Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы

От авторов

       Новое издание учебника «Литература» для 6 класса переработано и дополнено с учетом требований Обязательного минимума содержания литературного образования и в соответствии с Программой литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной.
      Главной идеей новой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII—XIX и XX веков. Такой ход работы поможет подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, создать систему литературного образования в школе.
      В связи с этим в учебник для 6 класса вошли новые темы, имена и произведения: «Бежин луг» И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, поэма Н. А. Некрасова «Дедушка», феерия «Алые паруса» А. С. Грина, В. М. Шукшин, тема «Из литературы народов России», «Илиада» Гомера, «Дон Кихот» М. Сервантеса, баллада «Перчатка» Ф. Шиллера, рассказ «Маттео Фальконе» П. Мериме, сказка «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и др.
      Все это нашло отражение в данном издании методических советов для 6 класса.
      Изучение художественных произведений основывается прежде всего на знании текста.
      Предложенная в хрестоматии и методическом пособии система вопросов и заданий учитывает весь процесс чтения шестиклассников, начиная с восприятия художественного произведения и заканчивая интерпретацией и оценкой прочитанного.
      Беседа о первом впечатлении от произведения дает педагогу ориентир в последующей работе. В учебнике предложены вопросы и задания, составляющие основу осмысления художественного произведения. По существу, уже все главные умения анализа доступны шестиклассникам и должны войти в практику разбора литературного произведения. Результатом того, как поняли учащиеся художественное произведение, будет прежде всего пересказ текста, выразительное чтение, инсценировка и другие виды творческих самостоятельных работ.
      Очень важна в процессе анализа работа со словом: от понимания смысла слова в произведении до умения сформулировать собственную мысль, выразить впечатление о прочитанном. Поэтому особое значение приобретает раздел «Сделаем выводы», который рассчитан на максимальное проявление творческой самостоятельности школьников. Завершением работы над произведением является раздел «Самостоятельная работа».
      Предложенные в пособии методические рекомендации, вопросы и задания помогут организовать работу, но это не значит, что учитель должен использовать только их. Напротив, они предполагают максимальную активность и творческую свободу учителя, который может построить собственную систему изучения произведений.
      Работа на уроке литературы требует от учителя индивидуального подхода к изучаемому материалу. Только тогда, когда сам преподаватель испытывает искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учениками. Поэтому, прежде чем изучать произведение в классе, учитель постарается найти в нем то, что близко ему самому. Тогда определятся и методы работы в классе, наиболее отвечающие индивидуальным вкусам учителя, интересам и потребностям школьников.

 

<Содержание>

Следующий раздел>>