А. В. ВАМПИЛОВ

«Свидание»1

      Следующей темой будет тема взаимоотношений между людьми, показанная в «сценке из нерыцарских времен». Не забудем напомнить школьникам об особенностях построения драматических произведений, о роли ремарок. Пусть прочитают они об этом в справочном разделе учебника-хрестоматии.

      Еще одна трудная судьба писателя. Ему предстояло прожить короткую жизнь. Трагическая случайность оборвала жизнь талантливого драматурга. Каждая его пьеса собирала огромные аудитории зрителей, волнующихся по поводу поставленных проблем. Вампиловские пьесы отличают острый конфликт, столкновение взглядов, характеров.

      Предлагаемое семиклассникам произведение невелико по объему, но необычайно емко по содержанию, по остроте взаимоотношений героев. Почему оно названо «сценкой из нерыцарских времен»? Что хотел сказать автор таким определением его жанра? Какое впечатление производит оно на читателя? Смешное или грустное оно? Над чем заставляет задуматься? — вот первые вопросы, которые могут прозвучать в классе после чтения. Обратят ли внимание школьники, что в небольшой пьесе Вампилова как в капле воды просматриваются причины семейных и дружеских споров и ссор: неуступчивость, нежелание понять другого человека, недостаток такта и культуры общения, внимание только к своим делам и т. д.

      Какими предстают в сценке герои? Кто из них прав? Обратим внимание учащихся на особенности жанра драмы (поработаем с разделом по теории литературы). Как помогают разобраться в происходящем ремарки автора: как раскрываются характеры, чувства участников событий? Как лучше прочитать текст по ролям? Читаем, наблюдая за ремарками:

      Девушка (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

      Сапожник (любезно). Очень удачно!

      Девушка (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, прибейте, пожалуйста.

      Студент. Вы видите, мастер занят. <…>

      Девушка (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…

      И далее такие ремарки: «нервничает, ломает руки», «смотрит на часы», «вспыхивая», «с ужасом», «бледнея» и т. д.

      Подумаем вместе с учащимися над тем, какие чувства людей друг к другу притупляются из-за подобных ссор. На чьей стороне автор? Чем интересны поведение и речь действующих лиц? С помощью каких средств автор помогает читателю и зрителю понять основную мысль сценки и героев?

      Учащиеся готовятся прочитать сценку по ролям, а во внеурочное время инсценировать ее, предварительно подготовив рассказ о Вампилове, его творчестве. Для урока литературы, посвященного этому писателю, школьники определяют, кто будет делать небольшое сообщение о нем, кто перескажет, может быть, некоторые его рассказы, поговорят о таких пьесах, как «Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне». Рассказать о писателе помогут и воспоминания, высказывания о нем.

      Немного воспоминаний сохранилось о драматурге, но они, несомненно, будут интересны для школьников, которые впервые соприкоснутся с его творчеством. Напомним некоторые из них:

      Валентин Распутин: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… — кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература… Главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях?..»

      Георгий Товстоногов: «Вампилову было дано удивительное чувство театра, особый дар театрального мышления, когда театр понимается как действо. Природа его драматургии в ее несочиненности, органичности — конфликт возникает из самой логики поведения столкнувшихся характеров…»

      Олег Ефремов: «Наша сцена сегодня живет во многом под знаком Вампилова. Мы пытаемся осваивать его идеи, развивать принципы его драм, открытых им человеческих характеров и проблем… Он писал жизнь бесстрашно, проникал в те ее слои, куда другие опасались даже заглянуть. Корни его художественной системы уходят в глубь русской культуры, прежде всего к Чехову…»

      Виктор Розов: «Чтобы добиться признания, надо или уехать, или умереть», — говорит персонаж ранней пьесы Вампилова «Дом окнами в поле». Пророческая фраза. <…> Едва Вамлилов ушел из жизни, как пьесы его буквально ринулись на сцену. Найдется ли в стране театр, который не поставил хотя бы одну из пьес Вампилова? Надеюсь, нет. А вскоре они перелетели границы… Вампилов — настоящий художник, истинный драматург… Спектакли были примитивнее пьес, в лучшем случае проще. Недаром и появились сейчас театрально-критические статьи о «загадке Вампилова». Мне думается, загадка эта заключается в том, что почти каждая пьеса Вампилова начинается как водевиль и даже фарс, а затем стремительно достигает предельного драматического напряжения… Театрам удается водевильная сторона, драматическая же всегда сглажена, полусерьезна»2.

      Эти слова в некоторой степени относятся и к небольшой сценке, которая была прочитана в классе.

      Завершая разговор, готовясь к уроку внеклассного чтения и, может быть, к вечеру на эту тему, напомним слова Владимира Лакшина: «Вампилов правдив как художник, почти не сглаживает углов, не припудривает, не выпрямляет жизнь…»3 Посоветуем прочитать школьникам пьесу Вампилова «Прощание в июне». (Материал дан для тех, кто работает с изданиями учебника до 2001 года.)



      1 См. кн.: Читаем, думаем, спорим... — М., 2003.

      2 Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск, 1982 (раздел «Воспоминания и размышления»).

      3 Там же. — С. 16.