Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII  ВЕКА

М. В. ЛОМОНОСОВ

Краткий очерк жизни и деятельности ученого,
общественного деятеля, поэта

      Тема, целиком посвященная Ломоносову и одному из его произведений, впервые предлагается учащимся. Рассказ учителя о великом ученом, исследователе, поэте, человеке энциклопедических знаний, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве», — вот главное, что должно прозвучать в начале урока. Сообщение учителя, естественно, коснется и необычной биографии ученого, начавшего свой путь с далекого Севера, обучения в Славяно-греко-латинской академии, затем в Германии и его блестящей академической деятельности в России, когда научные открытия следовали одно за другим, того, что по его инициативе был открыт в 1755 г. Московский университет. Напомним, что А. С. Пушкин назвал его «первым нашим университетом»; вспомним слова Герцена о Ломоносове: «Этот знаменитый ученый был типом русского человека как по своему энциклопедизму, так и по остроте своего понимания». Школьники еще неоднократно в других классах станут рассказывать о Ломоносове, однако уже в 5 классе у них должно сложиться определенное суждение об ученом, исследователе, поэте Михаиле Васильевиче Ломоносове.
      Знакомство со статьей в учебнике закрепит впечатления от рассказанного преподавателем.
      Чтение учителем стихотворения «Случились вместе два астрóнома в пиру», беседа по вопросам, осмысление понятий астроном, весьма, слыл, очаг, имен Коперник, Птоломей.
      Подготовкой учащихся к выразительному чтению завершается урок, а следующий урок целиком посвящается рассказам учащихся о Ломоносове и выразительному чтению стихотворения учащимися.
      К этому уроку полезно подготовить на больших плакатах высказывания о Ломоносове, его портреты.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

И. А. КРЫЛОВ.  БАСНИ

      В самом раннем детстве и в начальной школе дети уже встречались с баснями И. А. Крылова, С. В. Михалкова и другими авторами произведений этого жанра.
      В 5 классе учащимся важно получить общую картину жизни И. А. Крылова в Твери, в Петербурге. Например, школьникам полезно узнать, что жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной, ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Итак, все-таки будущий писатель получил скудное образование, но в нем жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти в губернский магистрат переписывать бумаги, заботиться о матери и брате. Его писательская деятельность началась с написания трагедий, но они были раскритикованы. Крылов начинает писать комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпускает журнал («Почта духов», «Зритель»), появляются комедии «Модная лавка», «Урок дочкам». В 1806 г. появились первые басни — «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор его басни встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Школьники услышат из уст учителя, что такое басня, когда она появилась и какой стала в творчестве Крылова. На первый план выдвинулся образ рассказчика, который повествует об увиденном, он прикрывает моральную оценку, говоря лишь об общем мнении («Уж сколько раз твердили миру...», «Мне хочется, невеждам не во гнев, Весьма старинное напомнить мненье...», «У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим...»). Баснописец откликается на важнейшие в истории страны события (например, война 1812 г.). В 1838 г. Петербург торжественно отпраздновал 70-летие И. А. Крылова и 50-летие его творческой деятельности.
      На похоронах великого баснописца (по его завещанию) друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. В 1855 г. скульптором Клодтом был воздвигнут памятник Крылову в Летнем саду в Петербурге.
      Рассказ учителя школьники могут закрепить чтением в классе и дома статьи учебника, беседой по вопросам: где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? Какие события предшествовали этому? Как он получил образование? С написания каких произведений началась его писательская деятельность? Что такое басня? Когда она появилась? Какой она стала в творчестве И. А. Крылова? Какие его басни вам известны? Какие из них вы могли бы прочитать наизусть?
      Школьники составляют план своего рассказа в классе об И. А. Крылове. Во многих школах наряду с устным повествованием школьники составляли план и рассказ в письменном виде, например:
      1. Родился И. А. Крылов в Москве в 1769 г.
      2. Отставка отца, отъезд в Тверь.
      3. Мать составляет план образования сына.
      4. Смерть отца и служба в губернском магистрате.
      5. Неудача первых пьес (трагедий).
      6. Появление комедий («Бешеная семья» и др.). Известность.
      7. Журналы, выпускаемые И. А. Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.).
      8. 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.).
      9. 200 басен И. А. Крылова. Успех, слава великого баснописца.
      10. Празднование юбилея (70-летие жизненного пути и 50-летие творческой деятельности).
      11. Смерть И. А. Крылова в 1844 г. и памятник Клодта баснописцу в Летнем саду.
      Следующий этап работы на уроке — чтение учителем басни «Ворона и Лисица». Беседа по вопросам: о чем басня? В каких словах сосредоточена ее мораль? Кого осуждает басня?
      Школьники под руководством педагога учатся читать басню выразительно.
      Дома ребята готовят рассказ о Крылове и выразительное чтение басни наизусть; разыскивают иллюстрации к басням, создают собственные.
      Второй урок целиком посвящается осмыслению жанра басни, рассказам о Крылове и выразительному чтению басен (индивидуальному и по ролям). Далее школьники готовятся к уроку внеклассного чтения, развития речи (выставка иллюстраций различных художников и рисунков своих товарищей, инсценированное чтение басен, викторина на лучшее знание крыловских басен, вечер или утренник «Басни И. А. Крылова»).
      Басни «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» также внимательно рассматриваются на уроке, готовится их выразительное чтение наизусть.
      Многие учителя организуют на уроках по Крылову как бы зачетные семинарские занятия, когда отдельные группы отчитываются о работе над той или иной басней (выразительное чтение, инсценированное чтение, анализ, комментированное чтение, рисунки, объяснение отдельных выражений, понимание общей интонации басни, ее смысла). Первые сообщения об Эзопе и Лафонтене также важны учащимся.
      Приведем пример работы на одном из уроков, посвященных И. А. Крылову, учительницы московской школы № 1666 Е. В. Ключниковой.


Заключительный урок-зачет по теме
«И. А. Крылов. Басни»

      На доске — портрет И. А. Крылова, название басен, крылатые выражения из крыловских басен, иллюстрации к басням, рисунки учащихся, слова Крылова: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
      Итак, баснописец под видом животных, птиц, растений имел в виду людей... На предыдущих уроках мы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах — древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра; в России баснописцами были Майков и Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции — Лафонтен, в Германии — Лессинг. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Каждый в детстве слышал и учил басню «Стрекоза и Муравей». Дружно смеялись дети и взрослые над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы в басне «Ворона и Лисица». Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.
      Повторим необходимые для нашей темы слова. На доске кроссворды, где надо отгадать следующие слова: Эзоп, баснописец, мораль, аллегория, Крылов, басня, плутовство, невежество, наглость, жестокость, легкомыслие, иносказание, олицетворение. Дети быстро разгадывают кроссворды, объясняют названные слова.
      Пятиклассники сидят по шесть человек за столами, над которыми небольшой флажок; на флажках названия групп: «Теоретики», «Рассказчики», «Басня „Ворона и Лисица“», «Басня „Волк и Ягненок“», «Басня „Свинья под Дубом“». На столах — книги с баснями Крылова, иллюстрации к басням.
      Вопросы к «теоретикам»: как мы назовем писателя, создающего басни? (Баснописец.) Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни? (Мораль.)
      Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл? Как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.) И т. д.
      «Рассказчики» читают индивидуально, инсценируют басни. Остальные оценивают чтение, инсценировки, дают отзывы.
      Группы, которые читают или инсценируют «свои» басни, рассказывают, как они понимают басню. «Ворона и Лисица» — «баснописец высмеивает ограниченность умственных способностей, несообразительность, глупость, но одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость» (из ответов учащихся).
      «Волк и Ягненок» — «мы видим, что здесь осуждается бесстыдство, наглость, суровость, безжалостность, беспощадность, жестокость. В то же время автор, как нам кажется, жалеет Ягненка...»
      «Басня состоит из рассказа и морального вывода. Мораль иногда стоит перед рассказом, иногда в конце рассказа. Так у Крылова и у других баснописцев»...
      «В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? Нет, Ягненок находит в себе силы вступить с Волком в разговор, в спор, пытается оправдаться, доказать свою невиновность, но в конце концов понимает, что напрасно доказывает ее, и уже безнадежно произносит: „Ах, чем я виноват?“...»
      «Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? Волк заведомо знал, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок прав. Волк это знает, поэтому раздражение и нетерпение Волка растет, поэтому он, наконец, произносит: „Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать“...»
      «Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила. Вот почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках».
      Далее учительница открывает «Аукцион пословиц». Кто больше подберет пословиц, в которых упоминался бы волк? Пятиклассники называют пословицы и поговорки (дано без изменений):
      — Волк коню не товарищ.
      — Волка ноги кормят.
      — Волков бояться — в лес не ходить.
      — Работа не волк — в лес не убежит.
      — И волки сыты, и овцы целы.
      — Сколько волка ни корми, все в лес смотрит.
      — Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
      — Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.
      — С волками жить — по-волчьи выть.
      — Отольются волку овечьи слезки.
      Затем школьники объясняют пословицы (выборочно). Называют те, которые близки басне Крылова.
      Все группы рассказывают о своих баснях, читают их, анализируют...
      Учительница предлагает продемонстрировать рассказы о баснописцах. Школьники рассказывают об Эзопе, о Крылове, Хемницере, Дмитриеве, Сумарокове...
      В конце урока учительница приглашает показать инсценировки других басен и ответить на вопросы викторины:
      1. Из каких басен эти строки?
      2. Кто из героев басен так поступил?
      3. Откуда мораль?
      4. В каких баснях действует Волк, Ягненок, Лисица, Ворона?
      Мы предложили лишь фрагменты урока. На самом деле урок отличался многообразием форм и приемов, инсценировки были необыкновенно интересны, выразительное чтение басен отличалось хорошей подготовкой. Дети были не только активны, сообразительны, но и заинтересованы уроком, довольны своими выступлениями и работой своих товарищей.


Басни И. А. Крылова
и уроки развития речи в школе

      Басни Крылова приходят к детям довольно рано: им читают взрослые в дошкольные годы, а сами они начинают читать их в начальной школе.
      В среднем возрасте ребятам предстоит впервые изучать их на уроке литературы, читать самостоятельно. В дальнейшем в самых различных житейских ситуациях вновь и вновь вспоминаются басни целиком или фрагменты из них, герои и их поведение, поступки, отдельные строки, ситуации, мораль, которая заключена в басне.
      Личность И. А. Крылова до сих пор недостаточно известна школьникам, не очень много дошло до нас сведений об этой широкой, необычайно своеобычной, неординарной личности гражданина и баснописца, образованнейшего человека, автора пьес.
      В. Г. Белинский подчеркивал, что Крылов не только баснописец, но и мыслитель, философ, сатирик, драматург и прозаик. Рассказывая о Крылове, учитель поведает о том, что Крылов прошел большой путь писателя: издавал журналы «Почта духов», «Зритель» и др., написал пьесы «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам», которые с успехом шли на сцене, а басни стал писать уже будучи зрелым писателем.
      Если такой разговор не произошел на уроке литературы, его можно провести на уроке развития речи, максимально привлекая к нему заранее прочитавших дополнительные материалы учащихся.
      Выразительное чтение басен на уроках развития речи может сопровождаться предварительным рассказом школьников о том, на что обращает наше внимание баснописец, что высмеивает (например, неприглядные черты противника и решительность, талантливость народного характера в баснях на тему войны 1812 г.) и как в связи с этим предполагается прочитать каждую из них. Басни о добре и зле, о хитрости и коварстве, о бедности и богатстве показывают бытующие в обществе взаимоотношения людей из разных слоев населения, нравственную оценку этих взаимоотношений автором.
      Многие басни говорят не только об отношении к народу, трудящимся людям, их бесправному положению, но и свидетельствуют об отношении баснописца к социальному устройству общества, к государственной системе, к неблагополучию социальных устоев («Листы и Корни»).
      Художественные особенности басен — присутствие рассказчика, диалога между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц, несомненно, должны проявиться в чтении и беседах с учащимися. В свою очередь, это создает психологические речевые ситуации для рождения монологической речи учащихся, диалога, небольших высказываний типа рассуждений, выразительного чтения и т. д.
      Нам кажется важным то, чтобы уроки литературы и связанные с ними уроки развития устной и письменной речи, внеклассные мероприятия и занятия (кружки, клубы, конкурсы, вечера, утренники и т. д.) помогли школьникам еще больше узнать о замечательном русском баснописце, оценили его огромную роль в развитии литературы вообще и в развитии литературного языка в частности, в просвещении широких народных кругов. «Его притчи, — писал Н. В. Гоголь, — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Знание басен и умение использовать пословицы, поговорки, афоризмы из басен Крылова в процессе обычной разговорной речи придет к школьникам лишь в том случае, если они больше узнают об их авторе, поймут и полюбят басни.
      Урок развития устной речи можно провести после изучения темы «И. А. Крылов. „Волк и Ягненок“, „Волк на псарне“ и др.» на материале хорошо изученной темы и самостоятельно прочитанного о Крылове, Эзопе, Лафонтене, Михалкове и их басен.
      Оформление урока будет заключаться в том, что дети сделают выставку различных детских изданий крыловских басен, басен Михалкова, Лафонтена, Эзопа, иллюстраций к басням (Лаптев, Кукрыниксы и другие художники); заранее напишут на плакате или просто на доске высказывания о Крылове, Михалкове, о баснях; подберут пословицы и поговорки из басен, отдельные строки, которые будут использованы в словарной работе. Разумеется, интересны и портреты баснописцев (если позволят возможности, можно взять и портреты других русских баснописцев, Дмитриева например).
      Разумеется, такая подготовительная работа ведется под руководством учителя и при его участии. Так, отбор книг в библиотеке или подготовка школьного библиотекаря к подобной работе со школьниками необходимы. Нужны консультации и при подготовке материалов к чтению и рассказу о биографиях баснописцев.
      Инсценирование басен также потребует серьезной подготовки к такому конкурсу. Может не быть костюмов, но подготовка масок, которые сделают дети, вполне возможна и допустима для каждого класса, для каждой школы.
      Кроме того, возможна анкета:
      — Когда и при каких обстоятельствах впервые вы познакомились с баснями?
      — Что вам понравилось в баснях?
      — Пробовали ли вы сами вслух читать басни (в классе, дома, в библиотеке, на утреннике)?
      — О чем бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке развития речи, посвященном басням?
      Урок начинается словарной работой. В баснях редко встречаются слова, трудные для произнесения, гораздо чаще встречаются слова, смысл которых учащимся непонятен или труден для объяснения. Среди слов и словосочетаний, связанных с басней, есть такие, которые объяснялись на уроке, но требуют повторной работы с ними, например: эзопов язык, мораль, аллегория, басня.
      Разумеется, некоторая подготовительная работа перед уроком велась и дома: учащиеся повторили статью учебника о басне, заглянули в словари, объясняющие значение этих слов, в классе они объясняют избранные учителем слова, вводят их в собственные предложения, приводят примеры морали из знакомых им басен.
      Вслед за словарной работой можно перейти к беседе, а затем к рассказам о баснописцах. Рассказы готовят учащиеся с помощью учителя. Причем о Крылове готовят рассказ все по материалам из статей учебника и из книг, которые им удалось достать самостоятельно. Некоторым ученикам дается индивидуальное задание по принципу очередности: на предыдущем уроке одни учащиеся рассказывали о сказке, пословицах, загадках, на этом уроке другие учащиеся расскажут о баснописцах, баснях. Важно, чтобы каждый.ученик имел возможность выступить с монологической речью на уроках развития речи.
      Вот как прозвучали рассказы учащихся в заречной школе № 2 Белоярского района на уроке у В. В. Бакаловой: «Эзоп — один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.
      Я расскажу вам басню, она немного похожа на басню Крылова, которую все мы знаем. Это басня Эзопа, и называется она „Ворон и лисица“ (басня рассказывается наизусть). Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница?


Ворон и лисица

      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

      Рассказ о Лафонтене прозвучал в классе также близко к тексту, который дал учитель; был хорошо понят рассказчиком, поэтому прозвучал убедительно, как самостоятельно составленный. Для слушателей-учащихся оказался интересным:
      «При дворе Людовика XIV, во Франции, жил Жан Лафонтен. Он ничем не отличался от других, кроме того, что в особой иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь.
      Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Лафонтен знал басни Эзопа. Я расскажу вам басню Лафонтена о дровосеке, она так и называется:


Дровосек и смерть

      Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовет смерть. Когда она приходит, он отказывается от ее услуг и просит ее взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдерживает испытание».

      Об И. А. Крылове учащиеся знают гораздо больше, поэтому помощь школьникам потребуется значительно меньшая. Желательно, чтобы на этом уроке прозвучали рассказы о Крылове и Михалкове, их басни.
      После прослушивания рассказов о баснописцах начинается инсценированное чтение басен.
      Для этого целесообразно взять знакомые басни, которые легко инсценируются и хорошо воспринимаются учащимися, например: «Свинья под Дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица».
      Инсценированное чтение учащиеся любят, такая работа, естественно, проводилась и на уроках литературы во время изучения басен.
      Важно провести и викторину «Из какой басни эта мораль?».

—  «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». — «Щука и Кот».
—  «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом...»      — «Осел и Соловей».
—  «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»   — «Слон и Моська».
—  «А Васька слушает, да ест». — «Кот и Повар».
—  «Услужливый дурак опаснее врага...» — «Пустынник и Медведь».
—  «Слона-то я и не приметил».  — «Любопытный».
 — «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...» — «Лебедь, Щука и Рак».

      Эта викторина может быть заменена или продолжена на несколько ином материале — рассматривание иллюстраций к басням и ответы на вопросы: к какой басне иллюстрация? Какой эпизод проиллюстрирован? Прочитайте наизусть фрагмент из этой басни. В конце урока, если останется время, внимание учащихся можно переключить на актерское чтение басен Крылова с последующим обсуждением, например, басни «Квартет» в исполнении народного артиста СССР А. Грибова.
      В конце каждого урока развития устной речи полезно проводить занимательные пятиминутки, на которых учащиеся могут рассказать классу самые различные сведения о разговорном языке, сопоставлениях, открытиях, просто интересных сообщениях, например, прочитайте интересную публикацию о языке:


САМЫЙ  ВЕЖЛИВЫЙ  ЯЗЫК

      Интересные результаты исследований опубликовали недавно британские ученые. Исследовав множество языков мира, они пришли к выводу, что самым вежливым из них является язык эскимосов из Гренландии. В нем нет не только ни одного ругательного слова, но даже и обидного не встретишь. (Советская Россия. — 1987. — 4 февраля.)


В. А. ЖУКОВСКИЙ.  «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»,  «КУБОК»

      Василий Андреевич Жуковский, выражая сложность чувств и глубину личных переживаний, создал совершенно особую поэзию. Он преобразовал старые жанры, перестроил стилистические, стиховые, интонационные формы поэтической речи.
      Жуковский понимал, что общественные условия в России его эпохи сковывают духовные богатства человека. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, поэт обращается к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам народа, национальной культуре.
      Так Жуковский приходит к идее народности, выступает зачинателем народной темы в нашей поэзии. Он обрабатывает на свой лад средневековые легенды европейских народов и знакомит русскую публику с неведомыми ей старинными сюжетами.
      При этом во всех переводах и переложениях отчетливо выражен гуманистический пафос Жуковского. Как бы ни были несходны средневековые легенды Англии, Шотландии и Германии, как бы ни разнились восточный и европейский эпос, нравственность народов содержала общие духовные принципы. Народная мораль отдавала предпочтение внутренней красоте человека, его благородству, высоким чувствам и мыслям, а не социальному происхождению, богатству и связям. Эти народные представления отвечали личным взглядам Жуковского, человека без знатного имени и состояния, вынужденного в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом.
      В программу 5 класса включены два произведения В. А. Жуковского — «Спящая царевна» и «Кубок». Оба эти произведения имеют в истоках народные предания разных стран. Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. В основе «Кубка» лежит баллада Ф. Шиллера «Водолаз». Немецкий поэт воспользовался легендой XII в. о замечательном пловце, но облагородил ее (в предании пловец погибает от жадности). Жуковский основательно перестроил балладу (вместо морских чудищ паж видит реальных рыб). Шиллер полагал, что боги скрывают от человека только те тайны, познание которых наполнило бы его ужасом. Жуковский считал, что человеку недоступно познание любых тайн, должных оставаться, согласно предначертанию свыше, за пределами разума.
      Учитель поможет познакомиться со сказкой «Спящая царевна», балладой «Кубок», с помощью вопросов из учебника осмыслить их содержание, подготовить выразительное чтение этих текстов.
      Было бы хорошо, если бы школьники попробовали свои силы в создании рисунков к сказке и балладе, которые хорошо воспринимаются пятиклассниками. Активно выступают учащиеся в роли не только чтецов, но и художников.
      Возможны и другие виды работ, например инсценированное чтение или чтение по ролям, индивидуальное выразительное чтение, выделяющее добро и зло. Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А. С. Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок? Что можно рассказать о героях этой сказки?
      В балладе «Кубок» пятиклассников особенно занимают герои и их поступки: почему они так поступают? Как это их характеризует?


А. С. ПУШКИН.  «У  ЛУКОМОРЬЯ  ДУБ  ЗЕЛЕНЫЙ...»,
«СКАЗКА  О  МЕРТВОЙ  ЦАРЕВНЕ
И  О  СЕМИ  БОГАТЫРЯХ»

      Великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности по достоинству оценены литературоведами, писателями, лингвистами и методистами.
      Пушкинские сказки — «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», — писал П. Бажов. Книги и статьи М. Горького, С. Маршака, С. Бонди обращают внимание читателей на «причудливые узоры внешней формы», «нравственное содержание», «реалистическую основу» пушкинских сказок. Пушкинист А. Слонимский отмечает красоту нарисованных в них картин народной жизни, органичный сплав лирики с иронией или сатирой, глубокое проникновение в душу народа.
      Различные варианты изучения сказок Пушкина в школе предлагаются в работах М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, С. Ф. Елеонского, В. Ф. Фроловой и других методистов.
      И литературоведческие, и методические работы помогут учителю найти верные пути изучения пушкинских сказок в школе.
      Осознать нравственную силу и красоту героев пушкинских сказок, близость сказок Пушкина к народным сказкам, научиться понимать и выразительно читать их — вот главные задачи, стоящие перед учащимися.
      Первый урок — рассказ учителя об А. С. Пушкине и чтение пролога. Пушкинский пролог позволяет учителю подвести итог изучению народных сказок и ввести школьников в мир сказок литературных. Дети уже изучали народные сказки, загадки, пословицы и поговорки, у них прошли уроки развития устной и письменной речи, внеклассного чтения. Следовательно, многое из произведений устного народного творчества учащимися прочитано и осознано.
      Урок начинается беседой о том, какие народные и литературные сказки известны детям, какая разница между народными и литературными сказками. Учащиеся называют многие литературные сказки, однако не всегда точно помнят их название и автора. В этих случаях учителю необходимо прийти на помощь. Чаще всего знакомыми оказываются сказки В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Гайдара, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена и др. После беседы учитель объяснит, что темой нового урока будут именно литературные сказки, на ближайших уроках — сказки Пушкина.
      Основное внимание во вступительном слове учителю следует обратить на то, как относился Пушкин к произведениям устного народного творчества, как фольклорная традиция отразилась на его собственных произведениях. Разумеется, рассказ должен быть коротким и доступным для учащихся. Вот вариант подобного рассказа:
      «Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил недолгую, полную тревог и гонений, но удивительно плодотворную жизнь.
      За двадцать с небольшим лет появились бесконечно дорогие каждому читающему пушкинские стихи, повести и сказки. Прошло 200 лет со дня рождения Пушкина, а его произведения продолжают жить, становятся с годами все более читаемыми и любимыми в нашей стране и за рубежом.
      С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывали бабушка и Арина Родионовна — няня поэта.
      Быстро пролетели детство и юность поэта, лицейские годы. Свободолюбивые произведения снискали ему, с одной стороны, признание передовой части общества, с другой — ссылки на юг, а также в имение отца — село Михайловское.
      Но и в ссылке Пушкин продолжает работать. Внимательно вслушивается он в народную речь, ее особенности, записывает старинные предания, песни, заслушивается сказками няни Арины Родионовны, с которой коротает долгие вечера в Михайловском.
      Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины,—

вспоминал о ней поэт.
      Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: „Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!“»
      Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого поэта русского, появились в 30-е годы. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.
      Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: „Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. — Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб...“ 1
      В этой же тетради и знакомые всем нам стихи „У лукоморья дуб зеленый...“».
      Приступая к изучению «Сказки о мертвой царевне...», учитель может рассказать, что к истокам пушкинской сказки о мертвой царевне необходимо отнести и сказки няни, и сказки братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов»), которые тогда уже были переведены на русский язык. Кроме того, как мы уже говорили, Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о царе Салтане» Пушкина и другие пушкинские сказки. Так что и это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок.
      Учитель предположительно намечает тех, кому предстоит прочитать ту или иную часть статьи о Пушкине.
      Закрепление происходит с помощью двух-трех вопросов: «Как относился Пушкин к народной поэзии? Как это отразилось на его творчестве впоследствии?» Даже самые элементарные ответы детей («Пушкин сравнивал пословицы и поговорки с золотом. Любовно относился поэт к народным сказкам. Он мог их слушать часами. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных») дают учителю возможность подчеркнуть мысль о роли фольклора для творчества поэта.
      Такая работа займет немного времени на уроке, однако в достаточной мере подготовит школьников к восприятию пушкинского текста.
      Несмотря на то что многие ребята слышали пролог ранее, многие знают его, лучше будет, если отрывок прочитает сначала сам учитель.
      С. Я. Маршак в своих «Заметках о сказках Пушкина» дает совет, будто нарочно рассчитанный на учителя: «Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха.
      Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная» 2.
      Осмыслению пушкинского текста поможет беседа. Ее следует начать с такого, например, вопроса: «Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая „У лукоморья дуб зеленый...“?»
      Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.
      Не следует забывать, что даже в таком небольшом отрывке, как пролог, учащимся 5 класса не все слова понятны. Некоторые из них толкуются детьми приблизительно, другие — просто неверно (мимоходом — «идет войной», на неведомых дорожках — «на которых никто не ходил», над златом чахнет — «над золотом сидит»). Поэтому важно не только включить во вступительную беседу трудные слова, но и отсылать школьников к сноскам, возвращаться к этим словам во время работы над выразительным чтением, не жалеть времени на их комментирование.
      Прочитать, осмыслить прочитанное, правильно расставить логические ударения, верно определить темп чтения, т. е. научиться выразительно читать, для учащихся 5 класса нелегко.
      «У лукоморья дуб зеленый...» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.
      Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Пушкин начинает его с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо
 песнь заводит,
Налево— сказку говорит.

      Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье?
      Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.
      Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется. Например:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя...

      Какой оттенок придает этим строкам слово мимоходом? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно прочитать?
      Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как прочитаем?
      Если учитель направляет внимание учащихся на эти особенности текста, последние верно реагируют на них во время подготовки выразительного чтения. В частности, школьники замечают и напевные интонации, столь привычные для народной сказки, и нарочитую торжественность и таинственность некоторых строчек пролога («Там лес и дол видений полны»), юмор, которым проникнуты описания «чудесного», «волшебного» в прологе («Там королевич мимоходом /Пленяет грозного царя...»).
      Учащимся предлагается подумать, как прочитать различные части текста в зависимости от отношения автора к героям, о которых идет речь, например:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А
 бурый волк ей верно служит...
Там царь Кащей над златом чахнет...

      Картины пролога проникнуты единством русского духа, воплощенного в сказках: «Там русский дух, там Русью пахнет».
      Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой:

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил...

      Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка. Как следует прочитать концовку?
      В основе этого сказочного, волшебного мира — необычное и забавное, страшное и чудесное, печальное и смешное, концентрирующее вымыслы и небылицы в сочетании с обыденным и привычным.
      Здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.
      Школьники читают отдельные строки, строфы, затем и весь пролог целиком, и только тогда, когда отрывок верно прочитан и прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, учитель может считать свою работу завершенной. После этого полезно предложить послушать «У лукоморья дуб зеленый...» в актерском исполнении.
      Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением данного урока. Школьники выскажут свои впечатления по поводу чтения актера. Дома они выучат наизусть «У лукоморья дуб зеленый...».
      Второй урок начинается проверкой того, насколько хорошо подготовлено выразительное чтение пролога и что помнят школьники о Пушкине из предыдущего урока литературы.
      Вопрос «Какие сказки Пушкина вам особенно нравятся?» может стать, одним из возможных переходов от фронтальной беседы и чтения учащимися пролога к изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Итак, напомним школьникам, что «Сказка о мертвой царевне...» имеет несколько источников: и сказки няни, и сказки братьев Гримм, и шутливый спор с Жуковским на лучшую обработку народной сказки.
      Чтение «Сказки о мертвой царевне...» учителем является важнейшим этапом на пути дальнейшего осмысления текста учащимися. Слушается сказка всегда с большим интересом, а чтение учителя служит образцом для детского чтения. Целостное впечатление от прочитанного особенно ценно для будущего анализа сказки.
      После чтения сказки учителем можно предложить классу несколько вопросов, выясняющих общее впечатление, которое сложилось у детей: кто из героев сказки понравился вам более других? Каких героев народных сказок напоминают вам герои этой пушкинской сказки? За что решила погубить царевну злая мачеха? Какие эпизоды сказки вам особенно понравились?
      Школьники с удовольствием вспоминают понравившиеся эпизоды («Мне понравилось, как удивляются богатыри, что все так чисто и красиво в доме. Понравилось, как впервые появляется перед ними царевна»; «Понравилось, как Соколко защищает царевну и не пускает ее к старушке»; «Очень понравилось, как Елисей обращался к солнцу, месяцу, ветру...»).
      На основании первых впечатлений учащихся можно заключить, верно ли почувствовали они общий колорит сказки, хотя выбор особенно понравившихся эпизодов идет от характера детского восприятия, в основе которого боязнь всего печального, страшного и желание, чтобы все кончилось благополучно и счастливо.
      Перед тем как дать задание на дом подготовить выразительное чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», необходимо показать, что следует учесть детям при подготовке чтения к следующему уроку.
      Учитель попросит объяснить, почему начало сказки кажется таким грустным и как в зависимости от этого следует прочитать это начало:

Царь... с царицею... простился...
В путь-дорогу... снарядился...
И царица у окна...
Села ждать его одна...

      Несколько человек пробуют читать, затем отвечают на вопросы:
      — Какой была первая царица? О ком еще рассказывает поэт с таким же добрым чувством?
      — Когда темп чтения становится более быстрым, резким? Что говорит Пушкин о второй царице? Как мы прочитаем строки, которые рассказывают о ее характере:

...горда, ломлива,
Своенравна и ревнива?..

      Подумаем, как может звучать речь богатырей, удивившихся старательно прибранному терему:

Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал...»

      Дома учащиеся готовят выразительное чтение сказки до слов: «За невестою своей королевич Елисей...»
      Третий урок посвящается выразительному чтению «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Причем обучение выразительному чтению будет средством анализа произведения.
      Трудность изучения пушкинской сказки в 5 классе заключается прежде всего в том, что на первый взгляд она необычайно проста, прозрачна, но ее настоящая красота и воспитательная ценность открываются лишь при вдумчивом, внимательном прочтении текста.
      «Величайший мастер стиха, Пушкин умеет, не меняя стихотворного размера, придавать ему любой оттенок — грусти, радости, тревоги, смятения...
      Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.
      А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль...
      Моральному выводу не нужно особо отведенных строк, ибо он занимает столько же места, сколько и вся сказка», — пишет С. Я. Маршак 3.
      Готовясь к чтению сказки, учащиеся отвечают на предложенные вопросы: какие картины возникают перед вами в самом начале сказки? С какой целью, по вашему мнению, вводятся картины зимней природы? Какой была первая царица? Как к ней относится автор? Как будем читать начальные строки?
      Вот один из характерных ответов учащихся: «Надо читать тихо, задушевно, немного грустно, потому что все, о чем говорится в начале сказки, грустно и печально. И пейзаж зимний тоже грустный, он похож на настроение царицы, которая долго ждет царя...»
      Можно обратить внимание школьников на некоторые слова, характерные для народной речи. Они создают впечатление, что рассказ ведет старая няня, которая непременно должна сказать — не «собрался», а «снарядился», не «в дорогу», а в «путь-дорогу», не «долго ждет», а «ждет-пождет», «глядючи», «милого», «валится», «белешенька», «издалеча», «тяжелешенько» и т. д.
      Верно найденные учащимися интонации помогают глубже и тоньше прочувствовать трогательное прощание царицы и царя, который «в путь-дорогу снарядился», и томительное ожидание царицы, подчеркнутое привычным русским зимним пейзажем — «вся белешенька земля». Учащиеся проникнутся печальным и ласковым звучанием слов «тяжелешенько вздохнула, восхищенья не снесла», искренней симпатией к кроткой и милой царице, оценят, как органично входит и живет в пушкинской речи народное слово.
      Но вот ритм сказки резко меняется. Какое слово заставляет нас насторожиться и почему? Что говорит Пушкин о другой царице? Как в разговорах царицы с зеркальцем раскрываются и подтверждаются слова поэта о царице?
      Слово «ломлива», например, можно объяснить как «упряма, капризна». Однако у Ожегова для слова «ломаться» есть и другое объяснение — «кривляться», а у Даля — и «кривляться», и «корчиться», и «коверкаться».
      Вполне вероятно, что и эти свойства слова имел в виду Пушкин, ибо последующие строки как бы раскрывают самые разные значения слова «ломлива» и подтверждают пушкинскую характеристику царицы:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...

      Далее с помощью текста школьники рассказывают и о других чертах характера царицы, стараясь как можно убедительнее и ярче раскрыть в чтении то, что характер ее своенравен.
      После такого чтения детям будет легко ответить на вопросы: почему решила царица погубить царевну? Какой была царевна? С кем царевну можно сравнить по характеру? Почему повествование о ней поэт начинает с противительного союза «но», кому она противопоставляется?
      Сравнивая царевну с царицей-мачехой, учащиеся рассказывают о скромности царевны, замечают, что поэт говорит о ней как о цветке: «...росла, росла, поднялась — и расцвела», «тихомолком расцветая...», обращают внимание на то, что союз «но» противопоставляет своенравие царицы-мачехи и кротость царевны, приводят слова автора «черной зависти полна» для подтверждения того, почему злая царица хочет погубить царевну.
      Отрывок от слов: «Делать нечего. Она, черной зависти полна...» — до слов: «Но невеста молодая» учащиеся читают по ролям.
      Обратим внимание учащихся на отношение действующих лиц к своенравной царице. Царице, полной черной зависти, противопоставлены все: кроткая царевна, бедный царь, который тужит по ней, королевич Елисей, отправляющийся в дорогу за невестой молодой, и даже Чернавка, которая отпустила царевну, обманув злую царицу.
      В процессе чтения и осмысления текста пушкинской сказки можно использовать различные иллюстрации: Б. Дехтерева и Т. Мавриной, В. Конашевича и В. Серова, художников Палеха, с тем чтобы учащиеся рассмотрели, на что художники обратили особое внимание. Так, Т. Маврина, иллюстрируя пушкинские строчки:

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
 

рисует колокола и прохожих, передающих друг другу новость, обыгрывая таким образом прямой и переносный смысл слова «трезвонить».
      Интересно привести иллюстрации центральных эпизодов: «Царевна в лесу», «Царевна у семи богатырей», «Обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру», где изображены главные герои сказки. Учащиеся, опираясь на текст, расскажут, как они представляют себе внешний облик героев и как эти герои изображены различными художниками, попытаются подобрать к иллюстрациям наиболее подходящие слова из сказки, сопоставят разные сцены, составят на основе текста диалог к той или иной из них.
      Перед чтением в лицах следующих частей сказки школьникам предлагается устно нарисовать картины, возникающие в их воображении благодаря пушкинскому тексту. Учащиеся рассказывают, как набрела царевна на терем богатырей, как вошла в ворота и была ласково встречена Соколко.
      Царевна обладает особым тактом, изяществом, женственностью. Обратим внимание на то, что Пушкин помогает понять характер царевны, прибегая только к глаголам:

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась...

      Все это подготавливает чтение (по ролям) сцены первой встречи богатырей и царевны.
      Обратим внимание, что царевна не сразу вышла к богатырям, а только после слов, ей предназначавшихся:

«...коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла...

      В народной сказке «Царевна-лягушка» так же деликатно, с чувством собственного достоинства ведет себя Василиса Премудрая: она не торопится сказать царевичу, что выполнит приказы царя.
      Немногими словами поэт далее рассказывает о богатырях: мы знаем, что они великодушно приняли царевну, что их семеро «румяных усачей», что

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить...

      Братья-богатыри дружны, веселы, смелы. Они «не перечат царевне», а она помогает им: «приберет и приготовит...».
      Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать? Почему поэт называет братьев богатырями?
      Что значат слова: «не прекословят», «не перечат», «сорочина в поле спешить»?
      Следует иметь в виду, что для пятиклассников эти слова не так просты, а потому не всегда верно и точно толкуются ими («не прекословит» — не ругается, не отзывается, не запрещает, не говорит; «не перечат ей они» — не отказываются, не запрещают, не переговаривают, не говорят). Выражения «сорочина в поле спешить», «потешить» учитель лишь объяснит детям, а со словами «не перечат», «не прекословит» проведет работу более тщательную, чтобы учащиеся осмыслили эти слова, ввели в пересказы, в собственную речь.
      Учащихся не затрудняет вопрос, почему автор ласково называет царевну «хозяюшкой», «милой девицей», а готовя по ролям чтение сцены объяснения богатырей, дети открывают в характере царевны еще одну черту — верность своему слову, обещанию.
      Поэт проводит царевну через многие испытания, показывая в ее характере кротость и терпение, благородство, искренность и верность.
      Но автор «не забывает» и царицу. Дважды Пушкин называет ее злой, подтверждая справедливость этих слов решением самой царицы:

...царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить...

      Дети читают по ролям новую, необычайно динамичную и яркую сцену, в которой особенно нравится им, что Соколко яростно защищает царевну от старушонки.
      Школьники объясняют, почему поэт называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна — «бабушкой», они говорят: «Пушкин все знает о ней, знает, что она пришла отравить царевну, поэтому и называет ее презрительно — старушонкой, а царевна не знает этого и называет ее ласково бабушкой, жалеет ее, дает ей хлеба».
      Эту сцену важно выразительно прочитать и понять, почему столь подробно описано яблоко, проследить, как трогательно и нежно относится сам автор к бесхитростной, доброй и милой царевне.
      Следует остановить внимание учащихся на том, как прослеживает поэт каждое движение царевны после того, как она взяла яблочко: взяла, поднесла, прикусила, проглотила, пошатнулась, белы руки опустила, уронила, закатилися глаза, головой на лавку пала, недвижна стала. Отметим также строчку, выражающую отношение поэта к царевне: «Вдруг она, моя душа...»
      Затем звучит чтение эпизодов смерти Соколко, похорон царевны.
      В конце урока можно подвести итог наблюдениям, которые были сделаны во время работы над выразительным чтением. Как характеризуют теперь учащиеся царицу-мачеху и царевну?
      Между царевной и царицей есть внешнее сходство, обе прекрасны, хотя поэт и рисует их по-разному, подчеркивая властность царицы и кротость царевны.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла

                     (о царице)
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого

                       (о царевне)

      В конце урока школьники и сами могут рассказать о том, какими в сказке Пушкина предстают царевна и царица-мачеха.
      К следующему уроку дети готовят выразительное чтение наизусть обращений Елисея к солнцу, месяцу и ветру. Выясняется основное направление, которое следует учесть при подготовке домашнего задания. «Нужно читать эти обращения по-разному: с грустью, тревогой, надеждой, — говорят учащиеся, опираясь на текст. — Елисей волнуется, тревожится, поэтому так спешит, торопится: «погнался» за месяцем, «к ветру кинулся»... Школьники читают один-два отрывка, пока не прозвучит нужное чтение, наиболее выразительное и правильное.
      Четвертый урок — заключительный. Здесь заканчивается подготовленное учащимися выразительное чтение сказки, проводится работа над завершающими вопросами.
      Перед чтением учащимися обращений Елисея учитель просит их ответить на несколько вопросов: куда Елисей по свету скачет? Почему «всем вопрос его мудрен»? Что значит слово «мудрен»? (Немногие школьники сразу понимают его. Вот характерные объяснения этого слова учащимися: «хитрый вопрос», «загадочен», «мудрый», «непонятный».) Почему молодец обратился к солнцу?
      Школьники рассказывают, как Елисей отправляется за «невестою своей»: «Елисей обращался ко всем, но никто не может ему ответить. Никто не знает, где царевна, поэтому королевич обращается к солнцу»; «Елисей стал искать свою невесту, но, кого ни спросит, «всем вопрос его мудрен». Кто отвернется, кто в лицо ему смеется, тогда он обращается к солнцу с надеждой, ласково: «Свет наш солнышко!.. Аль откажешь мне в ответе?»
      После этого учащиеся с большей убедительностью читают вопрос Елисея и ответ солнышка.
      К кому еще обращается Елисей и почему? («Красно солнце советует спросить о царевне у месяца... Месяц бывает только ночью...») Как об этом сказано у Пушкина? («Ты встаешь во тьме глубокой...»), «К месяцу Елисей не просто обратился, но «с мольбой погнался», «в тоске своей», потому что беспокойство, волнение, переживания Елисея все нарастают». Школьники замечают, как ласково, дружески обращается к месяцу Елисей («Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок») и как заботливо отвечает месяц («Братец мой, не печалься...») 4.
      В чтении этого небольшого отрывка участвуют несколько человек, как в любом чтении по ролям.
      Как обращается Елисей к ветру? Что отвечает ветер? Учащиеся единодушно считают это самым грустным и печальным эпизодом. Елисей получает ответ, который лишает его всякой надежды и заставляет идти к «пустому месту».
      Каким предстает Елисей? Чем он нравится? («Елисей мне нравится тем, что он был храбрым, терпеливым и смелым. Он настойчиво продолжает путь, хоть ему никто не отвечает, где искать царевну»; «Мне нравится Елисей своей любовью к царевне. Пушкин показывает, как растет тревога Елисея, когда он спрашивает о царевне: первый раз он обратился к солнцу, за месяцем „с мольбой погнался“, в третий раз „к ветру кинулся, взывая“».)
      Но вот царевна оживает, и они

В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!..

      Сравним, как звучит эта радостная весть в сопоставлении с другой:

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!

      Текст этот учащиеся находят быстро, читают его, отмечая выразительность и музыкальность пушкинских строк. Строчки, в которых сообщается, что царевна жива, читать надо более радостно, живо, с подъемом.
      Осмысливая конец сказки, учащиеся именно здесь отвечают на вопрос: почему Пушкин называет царицу сначала «царицей», потом «бабой гневной», «злой царицей», а затем «злой мачехой»?
      Даже самые простые ответы школьников свидетельствуют об умении проследить и объяснить не только поступки героев, их характеры, но и отношение автора к этим поступкам, выразить свое собственное мнение.
      В заключительной беседе уместно остановиться на сходстве пушкинской сказки с народными. Не менее важно попытаться дать понять учащимся, что их работа с пушкинской сказкой только началась, впереди исследовательская работа — сопоставление сказки с народными, со сказкой Жуковского, со сказкой братьев Гримм. Пушкин говорит: «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок...» Эти слова взяты из концовки пушкинской «Сказки о золотом петушке». Каждая сказка чему-то учит, дает урок. Какой же урок дает, на что намекает, от чего предостерегает «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки?
      Разумеется, подобные обобщающие вопросы трудны и требуют максимальной помощи учителя. И все-таки пусть прозвучат самые элементарные ответы учащихся: «В этой сказке побеждает добро, побеждает царевна, которая была доброй, кроткой, трудолюбивой, скромной, заботливой»; «Эта сказка предупреждает: «Нельзя быть жестоким, гневным, завистливым...»
      Учитель, подытоживая ответы учащихся, еще раз остановится на отношении Пушкина к народной поэзии, на том, что поэт воспринял от нее гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости.
      Чем заканчивается сказка? Таким вопросом можно начать беседу с учащимися, которая должна прояснить сходство пушкинской сказки со сказками народными.
      Учащиеся читают концовку «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», вспоминают народные сказки, говорят о том, что такие концовки характерны для многих народных сказок.
      В чем сходство пушкинской сказки и народной? Отталкиваясь от того, что в пушкинской сказке такие же концовки, а иногда и зачины, как в народной, что многие слова пушкинской сказки будто произнесены сказителем (аль откажешь мне в ответе?, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, не кручинься, царь был неутешен, тужит, вопрос его мудрен, перечить, прекословить, трезвонить и др.), учащиеся отмечают, что в пушкинской, как и в народной сказке, побеждают добро, справедливость, что отношения между падчерицей и мачехой в народной сказке такие же, как и в пушкинской.
      Обращая внимание учащихся на главные сходные черты литературной и народной сказок, учитель подведет их к ответу на вопрос: почему «пушкинская сказка — прямая наследница народной»? С. Я. Маршак пишет: «В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание».
      Выразительное чтение учащихся и беседа о сказке Пушкина заканчиваются, хотя школьники «прочитали» пушкинский текст далеко не так, как сделают это, когда повзрослеют, когда научатся вникать в смысл каждой строки. Важно сказать им об этом. Пусть задумаются над тем, как необычайно емко пушкинское слово, как много впитала в себя пушкинская сказка из народной поэзии. Вспомним, как образно передано чувство удивления в «Сказке о мертвой царевне...» и в «Царевне-лягушке»:

прискакали,входят,
ахнули. 
Утром проснулся Иван-царевич глянул,
на ковер, да так и ахнул.

      При повторном чтении внимание учащихся следует привлечь к тому, как автор раскрывает внутреннюю красоту героини и свое отношение к ней: белолица, черноброва, нраву кроткого такого, за красавицей-душой, вдруг она, моя душа. Вчитываясь, учащиеся сами находят, что Пушкин не только сравнивает царевну с цветком, но и показывает, как расцветает этот цветок:

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.

      Можно привести немало примеров, когда поэт намеренно и вместе с тем органично вводит подробные описания, чтобы подчеркнуть черты характера героев, собственное отношение к ним. Действия злой царицы определенны, как и она сама: «черной зависти полна», на черное дело посылает она «чернавку», «черницу», и, как контраст ее черным делам, все время повторяющаяся фраза: «А царевна все ж милее, все ж румяней и белее».
      С. Я. Маршак восхищался каждой строкой в пушкинских сказках: «Одна пушкинская строчка: «Тяжелешенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы и стихов... Только в подлинно народной песне встречается порою такое же скромное, сдержанное и глубокое выражение человеческих чувств и переживаний».
      Дома учащиеся готовятся к участию в конкурсе на лучшее прочтение любимого отрывка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (например царевна у семи богатырей; царевна и черница; обращения королевича Елисея к солнцу или месяцу).
      Урок заканчивается прослушиванием грамзаписи. Читает сказку Пушкина народная артистка РСФСР В. Попова.
      В некоторых классах учителя пробовали провести со школьниками сопоставление сказки Жуковского и Пушкина, вспомнить сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», а затем рассказать, какая из сказок им нравится больше. Оказалось, что пятиклассникам обе эти сказки очень нравятся. Правда, все-таки сказка Пушкина большинству школьников показалась музыкальнее, тоньше, роднее были и ее герои, хотя выражено это было несколько иначе, например:
      «Мне больше всего понравилась „Сказка о мертвой царевне...“ А. С. Пушкина. Поэт употребил такие красочные эпитеты, что сказка получилась просто великолепная, там так хорошо описываются молодая кроткая царевна и жестокая царица-мачеха. Очень добрые и сильные богатыри. В сказке всегда побеждает добро, так и в этой сказке победило добро, добрая и милая царевна. Поэт, показывая это, как бы учит нас добру, справедливости, отзывчивости...»

      Литература:

      Сказки Пушкина в школе: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1972.
      Пушкин в школе: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. — М., 1998.
      А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Коровина. — М., 1999.


1 Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. — М.; Л., 1950. — Т. 3. — С. 457.
2 Маршак С. Я. Воспитание словом. — М., 1964. — С. 12.
3 Маршак С. Я. Воспитание словом. — М., 1964.
4 Вспомним народную сказку, в которой так же трогательно успокаивает Василиса Премудрая царевича: «Не тужи, Иван-царевич, утро вечера мудренее», «Не горюй...».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>