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю, вот и мы знакомимся с необычным рассказом «Пенсне». Некоторые школьники могли прочитать и еще один рассказ писателя — «Мумка».

      Рассказ «Пенсне» юмористический и одновременно сочетающий в себе реальное и фантастическое. Реально пропавшее пенсне, но фантастично его убежище... Автор убеждает читателя, что вещи живут своей жизнью («часы шагают», «хворают», «кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»). Обратим внимание, что каждый предмет, увиденный и «услышанный» автором, действительно именно так и «действует», как кажется писателю. Продолжим чтение с учащимися и придумаем, если восьмиклассники обладают воображением, каждому предмету свою историю, отталкиваясь от тех действий, которые определил им писатель. Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

      Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут? Чем заканчивается рассказ? Каковы рассуждения автора? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности? Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом? Словом, рассказ зовет к размышлениям, к желанию помечтать, пофантазировать о жизни вещей и окружающих нас предметах.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ
(1873—1950)

«Как я стал писателем»

      И. С. Шмелев — тоже новое для восьмиклассников имя. По мнению литературоведов, Замоскворечье — духовный исток его творчества. Здесь он родился, вышел из торгово-промысловой среды...

      Отец писателя строил на Москве-реке мосты, купальни, паромы, бани, иллюминировал город в праздники. Семья была патриархальной, отличалась истовой религиозностью. Первой важной и мудрой школой, по словам писателя, был двор.

      Увлечения Шмелева были разнообразными. Помимо обучения на юридическом факультете Московского университета, он интересовался ботаническими открытиями К. Тимирязева. Первый его литературный труд — зарисовка из народной жизни «У мельницы», затем были рассказы, повести. Началась переписка с Горьким. Главной заслугой и новаторством писателя было перевоплощение в своего героя. Кроме того, его отличает тематическое разнообразие произведений: дворянская усадьба и артистическая интеллигенция, тихое житье прислуги и пр.

      Февральскую революцию Шмелев встретил восторженно (он совершает много поездок по России, выступает на собраниях, митингах). В 1922 году писатель, по приглашению И. А. Бунина, приезжает сначала в Берлин, затем в Париж. Начинается эмиграция, а с ней приходит и тоска по родине. «Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Все — чужое», — напишет он позднее.

      Последние годы Шмелев проводит в одиночестве, испытывая тяжелые физические страдания.

      Высокую оценку дал писателю А. Куприн, назвав его последним и единственным из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка.

      В 8 классе мы предлагаем школьникам познакомиться с его рассказом «Как я стал писателем». Он интересен тем, что хорошо передает время и жизнь человека внутри общества. Кроме того, еще в 7 классе школьники стали знакомиться с лабораторией писателя, задумываться над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения. Шмелев показывает, как начинался его путь, как подошел писатель к своему первому рассказу, как помогли ему уроки литературы, работа над сочинением.

      На этом уроке можно начать разговор о том, как работали другие писатели, какова была их творческая лаборатория. Даже несколько упоминаний о том, как любил сокращать свои произведения А. П. Чехов, как переделывал множество раз свои тексты Л. Н. Толстой, может быть вступлением к разговору о рассказе Шмелева.

      Затем учащиеся пересказывают текст (кратко, подробно, выборочно).

      Как проявляется в тексте рассказа характер самого автора — об этом и будет основная беседа с учащимися после чтения рассказа.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Журнал «Сатирикон»

      Раздел «Писатели улыбаются» был введен в учебник-хрестоматию для 5 класса, теперь он будет и в учебнике-хрестоматии для 8 класса. Юмористические произведения помещены во все классы нашей программы. Известно, что юмор и сатира не так просто воспринимаются школьниками, следовательно, задачей уроков, связанных с подобными произведениями, является приобщение учащихся к восприятию сатиры и юмора, желание научить детей понимать настоящий юмор, жесткую сатиру, видеть, с помощью каких художественных средств создается автором сатирическое или юмористическое произведение.

      В 8 классе школьникам предстоит познакомиться с непривычным для них произведением — историей в юмористическом освещении. Как создается авторами в этом случае юмор? Над чем предлагают нам посмеяться авторы этих произведений? Ведь, казалось бы, так серьезна и лишена всякого юмора тема смены тысячелетий. Но вот одно лишь слово юмориста — и вся серьезность уходит, становится смешным самое несмешное событие.

      Уроки по этой теме важно начать с повторения определений юмора, сатиры, гиперболы, гротеска. Поговорить о том, какие юмористические и сатирические произведения известны восьмиклассникам, как строится юмористическое произведение, как важно каждому уметь воспринимать юмористическое и сатирическое произведение, отличать плоскую и неумную шутку от настоящего юмора. Ведь только настоящие юмористические и сатирические произведения живут долго, радуют читателей и часто воспринимаются так, как если бы были написаны о современных ситуациях, т. е. заставляют улыбаться многие поколения читателей, хотя опубликованы были в давно прошедшие времена.

      До сих пор интересны истории, рассказанные Н. В. Гоголем и М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым и М. М. Зощенко, Ильфом и Петровым, Тэффи и А. Т. Аверченко...

      Мы удивляемся верности характеров гоголевского «Ревизора» и негодуем по поводу того, что далеко не всё, осмеянное в давние времена XIX века Н. В. Гоголем, ушло в прошлое в XX и в XXI веках.

      Краткие сведения об авторах «Сатирикона» школьники прочитают и перескажут на следующем уроке. После этой работы восьмиклассники под руководством учителя читают вслух отрывки из «Сатирикона», затем отвечают на вопросы учебника и стараются определить, какие средства помогают авторам создать юмористический эффект пересказа исторического прошлого человечества.

      Дома, кроме этого материала, школьники читают самостоятельно рассказы Тэффи и Зощенко, готовят их к пересказу, инсценированию, находят в них художественные средства, оттеняющие юмор рассказов, отвечают на вопрос: что вызывает смех, а что — грусть и негодование в рассказе Зощенко?

      Общая направленность уроков — понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении. Именно в этом и нужно помочь восьмиклассникам.

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ
(1910—1971)

«Василий Теркин»

      Изучение поэмы «Василий Теркин» имеет давнюю традицию и в литературоведении, и в методике, и в школьном изучении. Поэму «Василий Теркин» читал не однажды сам автор, первым исполнителем ее среди чтецов был народный артист СССР Дмитрий Николаевич Орлов. По словам Твардовского, «стих Теркина» с его интонационным фразеологическим строем оказался сродни дару Орлова. Методист И. И. Чернова в статье «Прослушивание грамзаписи на уроках по поэме «Василий Теркин» рассказала об организации уроков с использованием грамзаписи.

      Приведем лишь некоторые фрагменты этих уроков.

      Познакомив учащихся с творчеством Д. Н. Орлова, учительница подчеркнула, что именно художественное чтение во многом определило его развитие как артиста. Сам он признавался, что погиб бы как художник, если бы не занимался чтением. Выступая с чтением литературных произведений в течение тридцати лет, Д. Н. Орлов достиг высокого исполнительского мастерства. Учительница говорила, что для творческой манеры артиста характерны очень умная и тонкая подача текста, удивительная способность точно и живо лепить образы с помощью слова, певучая мелодичность речи, теплота и сердечность интонаций. По словам С. Я. Маршака, в устах Орлова «живая, улыбчивая народная речь звучала правдиво, богато и свежо». Сам Орлов ценил в своем исполнении прежде всего простоту и серьезность, глубину в передаче смысла литературного произведения. «Мое искусство простое... но я люблю его серьезно. Тонкость не в манерности понимаю я», — записал актер 6 апреля 1946 года в дневнике.

      Учительница говорила о репертуаре чтеца, который подготовил его к встрече с поэмой «Василий Теркин». В репертуаре артиста видное место занимали произведения устного народного творчества, русская и советская классика (произведения Крылова, Ершова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова, Л. Толстого, Горького, Фурманова, Вс. Вишневского, Шолохова, Твардовского). «Главное для меня — живой русский народ, — говорил артист, — и я хотел бы отразить... русского человека таким, каким я его знаю». Поэма «Василий Теркин» отвечала этим творческим устремлениям художника.

      На том же уроке один из учеников рассказал о творческих взаимоотношениях поэта и чтеца. В основу сообщения была положена статья А. Твардовского «Василий Теркин» Дмитрия Орлова» и отрывки из дневниковых записей артиста.

      Своим искусством Д. Н. Орлов утверждал правдивую, искреннюю манеру исполнения, о которой К. С. Станиславский писал: «Есть другая манера декламации... простая, сильная, благородная... Я чувствую в ней настоящую музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый внутренний рисунок мысли или чувства»1.

      Знакомство с творчеством выдающихся русских чтецов расширяет кругозор школьников, углубляет понимание прочитанного произведения, служит эффективным средством обучения выразительному чтению, повышает культуру речи учащихся.

      Интересно включить в работу над поэмой иллюстрации О. Верейского, великолепного художника-иллюстратора произведений А. Т. Твардовского, его друга и соратника. Близкой к поэме является и картина Ю. Непринцева «Отдых после боя», сюжет и героев которой целесообразно сопоставить с героями поэмы Твардовского. Что сближает их? Беседа на эту тему с учащимися проходит интересно и живо.

      Необычайно важно обратить внимание учащихся на юмор, которым пронизана вся поэма. Поэт говорит, что его герой «обыкновенный» человек, но по мере чтения поэмы оказывается, что он мужественный, смелый, готовый на выдумки, обладающий смекалкой, широкой душой, горячо любящий свою родину, т. е. обладает качествами, присущими всему народу.

      Юмор поэмы и юмор героя подчеркивает душевное здоровье, неиссякаемую энергию, направленную в данном случае на защиту отечества:

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.

      Автор поэмы «населяет» свое произведение множеством людей, наряду с Василием Теркиным — генерал, бородач-солдат, старик-солдат и его старуха («Два солдата»), шофер и пр.

      Подумаем вместе с восьмиклассниками, зачем нужен поэту столь обширный «населяющий» поэму масштаб.

      В статье П. Рощина и Е. Аксеновой «Художественное мастерство А. Твардовского в поэме «Василий Теркин» подробно рассматривается содержание, композиция и язык поэмы. Приведем фрагменты из этой статьи2:

      «На связь поэмы с устным народным творчеством указывает и ее язык. Элементы частушки, пословицы, поговорки и прибаутки чрезвычайно многочисленны в поэме. Иногда это даже не элементы, а целые обороты, бытующие в народе или (в большинстве случаев) перефразированные автором: «Будем живы — не помрем», «Делу — время, час — забаве», «Тут не скажешь: я не я, ничего не знаю, не докажешь, что твоя нынче хата с краю», «Ничего, с земли не сгонят, дальше фронта не пошлют», «У войны — короткий путь, у любви — далекий», «Города сдают солдаты, генералы их берут» — и многие другие.

      В поэме множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии («голубочек», «сыночек», «дружок», «соколик» и т. п.) и постоянных эпитетов («земля сырая», «година горькая», «дорога постылая», «край чужой» и др.).

      Поэт ассоциирует события с известными песнями Гражданской войны:

Мимо, мимо той сторонки
Шла дивизия вперед.

      Получила отражение в «Книге про бойца» и широчайшая популярность афористических строк песни М. Исаковского «В лесу прифронтовом» («И каждый знал, дорога к ней идет через войну»):

И бойцу за тем порогом
Предстояла путь-дорога
На родную сторону,
Прямиком через войну.

      Язык поэмы, преимущественно разговорный, народный, отличается образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций.

      Для поэмы характерны идиоматические выражения и непереводимые обороты речи («сказать по чести», «ударит в пот и дрожь», «парень хоть куда», «ясно до точки», «шут с тобой», «подать рукой» и т. д.), иносказательные слова и обороты, родившиеся в условиях фронтовой жизни («загорать», «баранка», «топать», «крышка» и т. п.) или только применимые к фронтовой обстановке («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета», «жизни даст», «силен» и т. п.).

       Структуру разговорной речи с ее краткостью, преобладанием простых предложений, отсутствием связок Твардовский сохраняет и в диалогах.

      Диалоги в поэме очень часты; они сообщают ей живой драматический характер, несут самые разнообразные функции: рисуют военный быт, дают портретные характеристики и т. д.

      Народно-разговорный характер языка поэмы, а следовательно, ее теснейшая связь с народными поэтическими произведениями особенно ярко сказываются в синтаксических параллелизмах, к которым Твардовский очень часто прибегает. Синтаксические параллелизмы пронизывают и лексику, и синтаксис, а в ряде случаев переходят в повторения отдельных строк и даже строф (например, в главах «О любви» и «На Днепре»).

      Изобразительные средства поэмы (метафоры, эпитеты, сравнения и т. п.) делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной, как, например, метафоры «Чутко дышит берег этот», «Прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе» и т. п.

      Выразительность стиха усиливает употребление динамичных глаголов:

Дверцу выбросил шофер...

Гармонист
Кинул пальцы сверху вниз.

      Для поэтического языка Твардовского характерен лаконизм — драгоценнейшее свойство. «Уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина, — писал В. Некрасов, — дело величайшей трудности».

      Твардовский проявил в этом высокое мастерство:

Под накатом из жердей,
На мешке картошки,
С узелком, с горшком углей,
С курицей в лукошке...

      Целый отрезок жизни стариков с их бытом в прифронтовой полосе уместился в десятке слов, блестяще организованных в поэтическую строфу.

      Вот как выглядит хорей, использованный для передачи неторопливого, обстоятельного рассказа:

— Доложу, хотя бы вкратце,
Как пришлось нам в счет войны
С тыла к фронту пробираться
С той, с немецкой стороны.
Как с немецкой, с той зарецкой
Стороны, как говорят,
Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат...

      Обилие повторов, смысловых пауз, предлогов, союзов замедляет ритм, делает невозможным читать эту строфу скороговоркой. Это речь обстоятельного рассказчика.

      А вот тот же хорей, призванный живописать динамику пляски:

Подает за штукой штуку,
— Эх, жаль, что нету стуку.
Эх, друг,
Кабы стук,
Кабы вдруг —
Мощеный круг!

      Интересным приемом скрепления текста являются рефрены. Чаще всего каждый такой рефрен оказывается лейтмотивом отдельной главы, например:

А гармонь зовет куда-то
Далеко, легко ведет!

(«Гармонь»)


Переправа, переправа!
Берег правый, как стена...

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый...

Переправа, переправа...
Темень, холод. Ночь, как год...

Переправа, переправа...
Пушки бьют в кромешной мгле...

(«Переправа»)

      Или:

Тула, Тула... Что ж ты, Тула?

(«Теркин ранен»)

      И еще:

Вот что значит мы, солдаты...

(«Два солдата»)

      Кроме того, в поэме есть рефрены, переходящие из главы в главу и составляющие их лейтмотив:

Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя!
Мать-земля моя родная...
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

      Н. К. Силкин в статье «Василий Теркин» А. Твардовского в VII классе» предлагает построить уроки по проблемно-тематическому принципу и считает, что главное внимание следует обратить на планирование уроков и систему домашних заданий. Рассмотрим темы и проблемы, поставленные им на уроках. Первый урок — «Личность А. Твардовского и его поэма «Василий Теркин». Второй урок — «Василий Теркин» — «Книга про бойца». «Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный». Третий урок — «Тема «большой и малой» родины в поэме. «Мать-земля родная наша, В дни беды и дни побед Нет тебя светлей и краше И желанней сердцу нет». Четвертый урок — «Тема войны и мирной жизни в поэме. «Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле».

      Можно привести еще много вариантов построения уроков по изучению поэмы А. Т. Твардовского в школе. Однако остановимся еще на одном варианте организации подобной работы — интеграционных уроках-семинарах по данной теме. Для этого школьники получают предварительные задания: индивидуальные и групповые. Например: одни готовят рассказ о поэте, подбирают и организуют выставки изданий с различными иллюстрациями поэмы (художников И. Бруни, О. Верейского), лучших рисунков учащихся к фрагментам поэмы, другие подбирают магнитофонные пленки, пластинки с чтением автора и актеров, третьи готовят инсценирование разных фрагментов текста, четвертые — индивидуальное выразительное чтение отдельных глав, пятые — диалоги-размышления по содержанию поэмы, шестые — характеристику Василия Теркина, седьмые — рассуждение о языке, о «необыкновенных» читателях и на тему «Автор и его рассуждения в поэме в главах «От автора» и т. д. Затем, начиная с вопросов, почему писателю близка тема войны, как и когда была написана поэма, как и что писали о ней критики, сам автор, как описывается война и солдаты, выстроить урок-семинар.

      Таким образом, получится, что каждый внимательно прочитает поэму, проникнется ее мыслями, музыкой стиха, юмором, продемонстрирует знание текста произведения, понимание пафоса поэмы, знание важных страниц из жизни поэта, а в целом необходимо построить урок-семинар с участием каждого ученика класса.

      Материалы литературоведов, методистов помогут учителям организовать такие уроки, которые запомнятся школьникам и дадут возможность полюбить творчество поэта и продолжить чтение других его произведений, воспоминаний о нем и его творчестве, например: Воспоминания об А. Твардовском / Сост. М. И. Твардовская. — М., 1978; А. Твардовский. Василий Теркин / Сост. А. Л. Гришунин. — М., 1976. — (Серия «Литературные памятники»).


      Предлагаем вам варианты тем уроков из опыта работы учителя-словесника Е. Е. Фроловой (Москва).

      1-й урок. «Это поистине редкая книга» (И. Бунин).

      2-й урок. «Русский труженик — солдат» (анализ глав «Переправа», «О награде», «Гармонь»).

      3-й урок. «Русский чудо-человек» (главы «Два бойца», «Кто стрелял», «От автора»).

      4-й урок. Сочинение-миниатюра «Василий Теркин — русский солдат».

      5-й урок. «Еще раз о «Василии Теркине».

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1899—1951)

«Возвращение»

      Произведения замечательного русского прозаика входят в нашу программу почти во всех классах, поэтому учитель имеет возможность вновь повторить изученные в предыдущих классах рассказы, вспомнить биографию писателя, организовать беседу, викторину и т. д.

      Урок можно начать со вступительного слова учителя о трудной и необычной жизни писателя и о широком признании его творчества после смерти.

      В процессе фронтальной беседы школьники рассказывают, какие рассказы Платонова они читали и обсуждали в классе и какие были прочитаны ими самостоятельно, какие из них особенно понравились и почему. Заранее подготовленные школьники называют начало или концовку того или иного рассказа, диалог, другие определяют, откуда взяты эти слова или диалоги.

      Следующим этапом работы могут стать конкурсные рассказы о платоновских героях, о самом писателе, чтение статьи о нем и начало знакомства с новым рассказом Платонова «Возвращение».

      Рассказ «Возвращение» о солдате, пришедшем с войны домой. Жена рассказывает ему о том, как кормила и одевала детей, как ей помогали в этом сами дети, не по годам повзрослевшие, научившиеся заботиться о матери, жалеть друг друга. Это не сразу смог понять и оценить их отец — солдат. Дети помогают ему в этом. Он возвращается к детям, к дому, к самому себе, к гуманизму и доброте, которые едва не ушли от него в военную пору, когда всё было на грани жизни и смерти...

      Именно к такому пониманию и должны привести учащихся уроки, посвященные этому небольшому платоновскому рассказу. Работа состоит из ответов на вопросы, размышлений учащихся, пересказов текста, рассказов о героях, их характерах и поступках... Не забудем и словарную работу, которая поможет еще раз погрузиться в особый мир платоновской прозы, лучше понять главное — в чем смысл названия рассказа.

      Прочитать и обсудить этот рассказ — задача важная для понимания не только военной и послевоенной поэзии, но и прозы.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924—2001)

«Фотография, на которой меня нет»

      Учащиеся к 8 классу уже многое знают о писателе: в 5 классе они знакомились с детством и началом литературной деятельности Астафьева и рассказом «Васюткино озеро», в 6 классе — с рассказом «Конь с розовой гривой».

      В программу 8 класса включен рассказ «Фотография, на которой меня нет», являющийся главой из книги «Последний поклон» — автобиографического произведения писателя, относящегося к довоенным годам, т. е. для наших учащихся вполне историческому времени.

      Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

      Начинал Астафьев как детский писатель и об этом писал так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». Об этом же писал другой известный писатель, Е. Носов, сказавший об Астафьеве: «Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово — и в книгах его, и изустно».

      Традиция изучения рассказа «Фотография, на которой меня нет» недостаточно прочная, тем важнее учесть и творчески использовать имеющийся опыт такого изучения. Г. И. Беленький выделил, пожалуй, основное в рассказе: как «над пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь».

      В пособии «Литература в 8 классе. Урок за уроком» авторы уместно напоминают об истории создания книги Астафьева «Последний поклон». Следует согласиться с рекомендацией учащимся прочитать повесть «Последний поклон» целиком и обсудить ее на уроке внеклассного чтения.

      «Повесть Астафьева — последний поклон святому единству жизни... Главная тема «Последнего поклона» — взросление человека, становление личности главного героя Виктора Потылицина». Авторы предлагают полезные для анализа рассказа вопросы и задания:

      — Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было? Как меняется взгляд героя на фотографию?

      — С какой целью автор вводит в повествование свои размышления о других фотографиях?

      — Как дополняет рассказ об учителе история со змеей?

      — Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем?

      Учитель может использовать и рекомендации других методистов, например:

      — Проанализируйте речь бабушки... Что она ценит в жизни и в людях; как народная житейская мудрость передана через ее речь?

      — В каких эпизодах внутренние переживания персонажей переданы через их внешнее поведение?

      — От лица кого ведется повествование? Каким настроением проникнут весь рассказ? Какие события и люди оказывают наиболее сильное впечатление на формирование характера героя? Что означало для рассказчика постоянное общение с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки?

      Можно предложить вопросы и задания учащимся для целостного, «вслед за автором» анализа рассказа:

      — Почему приезд фотографа в деревенскую школу назван «неслыханно важным» событием, а сам фотограф — персоной?

      — Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?

      — Как вы объясняете троекратное повторение: «Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?

      — Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз? Как это характеризует жизнь ребят в деревне?

      — Почему герою рассказа так было важно, чтобы его «засняли» в школе?

      — С помощью каких деталей описания создается в рассказе образ бабушки?

      — Автор неожиданно прерывает рассказчика сообщением о писателе Яшине, т. е. рассказ ведется как бы с двух точек зрения: от лица юного героя и взрослого писателя. Какие еще особенности рассказа позволяют увидеть жизнь в Овсянке тогдашнюю и современную? Например, кто дает в рассказе оценку сельскому учительству? Почему герой рассказа не забыл малоприметное лицо учителя? Как к учителю относились в деревне и почему? Почему автор называет деревенское уважение к учителю «молчаливым»?

      — Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?

      — Как вы понимаете слова писателя: «...важно, чтобы осталось слово «учитель»?

      — Рассказ кончается утверждением, что «деревенские фотографии — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Обоснуйте мысль, что рассказ Астафьева тоже своеобразная история нашего народа.

      Обобщающие вопросы позволят учителю и учащимся подвести итог анализу рассказа:

      — Писатель назвал «Последний поклон», куда входит и рассказ «Фотография, на которой меня нет», самой заветной, самой свободной и искренней порой «до глупости» своей книгой. Какими качествами рассказ отвечает этой авторской самооценке?

      — Что дорого писателю в воспоминаниях о его детстве? В каких обстоятельствах складывался его характер?

      — Какие черты нашего прошлого, недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев?

      С появлением этой книги от многих читателей пошли письма. Общая мысль в них: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени...» В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:

      «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать».

      Предлагаем фрагменты из опыта работы над рассказом «Фотография, на которой меня нет» учителя-словесника Е. Е. Фроловой (Москва).

      Знакомству с произведением посвящен один урок. В начале его — краткий рассказ о писателе, «визитные карточки» (небольшие цитаты, несколько слов о сюжете, героях, основной мысли некоторых произведений В. Астафьева, например «Царь-рыба», «Пастух и пастушка»).

      Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — часть книги «Последний поклон». В младших классах ребята читали другие главы из этой повести. Немного вспомним о них: кому посвящены, кто является героями, где происходит действие и т. д.

      Анализируемый рассказ восьмиклассниками к уроку прочитан. Просим их пересказать сюжет, убеждаемся, что он очень прост; событие, положенное в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении играет второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное? Основную мысль выразил автор в финале: «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясняя смысл этой фразы, школьники говорят о том, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет — часть этой истории. Учитель, развивая мысль ребят, говорит о том, что не только фотография способна запечатлеть эпоху, создать ее портрет, но и память человека. А если этот человек — писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства.

      Фотопортрет, созданный мастером, может отразить, во-первых, подробности лица, одежды, фона (обстановки), во-вторых, психологические особенности человека. Задача учащихся — внимательно прочитать рассказ, увидеть и то и другое.

      Далее идет беседа с элементами комментированного чтения и анализа. При этом придерживаемся таких вопросов и заданий:

      — Как воспринимают жители деревни приезд фотографа?

      — Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?

      — Почему все село считает особенно важным угодить фотографу?

      — Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии?

      — Перечитайте слова Саньки, принявшего решение не сниматься. Почему в его речи так много повторов? Как этот поступок характеризует Саньку?

      — Что вы можете сказать о состоянии главного героя, когда его зовет Санька фотографироваться? Какие средства выразительности, использованные автором, помогли вам сделать такие выводы?

      — Какую роль в рассказе играет отступление о цветах?

      — «По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.

      — Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чем это говорит?

      Подробнее ведем разговор о бабушке:

      — Какую роль в жизни мальчика играет бабушка Катерина Петровна?

      — Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте ее речевую характеристику.

      — Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

      — В какой школе начали они работу?

      — Что делали они для односельчан? Могли ли они этого не делать?

      — Как относятся к ним люди? Подтвердите свое мнение текстом.

      В конце урока перечитываем финал рассказа (со слов: «Школьная фотография жива до сих пор») и пытаемся определить, чем особенно дорого ушедшее время автору, что из запомнившегося он считает самым важным и стремится донести до читателя.

      Дома ребята размышляют над вопросом о том, чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам.

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

Стихотворения о Родине

      Два раздела учебника-хрестоматии для 8 класса посвящены этой теме. Учащимся предстоит прочитать, подумать над тем, какой видят они родную природу в разные времена года, какое настроение рождают картины природы, пейзажи в душе поэта и какие чувства возбуждают в читателе эти стихотворения?

      Главное направление на таких уроках — чтение поэтических произведений учителем и учащимися, обсуждение этого чтения, осмысление прочитанного.

      Хорошо бы на этих уроках использовать репродукции пейзажных картин самых известных художников XIX и XX веков, музыкальные произведения, тогда занятия, посвященные родной природе и Родине, превращаются в уроки-концерты, активно содействующие эмоциональному и эстетическому развитию учащихся.

      На таких уроках учитель и учащиеся готовят рассказы об авторах, чтение их произведений, комментирование. Кроме того, восьмиклассники подготавливают выставку книг, портреты поэтов, о которых будет идти речь на уроке, звукозапись с авторским (поэты XX века) и актерским чтением.

      Этот раздел включен в каждый из учебников по нашей программе с тем, чтобы школьники постепенно накапливали знание поэтических произведений, знали их наизусть, учились выразительно читать стихотворения, получали удовольствие от их чтения.

      Кроме того, ребята учатся сопоставлять описания природы, отношение к ней поэта, чувства, которые рождает созерцание окружающего мира, и чувства, которые вызывают картины природы в поэте.

      Урок или два сдвоенных урока, посвященных этой теме, целесообразно провести как урок-концерт, урок-раздумье. Для этого нужно заранее подготовить группы учащихся с рассказом об авторе и чтением стихотворения этого автора.

      Сам учитель начнет со вступительного слова о том, что русские поэты всегда писали о родной природе и Родине. Отношение это не всегда было простым: вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» или стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Но всегда в стихотворных произведениях поэтов чувствуется любовь к родному краю и боль за то, что совершается на Родине.

      Пожалуй, особенно интересно в этом отношении стихотворение З. Гиппиус «Знайте». Утверждают, что оно явилось ответом на слова Блока о том, что революция погубила Россию и что ей уже не восстать из пепла.

      Эти занятия как бы продолжают уроки, посвященные поэзии XIX века. В раздел включены поэтические произведения XX века авторов, которые остались в России, и авторов, которые эмигрировали из нашей страны в начале века.

      — Кого из них вы можете назвать?

      — На что обращают внимание поэты-эмигранты? Что их волнует? Что такое ностальгия?

      Уроки, посвященные этой теме, будут представлять собой, как мы уже говорили, уроки-раздумья, где каждый выступит либо с рассказом о писателе, либо с чтением стихотворения.


      1 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1954. — Т. 1. — С. 369.

      2 Литература в школе. — 1953. — № 5.

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>