СТИХИ, РОЖДЕННЫЕ ВОЙНОЙ

      Следующая тема в какой-то мере продолжает предыдущую, так как она тоже об ответственных моментах в жизни нашей страны, о горестных страницах нашей истории — о войне и рожденных ею поэтических страницах…

      Интервью о военной поэзии с участником Великой Отечественной войны поэтом Юрием Георгиевичем Разумовским впервые заменяет привычные подборки стихотворных или прозаических произведений, посвященных этой теме. Интервью — жанр, хорошо известный учащимся по телевизионным передачам. Представляется, что оно поможет им глубже прочувствовать (ретроспективно, через поэтические произведения), какая боль охватывала население страны, как были разорваны семьи, как велико было стремление к радости, к победе, к миру.

      Ю. Г. Разумовский прошел войну по всем ее трудным дорогам, посвятил различным ее этапам множество стихотворений. Он человек необычайно добрый и сердечный, хорошо знающий поэзию. Школьники обычно задают вопросы о войне ее участникам, очевидцам военных сражений. Однако здесь идет разговор не просто о войне, а о том, как она отразилась в поэзии.

      Обратим внимание, как точно, чеканно выразились стремления народа в те трудные годы в поэтических строках Твардовского:

Грянул гром, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете...

      Известно, что в годы войны вся интеллигенция — писатели, актеры, художники и музыканты — была на полях сражений, передавая в стихотворениях, песнях, поэмах (рассказах, фельетонах, очерках) настроения, переживания участников сражений, рассказывая о положении на фронтах…

      Школьникам важно уяснить, что крупнейшие русские поэты всегда откликались на важнейшие для страны события. Державин, Пушкин, Лермонтов отражали наиболее яркие баталии. В XX веке, как и в предыдущем столетии Денис Давыдов и Лев Толстой, писатели вместе с солдатами встали в первых рядах защитников своей земли, оставили в стихах и прозе свидетельства о войне. По имеющимся сведениям, более 1200 писателей ушли на фронт и более 400 из них не возвратились домой.

      Симонов и Берггольц, Сурков и Прокофьев, Ахматова и Твардовский, Белаш и многие другие поэты приближали День Победы. Чем же отмечен каждый их них в большой книге военной поэзии? Над чем заставляет задуматься поэма и небольшое стихотворение?

      Семиклассники стремятся осознать не только гибельность войны и ее потери, поражения и победы, но главное — почувствовать всем существом события этой тяжкой поры и духовную высоту, красоту человека — защитника своего малого и большого дома.

      Вот первая знаменитая песня-призыв:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой… —

и простые, сердечные слова стихотворений К. Симонова («Жди меня»), Е. Винокурова («Москвичи»), рассказывающие о буднях войны, о солдатах и их родных.

      Энциклопедией войны называли поэму А. Твардовского «Василий Теркин». Каждый солдат считал, что герой поэмы — действительное лицо, что он воюет где-то рядом, что и в их части есть такой Теркин… Тысячи писем полетели автору поэмы с одобрением, с пожеланиями продолжить поэму. Во многих письмах были стихотворные строки, которые предлагали солдаты для продолжения истории Теркина. Поэму часто находили на груди погибших солдат. Так поэзия входила во фронтовую жизнь, помогала солдатам, облегчала им тяжкий быт.

      Огромный поток песен военных лет вдохновлял воинов, утешал их близких («Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату…», «В землянке» и т. д.).

      Торжественная клятва — стихотворение А. А. Ахматовой «Мы знаем, что ныне лежит на весах…» и рассказы о войне со всеми ее ужасами в стихотворениях Ю. Белаша, воспоминания о войне в стихотворениях А. Жигулина, стихотворения о совести, благородстве и достоинстве. Словом, произведения о войне — это не только повествования о сражениях и смерти, но и о буднях, и о надежде на скорый ее конец, о желании жить по-человечески после нее.

      Учащиеся слушают учителя, рассказывают о литературе военных лет то, что им известно было ранее, затем читают интервью, размышляют над его содержанием.

      Дома устно или письменно готовят собственный вариант интервью на тему «Мой разговор с участником войны». Интервью создается таким образом: составляется план беседы, формулируются вопросы, подбираются стихотворения по теме, готовятся материалы для создания небольших рассказов о поэтах — участниках войны, стихотворения которых прозвучат. Участники интервью обсуждают его.

      Одним из этапов урока может быть прослушивание актерского и авторского чтения (Смоленский, Журавлев, Симонов, Твардовский и др.) с последующим обсуждением.

      На основе прочитанного по этой теме на уроках развития речи и внеклассного чтения и во внеурочное время можно провести конкурсы и викторины с последующим обсуждением.

      Рассматривание репродукций картин о войне, иллюстраций к произведениям на эту тему и обсуждение этого изобразительного материала на уроке принесет немалую полъзу. Для этого урока целесообразно попросить всех учащихся дома и в библиотеках подобрать материал по этой теме, например репродукции следующих картин: А. А.  Дейнека. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года; И. Тоидзе. Родина-мать зовет! Плакат; А. Никич. Военные корреспонденты; А. Пластов. Фашист пролетел; Г. Коржев. Проводы (из серии «Опаленные огнем войны»); а также фото: Твардовский на пепелище родной деревни Загорье. Было бы очень полезно, если бы учитель сумел достать и показать школьникам альбом, который называется «Рисуют дети блокады» (Л., 1969), и групповые фотографии писателей, журналистов на фронтах Великой Отечественной войны.

      В журнале «Литература в школе» № 4 за 1995 год помещена статья В. Чалмаева «В огне рожденное слово. «Женское лицо» войны народной, войны священной», которую учителя могут взять за основу при организации уроков по этой теме. Причем материалы статьи дают возможность организовать работу по созданию интервью по теме, связанной с осмыслением особой роли женщины во время войны и в поэзии военных лет. Возьмем для этого небольшой отрывок из серьезной статьи, которая в седьмом классе осмыслена полностью быть не может. Но интервью создать было бы неплохо, используя фрагмент из нее:

      Симонов — не без учета уроков «Катюши», где воин «землю бережет родную», «а любовь Катюша сбережет», — нашел, абсолютизировал две взаимосвязанные (но разделенные) позиции в огненном пространстве войны. Он, воин, «среди огня» выживает «всем смертям назло», — она — в сфере ожидания, в неустанном споре с забвением, с поминовениями, во вражде «с неждавшими». Если говорить несколько пышно, словами А. Поперечного из его хорошей песни «Рязанская мадонна» о женской судьбе «солдатки в двадцать лет»:

Стали женщины России
Изваянием разлук… —

то именно Симонов первым вырубил такое скульптурное изваяние. Оно было необходимо как рабочая гипотеза, как первое и громкое осознание главной беды 1941-го для миллионов разлученных душ, искавших в незыблемости очага, в тепле семьи и в верности жен прочной опоры… Опора эта — позади и в тебе самом, в оставленном довоенном доме, «крылечке», «окошке» (где «горит огонек»), в детской кроватке, даже в скромной такой крупице дома, как «синий платочек», фотокарточка («В кармашке маленьком моем есть карточка твоя…»). В дальнейшем именно эта, измененная, дополненная, оппозиция «силы» и «слабости»: здесь, в землянке, — «до смерти четыре шага», там — «у детской кроватки тайком ты слезу утираешь», здесь — темная ночь, смерть, «вот и теперь надо мною она кружится», там — «на окошке на девичьем все горит огонек», ждущая воина с орденом дивчина гордая («в крайнем случае согласна… на медаль») — будет многократно повторена. В ней причудливо смешались подлинность и литературность, традиция и адресованность узкому кругу. Если бы только ожидание было долей женщины!

      Можно сказать, что одной из судьбоносных удач Константина Симонова и было то, что он сполна использовал эффект своей формулы о раздельности огненной черты фронта и силуэта далекой, хрупкой, верной, романтичной, в известном смысле «обобщенной» любимой:

Когда на выжженном плато
Лежал я под стеной огня,
Я думал: слава Богу, что
Ты так далеко от меня.
…что где-то в городе другом
Есть тихий дом и тихий сад…

      Правда, за пределами этого тихого дома оставались дети, вообще целая корневая система человеческой судьбы, весь смысл войны — она шла ведь не за счастливую судьбу двух влюбленных, а за Родину, за «общее гнездо». Предлагалось верить и в то, что этот «тихий дом и тихий сад» (почти литературная беседка среди аллей) есть, как и известный круг друзей, разделяющих ожидание, готовых, правда, выпить «горькое вино за помин души…». Удивительно в этом плане — на фоне последующей русской прозы и поэзии — такое произведение Симонова, как «Открытое письмо. Женщине из г. Вичуга», письмо существу с птичьей душой, якобы не просто вышедшей замуж, но цинично написавшей фронтовику, погибшему, что ей не нужен его «аттестат», его письма и т. п.

…Чтоб писем он от вас не ждал,
И вас не утруждал бы снова...
«Не утруждай», «Муж», «Аттестат»…
Да где ж вы душу потеряли?..

      Мы привели лишь фрагмент из статьи. Повторяем — тема верности, человеческого тепла и раздумий солдата о доме может служить мотивом для создания интервью на материале стихотворений разных поэтов.

      Следующей проблемой, которая тревожит в настоящее время весь мир и которая дала много интереснейших художественных произведений, является проблема экологической защиты человека.