«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...»

      Раздел, посвященный литературе XX века, завершается в учебнике группой стихотворений о родной природе. К. Паустовский, много размышлявший над этой важной темой, в статье «Заметки о живописи» пишет, что каждый любит природу по-своему и «как может», что «любовь к природе не бездеятельна и созерцательна». Писатель возмущается беспощадным отношением к природе, ее красоте и богатству. Эти мысли, напомним учащимся, перекликаются с рассказом Е. И. Носова «Кукла». Хорошо, если бы об этом на уроке состоялся разговор.

      Стихотворения о родной природе завершают два раздела учебника седьмого класса: русская литература XIX века и русская литература XX века. Идея создания этих разделов — погружение учащихся в мир поэтического прославления природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение любви к Родине.

      Именно поэтому для чтения, изучения, обсуждения и просто прослушивания, ознакомления с лирическими картинками, посвященными описанию различных явлений природы, имеет смысл предусмотреть цепочку уроков: урок литературы — урок развития устной и письменной речи — урок внеклассного чтения — конкурсы — вечера, посвященные чтению стихотворений о родной природе, и т. д.

      Причем если на уроках литературы школьники слушают, анализируют предложенные в хрестоматии стихотворения, то на уроках развития речи осмысливают многозначность слова в тексте стихотворений, размышляют над тем, какие слова, выражения из полюбившихся произведений используются в обычной разговорной речи.

      На уроке внеклассного чтения круг привлекаемых для размышлений стихотворных и прозаических произведений, посвященных этой теме, расширяется, из них отбираются тексты для конкурсных чтений и вечеров.

      На уроке литературы целесообразно сопоставить стихотворения, посвященные различным явлениям природы, определенному времени года, и проследить, как описывается то или иное время года различными поэтами и различными художниками. Какой видят осень Пушкин и Цветаева? Какие литературные приемы используют авторы стихотворных произведений? Какие краски используют художники на своих полотнах?

      На уроке развития речи и внеклассного чтения учащимся можно предложить самостоятельно проанализировать одно из любимых стихотворений. При этом важно обсудить, насколько умеют ребята понимать и сопереживать при чтении и прослушивании стихотворений. Начало такой работы в простых упражнениях: прочитать, воссоздать устно близко к тексту описанные автором картины, подумать над тем, какие чувства вызвала у автора эта картина и какие настроения передались читателю, например, как видят семиклассники картины природы в стихотворениях И. Никитина, А. Фета, С. Есенина и др.

      Рассказывая о том, как учащиеся видят описанные авторами картины природы, школьники готовят выразительное чтение стихотворений или отрывков из них, высказывают свои суждения по поводу прочитанного, пишут сочинения о любимых поэтах, стихотворения которых включаются в конкурсное чтение, размышляют о настроении, которое сообщают читателю поэты через описания родной природы.

      Приведем некоторые высказывания учащихся седьмых классов: «Покой, тихое, светлое состояние души автора передается, когда читаешь строчки стихотворения Никитина. Хочется прочитать его спокойно, протяжно, размеренно: «Золотые нивы… Гладь и блеск озер… Светлые заливы… Без конца простор…» «Бурная радость, веселье, вызванное наступлением весны, мощь дня и света, говор вод, зори без затменья, дробь и трели птиц — все сливается для поэта и для нас в одно — это все — весна. Вот поэтому надо передать состояние радости, когда читаешь эти строчки А. Фета». «Совсем другое настроение в стихотворении Есенина — вьюга, холод, стая снежинок приносит человеку печаль, наверное, поэтому несколько раз повторяются слова «слезинки», «слезами», а о ветре говорится, что он «бушует люто…» — тревога звучит в каждой строчке. Ее и надо показать во время чтения».

      Стихотворения о родной природе часто выражают чувства любви к своему родному краю, к Родине. Вот почему одним из обсуждаемых вопросов будет и такой: как проявляются чувства любви к родной стороне у каждого из авторов? Вслушаемся в такие признания поэта Русского зарубежья Дона Аминадо (1887—1957):

Города и годы

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью.
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много,
И уже толпятся тени
У последнего порога.

      Итак, чтение статьи Паустовского, беседа по ее содержанию, затем чтение стихотворений, посвященных родной природе, выражающих отношение авторов к родной природе, к Родине. Каково это отношение у каждого из поэтов — В. Брюсова, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого и др.?

      Прослушивание конкурсного чтения небольших рассказов о поэтах и актерского или авторского чтения с последующим обсуждением — следующий этап работы с учащимися.

      Завершается работа подготовкой самых разных творческих работ: сочинения на тему «Мой родной край», конкурса на лучшее чтение стихотворения о родной природе с последующим комментированием и обсуждением чтения учащихся, вечера «Русская поэзия и живопись, посвященные родным мотивам»… Обратим внимание учащихся на форзацы учебника, где помещены репродукции картин на эту тему.