Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.
      Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись. Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
      Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть...», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром.
      Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.
      Хорошо, если удастся найти и показать репродукцию первой страницы «Повести...»1. Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
      Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.
      На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, надо это сделать.
      Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным?
      Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации.
      Ученики должны стать равноправными участниками диалога.
      Далее рассмотрим репродукции картин художников, изображавших Древнюю Русь.
      Примерный план урока:
      1. Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Или учитель сам найдет изобразительный материал, покажет слайды, кадры диафильма.
      2. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником.
      3. Беседа. Примерные вопросы:
      1)  Кто герой этого «Сказания...»? Что он сделал?
      2)  Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)
      3)  Какие слова и выражения свидетельствуют о достоверности рассказанного?
      4. Ответы на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями.
      5. Работа над сценарием.
      Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий.

РУССКИЕ БАСНИ

      Знакомство учащихся с баснями происходит еще в начальной школе, затем продолжается на уроках литературы в 5 и в 6 классах. Дети впервые узнают о давнем происхождении басен, об Эзопе и Лафонтене, многих русских баснописцах, новых баснях И. А. Крылова.
      Нам кажется целесообразным, чтобы басни вошли в учебники-хрестоматии для 5—9 классов и чтобы каждый раз школьники пополняли свои знания о баснях, могли интерпретировать самые сложные из них.
      Теоретические понятия, связанные с басенным жанром, — аллегория, иносказание, гипербола помогут школьникам при чтении басен и при осмыслении других жанров литературы.
      В учебник для 6 класса включены рассказы о баснописцах (И. И. Дмитриеве, И. А. Крылове), их басни, статьи о каждой из басен, вопросы и задания. Общее направление работы на уроках: повторение изученного в 5 классе — чтение наизусть знакомых басен, их интерпретация, объяснение смысла морали, затем рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся о Дмитриеве и Крылове, осмысление басен, сопоставление своей работы с интерпретацией литературоведа (см. статьи учебника), подготовка индивидуального выразительного чтения или чтения по ролям.
      Имя баснописца И. И. Дмитриева для шестиклассников новое.
      Басня Дмитриева «Муха» короткая, но удивительно емкая по содержанию, смешная, забавная и в то же время очень серьезная. Ее мораль применима для многих житейских ситуаций. В статье В. И. Коровина читаем: «Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха». Попробуем вместе с учащимися подтвердить эту мысль баснописца на примере басни «Муха». Предлагаем ответить на вопросы: есть ли в ней легкость, красота, поэзия? В чем автор обвиняет Муху и выступает мудрым советчиком? Попросим учащихся придумать несколько предложений или ситуаций на школьную тему, завершив их моралью из басни «Мы пахали».

И. А. Крылов

      Басни Крылова, поэта, драматурга, баснописца, включены в учебники разных классов с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов. Это сделано для того, чтобы учащиеся лучше узнали творчество великого баснописца.
      Дополняя рассказы учащихся о Крылове, важно обратить внимание на то, какую значительную роль сыграла мать в его образовании. Как матери удалось «приохотить» сына к чтению? Что удивило Гнедича — переводчика «Илиады»?
      Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» читает учитель, затем обсуждает вместе со школьниками, которые, отвечая на вопросы учебника, готовят высказывания о каждой из басен. Затем знакомятся со статьями о баснях, сопоставляя свои суждения с размышлением литературоведа В. И. Коровина.
      Согласны ли школьники с этими рассуждениями? Может быть, у них сложилось иное мнение.
      Важно, чтобы каждый ученик выбрал себе басню для конкурсного чтения — индивидуально или для чтения по ролям.
      Мораль каждой из басен («Избави Бог и нас от этаких судей», «А если Корень иссушится, — не станет дерева, ни вас», «А Ларчик просто открывался») не только осмысляется школьниками, но и запоминается, используется впоследствии в их речи, обогащая ее. Но для этого важно на уроках выполнить упражнения, в которых учащиеся применяют эти крылатые выражения.
      Особую роль могут сыграть и иллюстрации А. Лаптева, К. Трутовского, А. Сапожникова. Нужно объяснить школьникам, что это еще одна интерпретация басен. Так видят и понимают басни, стараются донести свое видение до зрителя и читателя художники-иллюстраторы.
      Предлагаем ответить на вопросы:
      Такими ли учащиеся представляли себе героев или ситуации? Как передают иллюстрации юмор, заложенный в баснях? Что художники изобразили, чтобы усилить основную мысль («Осел и Соловей»)? Почему К. Трутовский изобразил не Листы и Корни, а людей? Какими он видит героев крыловской басни? Как изобразил А. Сапожников старания героев, открывающих Ларчик? Какая иллюстрация кажется вам наиболее удачной? Почему? Далее школьники под руководством учителя готовятся к выразительному чтению басен.
      Посоветуем наиболее подготовленным учащимся познакомиться с книгой В. И. Коровина  — «Поэт и мудрец». Напомним, что сегодня эта книга дает самое полное представление о великом русском баснописце, его жизни и творчестве.


1 См.: Культура Древней Руси / Сост. Э. С. Смирнова. Под ред. Д. С. Лихачева. — М. Просвещение, 1967. — С. 26.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>