Маранцман В. Г. Литература. 8 класс. Методические рекомендации


Лик времени в лирике русских поэтов второй половины XX века

      Насколько ориентированы восьмиклассники во временном и историческом пространстве, представление о котором необходимо для проведения уроков по заключительной теме «О времени и о себе»?
      Как бы это ни показалось странным, опросы в восьмых классах свидетельствуют о том, что ученики еще недостаточно ориентированы в таких важных исторических событиях, как Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941—1945 годов, путают восстание декабристов с октябрьским переворотом, а именно к этим эпохам нередко обращают свой мысленный взор поэты второй половины XX века. Этот пробел в знаниях объясним: знакомство с основными вехами отечественной истории могло состояться только в далеком теперь для них пятом классе. Хорошо, если эти уроки были яркими, запоминающимися, а классный руководитель имел возможность провести экскурсии по местам боев (например, по Дороге жизни) или посетить Бородинскую панораму, познакомить учеников с залом Героев войны 1812 года в Эрмитаже, побывать у могилы Кутузова в Казанском соборе, а также на Дворцовой и Сенатской площадях, в Петропавловской крепости, совершить прогулку по пушкинским местам. Хорошо, если недостаток школьных знаний восполнила семья. Но практика свидетельствует об ином. «Восстание декабристов — это восстание простых людей против власти царя и его указов» — такой ответ иногда можно услышать на фоне всеобщего молчания класса. Печально констатировать эти факты, но, если их не учитывать, результат работы на уроке литературы может быть далек от желаемого. А потому следует заранее выявить круг представлений восьмиклассников об этих исторических периодах.
      Знакомы ли ученикам имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Д. Самойлова, А. Галича, О. Чухонцева, А. Ахматовой?
      Особенно популярно у большинства учеников песенное творчество В. С. Высоцкого. Это «Охота на волков», «Баллада о любви» и песни из кинофильма «Вертикаль», интерес к которым чаще всего пробуждают родители. Вот один из ученических рассказов: «Песнями Владимира Высоцкого увлекается мой папа. Бывает, вечером он поет под гитару, и ему удается передать весь смысл песни. Сама я очень люблю читать стихи, слушать песни и вдумываться в их смысл...»
      О Булате Окуджаве слышали лишь некоторые, но песен его назвать не могут. Однако если напомнить «Мы за ценой не постоим», «Госпожа Удача», «Пожелание друзьям» и др., то оказывается, что они знакомы детям.
      Восьмиклассники слышали имя А. Ахматовой, а имена А. Галича, Д. Самойлова, О. Чухонцева прозвучали для них впервые. (Опрос проводился в классах, не имевших опыта работы по программе под редакцией В. Г. Маранцмана1.)

      Вариант первый (возможен и в сильном, и в слабоподготовленном классе)

Урок-концерт «О времени и о себе» (2 ч)

      Цель: на примере конкретных, самостоятельно избранных учениками стихотворений Б. Окуджавы, Д. Самойлова, В. Высоцкого, А. Галича, А. Ахматовой, О. Чухонцева сделать выводы о своеобразии ви́дения этими авторами «лика времени». (Необходимо, чтобы уроки шли подряд без перерыва, иначе разрушится целостность замысла и эмоциональный настрой.)
      Эпиграфом к уроку могут стать следующие строки (прочитанные учениками в самом начале встречи после фонограммы ритмично звучащих ударов метронома или часов с маятником):
      «Колыбель качается над бездной... но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час» (В. Набоков)2;
      «...Колыбель висит над бездной, / И качают все ветра люльку с ночи до утра... / Сполз с поверхности земной / Край пеленки кружевной» (Л. Миллер)3;
      «Я был разбужен третьим петухом, / Будильником, гремучими часами...» (О. Чухонцев);
      Когда я спал без облика и склада, / Я дружбой был, как выстрелом, разбужен (О. Мандельштам);

Всего на одно лишь мгновенье
Раскрылись две створки ворот,
И вышло мое поколенье
В свой самый последний поход...
            Да, это мое поколенье,
            И знамени скромен наряд,
            Но риск, и любовь, и терпенье
            На наших погонах горят.
Б. Окуджава4

      Предложенные эпиграфы можно пояснить словами публициста, философа, литературоведа, человека, сохранившего яркие воспоминания о встречах с В. Высоцким и Б. Окуджавой, — Юрия Карякина: «Художник — это личность, характер, умеющий заражать других своей духовностью, своей глубиной чувств... «...Я дружбой был, как выстрелом, разбужен». Это пробуждение к жизни и есть поэзия»5.
      ...За несколько недель до урока предложим ученикам объединиться в группы по 4—7 человек и подготовить краткий рассказ (на 3—5 минут) об основных вехах жизни одного из авторов. Кроме того, каждая группа представляет:
      словесный портрет поэта, увиденный глазами современников;
      два или три его стихотворения или песни;
      совместно сформулированное мнение о своеобразии свойственного ему «чувства времени»;
      яркий факт биографии, случай из жизни, поступок, который характеризует поэта как личность;
      два-три выразительных отзыва современников (родных, друзей, коллег, а может быть, и оппонентов) о его характере, взглядах, значении творческого наследия.
      Помещение, где проводится урок, ребята заранее оформляют в соответствии с темой:
      стенгазетами, стендами или ширмами с фотографиями и портретами поэтов;
      выписанными на отдельные листы бумаги строками стихов и высказываниями авторов, из которых явствует их жизненное кредо;
      живописными работами на тему «Портрет времени в моем представлении».
      Получив возможность самостоятельного выбора текстов и их интерпретаций, ученики «откроют» своеобразное «окно» в мир поэта. Этот вариант хорош и тем, что в ходе подготовки к уроку ребята перечитают сборники стихов и почувствуют в некоторых стихах соответствие собственным мыслям и поднимутся на новую ступень художественного сознания, пополнят свой песенный запас.
      Время двух уроков ограничено, поэтому выступление каждой группы должно быть предельно лаконично.
      Если у учителя есть возможность осуществить этот план вне школьного расписания в форме музыкально-поэтического вечера, что предпочтительнее, то впоследствии на уроке литературы стоит предложить восьмиклассникам одно из заданий:
      творческую работу — сочинение-эссе с использованием стихотворных цитат «Лик времени»;
      размышление над одним из прозвучавших лирических произведений (с элементами анализа);
      письмо автору стихотворения (вариант: лирическому герою).
      Можно сделать коллективный вывод, ответив на вопросы: «Что сказано «о времени и о себе» русскими поэтами XX века, чьи стихи вы сегодня услышали? Какие жизненные ценности, утверждаемые поэтами, можно считать вневременными, вечными?»
      Итог урока — обсуждение ответов.
      Организация урока-концерта или музыкально-поэтического вечера потребует от учителя немалой подготовительной работы: помощи его участникам в отборе материала, репетиций (отдельно с каждой группой), — но в результате урок или вечер поможет формированию классного коллектива, ценностных ориентаций ребят и их эстетического вкуса. Встреча может быть завершена исполнением ребятами самостоятельно положенных на музыку стихов поэтов XX века и собственных песен «о времени и о себе». И если задуманному будет суждено осуществиться, то в какой-то момент на таком уроке может появиться счастливое ощущение незримого присутствия поэтов. Такая встреча запоминается на всю жизнь.

      Вариант второй. В классе с достаточно высоким уровнем литературного развития, где ученики имеют необходимые знания отечественной истории, предложим аналитическое чтение стихотворений.
      Здесь также предстоит предварительная работа. В зависимости от возможностей предложим отправиться на экскурсию в музей-квартиру В. Высоцкого в Москве, Б. Окуджавы в Переделкине, музей А. Ахматовой в Санкт-Петербурге, совершить поездку в Комарово (тогда станет намного понятнее ее «Приморский сонет»).
      Было бы ошибкой начинать разговор о песнях Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича, не познакомив предварительно учеников с каким-либо вариантом музыкального исполнения их произведений. Желателен был бы просмотр видеокассет или прослушивание магнитофонных записей выступлений поэтов. Могут быть продемонстрированы фрагменты фильмов с участием В. Высоцкого. Во многих семьях бережно хранятся любимые записи прошлых лет, можно обратиться за помощью к выпускникам и родителям учеников... Хорошо, если ученикам удастся побывать в театре или на музыкальном вечере, посвященном памяти этих поэтов.
      Урок много потеряет, если прослушивание записи песен, например Высоцкого «Я не люблю...», «Песни о времени» и др., будет заменено декламацией учителя. «Высоцкого — поэта и менестреля нельзя разделять. Это такой вид искусства: стихотворение, которое он сам поет. Есть по меньшей мере три элемента: стих, музыка-напев и его голос. А если спрашивать по отдельности, как вам нравится голос без пения или пение без голоса или как вам нравятся стихи без музыки, это уже получается разъятие гармонии алгеброй... Поскольку техника позволила закрепить это единство стиха, гитары и голоса, то зачем же «рвать по живому»? Зачем терять то, что имеем?» — писал замечательный литературовед Натан Эйдельман6. А сам Владимир Высоцкий говорил: «Я очень не люблю, когда мои песни исполняют другие люди... Певец все равно не споет так, как я. Хуже или лучше — неважно... И подтексты, и вторые планы, и какие-то образы художественные — это все должен делать автор»7.
      На уроках русского языка уточним значения слов и понятий: менестрель, бард, тиран, кумир, холоп, исторический роман, авторская песня, сонет, присно, фатальность (фатальный исход), Сенат, Сенатская площадь, Клодтовы кони, царскосельский пруд, гений.

Урок 1. Время эти понятья не стерло» (1 ч)

      (Беседа, элементы творческой работы, самостоятельная работа учащихся.)
      Цель: выявить, что в представлении поэтов начала XX века принадлежит времени, что — вечности. (Или: какие жизненные ценности, утверждаемые поэтами, можно считать вечными, вневременными?)
      Ход урока:
      Негромко звучащая органная музыка может служить фоном к работе в начале урока (задания 1—3).
      Предупредим учеников о том, что в конце урока им предстоит творческая работа.
      Подготовительные задания творческого характера (рабочие записи):
      1. Запишите ваши ассоциации со словом ВРЕМЯ.
      2. Истолкуйте слово ВРЕМЯ (время жизни, время историческое, время как свойство бытия).
      Можно символически изобразить время — нарисовать, как вы его себе представляете.
      3. Давайте послушаем древнюю библейскую мудрость и дополним свои рабочие записи:
      «Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
      Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
      Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить.
      Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать.
      Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий.
      Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать.
      Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить.
      Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
      Прочитайте сделанные вами записи, поясняющие словосочетания: «время историческое» и «время жизни». (Заслушиваем ответы 2—3 учеников.)
      Слово учителя (ученики по ходу рассказа пополняют записи):
      — 
В чем родство и различие, по-вашему, понятий «время» и «вечность»?
      Кажется, что слово «время» означает конкретное измерение, а «вечность» бесконечна, однако при этом

Дана лишь минута любому из нас,
Но если минутой кончается час —
Двенадцатый час, открывающий год,
Который в другое столетье ведет, —
Пусть эта минута, как все, коротка,
Она, пробегая, смыкает века8.

      Так размышлял Самуил Яковлевич Маршак о способности малых отрезков времени перетекать «за порог» своего пространства все дальше и дальше — до бесконечности. Эти строки написаны в начале 60-х годов XX века. Тогда же было создано большинство стихов, о которых сегодня и пойдет речь.
      Конец 50-х — начало 60-х годов принято называть периодом «оттепели» в политическом климате нашей страны после жестокого сталинского режима. Помните, как заканчивает сказку «Дракон» Евгений Львович Шварц? Когда Ланцелот побеждает Дракона и освобождает город от тирании чудовища, он с удивлением обнаруживает, что люди, жители этого города, не могут осознать реально открывшейся перед ними возможности — права на внутреннюю свободу и права поступка по совести. И тогда Ланцелот с горечью говорит об освобожденных им, но не свободных от страха за свою жизнь горожанах: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить Дракона». Шварц написал эту сказку почти за 10 лет до знаменитого XX съезда партии, когда Н. С. Хрущев, политический лидер нашей страны той поры, выступил с разоблачением преступлений эпохи правления Сталина. После выступления Хрущева многое изменилось в жизни государства. Началась реабилитация невинно осужденных граждан. Люди возвращались из ссылок и тюрем. Так, у Булата Шалвовича Окуджавы из карагандинского лагеря вернулась мать (отец, партийный работник, в 1937 году был расстрелян). Лев Гумилев, сын Анны Андреевны Ахматовой, вернулся из лагеря под Омском, его отец, поэт Николай Гумилев, был расстрелян в первые годы советской власти. (В поэме «Реквием» Ахматова писала: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне...») Но не только память об утратах, которые трудно представить не пережившим их, — причина печали, которая сквозит в песнях Окуджавы, и не только поэтому голос Высоцкого звучит на пределе сил. «Оттепель» — это еще не желанная «весна» и тем более не «лето». И хотя впервые за сорок лет советской власти поэты и писатели получили реальную возможность открыто высказывать свои мысли и печатать произведения, свобода эта была относительная, и публиковать можно было только те произведения, которые прошли цензуру. А вскоре окончилось и хрущевское время — через десять лет к власти приходит Политбюро с Л. И. Брежневым во главе. И опять начинаются гонения на слово, сказанное по совести. Дочь поэта Александра Галича вспоминает: «Как-то вызвали отца в соответствующую инстанцию и предложили на выбор — или уехать навсегда из страны... или — «мы знаем, что у вас было три инфаркта, что вы можете не выдержать, но что поделать» — обвинение в антисоветской деятельности и заключение...»9. Поэты Галич и Бродский, писатель Солженицын и кинорежиссер Андрей Тарковский, как и некоторые другие наши соотечественники, чье творчество до сих пор продолжает влиять на отечественную и мировую культуру, вынуждены были покинуть родину. Брежневский период правления длился почти два десятка лет и был более «вегетарианским», то есть не настолько кровавым, как сталинский, но духовно скудным. Непростым было время, когда создавались стихи, о которых сегодня пойдет речь... В 1974 году А. Галич с болью говорил о своем времени: «Слово — оружие, которое дано нам Господом, в котором есть суть и назначение поэзии, — «глаголом жечь сердца людей»... И для того чтобы прийти к осознанию, что существует только один путь, путь борьбы, путь сопротивления лжи, для этого нужно что-то испытать, это надо выстрадать... Чтобы именно в советских условиях, в условиях невероятного давления, в условиях невероятной закрытости и лишенности информации прийти к этому осознанию абсолютно осмысленно, а не только эмоционально, — нужен какой-то определенный возрастной срок»10.
      А вот слова Высоцкого о том же: «Искусства настоящего без страдания нету. Не обязательно, чтобы человека притесняли, стреляли в него, забирали родственников... Нет, если человек в душе, даже без внешних воздействий, испытывал чувство страдания: за людей, за близких, за ситуацию — это уже очень много значит. Это есть база, это создает жизненный опыт»11.
      Поэты ни в чем не обвиняли свое время. «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить... Так природа захотела...», — пел в кругу друзей Окуджава.
      Времена, эпохи сменяют одна другую. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом».

Всему времечко свое: лить дождю, Земле вращаться,
Знать, где первое прозренье, где последняя черта...
Началася вдруг война — не успели попрощаться,
Адресами обменяться не успели ни черта.
Где встречались мы потом? Где нам выпала прописка?
Где сходились наши души, воротясь с передовой?
На поверхности ль земли? Под пятой ли обелиска?
В гастрономе ли арбатском? В черной ль туче грозовой?12

      Великая Отечественная война, о которой говорится в этих строках песни Окуджавы, принесла людям неисчислимые страдания, вошла в каждую семью... Как и во время Отечественной войны 1812 года, люди по-новому осознали вечные жизненные начала: «Тем слаще мед огней домашних, чем громче музыка атак»13. Родной дом, друзья, честь, доброта, братство, любовь — эти и многие другие слова обрели новое звучание и значение...
      «Братья и сестры!» — так обратился Сталин к соотечественникам в первые дни войны, и его призыв был услышан и понят ими, так как именно эти слова передавали состояние народного единения в особую минуту национальной истории. Высота духа армии и народного ополчения стали главным условием победы над фашистской Германией. Победой был обусловлен тот нравственный запас, который реализовывался потом еще в течение нескольких десятилетий... Поэтическое, песенное творчество, как и в XIX веке после победы над наполеоновской армией, требовало новых форм выражения.
      Авторская песня возникла как альтернатива «советской массовой песне». Обратим внимание, как часто Окуджава соединяет «я» — негромкий голос своего лирического героя с «мы» — голосом поколения.
      Иным предстает образ военных лет в песнях Высоцкого. Писатель Алесь Адамович, автор «Блокадной книги», объясняет: «Если ты работал над книгами народной памяти и они стоят перед глазами — те люди, которых ты записывал, звучат их голоса, — ты и Высоцкого будешь воспринимать по-своему. А что, разве вот это: «Кто сказал, все сгорело дотла...» — не полный боли крик народной памяти?»14.
      «Высоцкий принадлежит к тем людям нашего поколения, которые жалели и даже считали чуть ли не грехом то, что они не воевали и не «сидели»... Это же сверхчувствительность. А Булат не только воевал, но и «сидел» — вместе с отцом и мамой. Поэтому-то он тише. Высоцкий поет «дважды два» как «миллион на миллион», а Окуджава «миллион на миллион» — как «дважды два»... И никто не лучше и не хуже другого. Оба — лучше»15, — пишет Ю. Карякин.
      — Какие исторические события повлияли на мироощущение поэтов второй половины XX века?
      4. Запишите в столбик категории времени, которые вы знаете. Подберите к некоторым из них эпитеты, строки стихов, ассоциации.
      (Миг, мгновение, минута, часы, сутки, годы... эпоха... век... вечность...)
      5. Найдите в текстах стихотворений (в учебнике — раздел «О времени и о себе», с. 327—343) фразы, в которых упоминаются слова, обозначающие временные категории, расположите их в соответствующей последовательности. Определите, какие смысловые оттенки они имеют.
      «Вечность — предположенье — / Есть набирание сил» (Д. Самойлов); «Познать свой век не в силах мы» (Д. Самойлов); «Век нынешний и век минувший» (название стихотворения А. Галича — цитата из комедии А. С. Грибоедова); «А потом, помолившись: «Во веки и присно16...» (А. Галич); «Век наш пробует нас... / Смеешь выйти на площадь / В тот назначенный час?!» (А. Галич); «Груды веков» (В. Высоцкий); «Во веки веков и во все времена... Ныне, присно» (В. Высоцкий); «...у каждой эпохи свои подрастают леса» (Б. Окуджава); «с Александром Сергеичем / поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа» (Б. Окуджава); «Разумный свой век, многоопытный век полюбя» (Б. Окуджава); «И голос вечности зовет» (А. Ахматова).
      Здесь мы имеем дело с историческим временем — веком — на фоне вечности. Иногда определить лицо века может и малая единица — час («Смеешь выйти на площадь / В тот назначенный час?!»).
      Вспомним: совсем иначе упоминается время, когда в лирике речь идет о состоянии влюбленного поэта: «Я помню чудное мгновенье...» Не только для А. С. Пушкина, но и для любого человека ценность мгновения счастья важнее, чем тихо тянущиеся дни и годы «Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви». «Мгновения вместе мы были, / Но вечность ничто перед ними», — пишет М. Ю. Лермонтов.
      Историческое время — век как эпоха (то есть законченный исторический период) — видится целостным, завершенным. Не во власти человека решать, когда ему появиться на свет. Крылатыми стали строчки стихотворения современного поэта А. Кушнера: «Времена не выбирают, / В них живут и умирают...» Только силой воображения человек может перенестись в другую эпоху: «Как часто силой мысли в краткий час / Я жил века и жизнию иной / И о земле позабывал» (М. Ю. Лермонтов. 1831 июня 11 дня). Преодолевая в мечтах временные расстояния, автор оказывается иллюзорно властен и над пространством: «И о земле позабывал».
      6. Давайте обратимся к текстам раздела «О времени и о себе» и выпишем строчки стихотворений, в которых передается ощущение века как ограниченного временного пространства: «Словно в опустевшем помещении» (Д. Самойлов) и «Мы в нем, как жители тюрьмы, / Заброшены и одиноки, / Печально отбываем сроки» (Д. Самойлов).
      И даже если «Потом историк и певец / Преобразят тюрьму в дворец», все равно помещение от этого «преображения» не увеличится.
      Пространство времени (века) во многих стихотворениях кажется замкнутым. У В. Высоцкого встречаем метафору: «замок времени». «Выхода нет», — читаем у А. Галича, потому что «бесчестье кромешно». Слово «кромешно» напоминает о фразеологическом сочетании «кромешная тьма», которое угадывается здесь.
      — Что можно ощущать в такой ситуации?
      «Бессилье» (В. Высоцкий). «Терпя, чего терпеть без подлости — не можно...» (эпиграф, строки Н. М. Карамзина в стихотворении А. Галича «Петербургский романс»). Бессилье порождает «бесчестье». Не случайно здесь упоминание темной силы: «А нам и честь, и чох, и черт — / Неведомые области! / А нам признанье и почет — / За верность общей подлости!» У Высоцкого: «Ведьмы вас не пугают шабашем?» 
      — Каков звуковой фон эпохи?
      Он представляется безрадостным: «Тянем, тянем слово залежалое, / Говорим и вяло и темно» (Д. Самойлов). А то и вовсе наступает тишина от немоты, порожденной страхом: «Вот и платим молчаньем / За причастность свою» (А. Галич). Тогда начинает казаться, что «выхода нет». Однако это не так.
      «Сто замков» и «сто оков» «замка» времени могут быть преодолены. Но вовсе не потому, что «все разрешено» (Д. Самойлов), а при условии внутреннего самоопределения человека. Известно, что человек от природы наделен умом, чувствами и волей. Может быть, именно внутренняя светлая сила — воля — и есть главный двигатель жизни? Д. Самойлов пишет: «Вечность — предположенье — / Есть набирание сил». Но сила при этом не самоцель («Москва. Ты не веришь слезам — это время проверило, / железное мужество, твердость и сила во всем», «железное», то есть бесчеловечное, бездушное). Условие созидательной силы — жизнь во имя утверждения вечных ценностей — веры, надежды, любви. Не случайно эти понятия как женские имена часто встречаются в лирике Окуджавы («Три сестры» и др.). И тогда время отступает — для этого не надо даже фантазировать и мысленно переноситься в другие века — и человек, и его творчество преодолевают ограниченность отпущенного срока. И пространство тогда оказывается подвластно мысленному взору, поскольку любовь безгранична. Так в «Песенке об Арбате» Б. Окуджавы пространство расширяется от точки до бесконечности, а потом возвращается от бесконечности к точке.
      — Предопределен ли фатально (роковым образом) жизненный выбор человека? Как отвечают на этот вопрос поэты?
      Песня «Я не люблю...» В. Высоцкого начинается строкой: «Я не люблю фатального исхода», то есть поведение человека фатально не предопределено. Поэты, о чьем творчестве мы сегодня говорим, выбрали прославление свободы — не вседозволенности, а именно свободы поступка по законам любви и добра, по совести.
      — Что неподвластно времени? О каких понятиях, ценностях, чувствах можно сказать словами В. Высоцкого: «Время эти понятья не стерло», то есть они долговечнее века, эпохи? (О чем прямо говорят авторы и о чем — опосредованно?) Для ответа используйте строки стихов.
      «Любовь — это вечно любовь» (В. Высоцкий); «зло называется злом» (В. Высоцкий); «Трус, предатель — всегда презираем, / Враг есть враг, и война все равно есть война, / И темница тесна, и свобода одна» (В. Высоцкий); «отчизна» (А. Галич); «А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему, / и мы до сих пор все холопами числим себя» (Б. Окуджава).
      О сохранении чести как условии достойной жизни: «бесчестье кромешно» (А. Галич); «Досадно мне, что слово „честь“ забыто» (В. Высоцкий); «Ныне, присно, во веки веков, старина, / И цена есть цена, и вина есть вина, / И всегда хорошо, если честь спасена, / Если другом надежно прикрыта спина» (В. Высоцкий).
      О творчестве как условии жизни: «не стараясь угодить» (творчество в соответствии с голосом совести) (Б. Окуджава); «роза красная цвела / гордо и неторопливо» (Б. Окуджава) («Прекрасное должно быть величаво», — писал А. С. Пушкин. Роза здесь символ творчества, искусства, вечно прекрасной жизни); «Я не люблю любое время года, / Когда веселых песен не пою» (В. Высоцкий); «И польются легенды из сотен стихов» (В. Высоцкий); «Чистоту, простоту мы у древних берем, / Саги, сказки — из прошлого тащим, / Потому что добро остается добром — / В прошлом, будущем и настоящем!» (В. Высоцкий).
      О подвигах: «Я не люблю насилья и бессилья, — / Вот только жаль распятого Христа» (В. Высоцкий); «Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / В тот назначенный час?! / Где стоят по квадрату / В ожиданье полки — / От Синода к Сенату, / Как четыре строки?!» (А. Галич); «Время подвиги эти не стерло» (В. Высоцкий).
      Творческая работа «Время эти понятья не стерло...» с использованием рабочих записей и стихотворных цитат.
      Заключительная часть урока послужит итогом сказанному и поможет в подготовке домашнего задания. По мере рассказа учителя ученики в тетрадях отметят основные особенности творчества Б. Окуджавы и В. Высоцкого.
      Неподвластно времени чувство гражданской ответственности за судьбу Отечества, осознание нравственного долга, умение радоваться и восхищаться красотой, благородство и щедрость души... Обратим внимание: большинство жизнеутверждающих истин наиболее определенно сформулировано Владимиром Высоцким. Есть ли в этом факте закономерность? Вероятно. «Он не оставляет читателю возможности какого-то иного умозаключения, а высказывает свое», — пишет старшеклассник в своем сочинении о Высоцком. Поэтому многие его лучшие песни-монологи похожи на проповеди, проповеди страстные.
      Песни Окуджавы по интонации исповедальны, его лирический герой не назидателен. Он готов не только признать собственные проступки, но и взять на себя «провинности» всего своего поколения: «А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему, / и мы до сих пор все холопами числим себя».
      «Что надо, чтобы пробиться сквозь наши каменеющие сердца, чтобы оживить их надеждой и болью?
      Булат Окуджава играет на своей тихой волшебной дудочке — и вдруг, сквозь асфальт, прямо на камнях, зеленеют ростки...
      ...И Высоцкий сочинял и пел свои песни так, будто молотком отбойным работал, сотрясая всех и сотрясаясь сам. Он именно взрывает сердца, прежде всего свое собственное сердце...
      ...Пробуждение, взрыв совести и есть непременный знак настоящего искусства»17, — пишет Юрий Карякин.
      Действительно, сравним интонации: «Моцарт на старенькой скрипке играет, / Моцарт играет, а скрипка поет, / Моцарт отечества не выбирает — / просто играет всю жизнь напролет...» из «Песенки о Моцарте» — у Окуджавы и у Высоцкого из «Песни о Времени»: «Время подвиги эти не стерло: / Оторвать от него верхний пласт / Или взять его крепче за горло — / И оно свои тайны отдаст. / Упадут сто замков, и спадут сто оков, / И сойдут сто потов с целой груды веков...» В первом — напевно звучат ассонансы: «о», «а», «е»; во втором — напористо — аллитерации: «р-р-р», «д», преодолевает временное пространство «у-у».
      В обоих текстах — песнях — утверждаются вечные истины: у Окуджавы — творчество как условие жизни, у Высоцкого — добро, любовь, дружба, чистота, простота. Высоцкий увлекает слушателя страстным пафосом слова, вкладывая в песню всю — без остатка — жизненную энергию; Окуджава увлекает недосказанностью, тайной, неисчерпаемостью слова. «Дух прозренья и загадок / Пусть сопровождает нас», — обращаясь к себе, говорит и нам Окуджава. Печально размышляет он о веселом и иронично — о грустном. Вот, например:

Час утренний — делам, любви — вечерний,
Раздумьям — осень, бодрости — зима...
Весь мир устроен из ограничений,
Чтобы от счастья не сойти с ума.

      Ирония и грусть в стихах Окуджавы — следствие осознания быстротечности жизни и мимолетности счастья.
      Два столетия тому назад в Германии Гете высказал предположение: «Я почти что начинаю верить, что, пожалуй, лишь одной поэзией можно выразить до известной степени такие тайны, которые в прозе кажутся абсурдными, ибо они могут быть выражены только в противоречиях, которые неприемлемы для человеческого рассудка»18. Именно на той самой «нейтральной полосе», где, сталкиваясь, сосуществуют противоположности, рождается цветок «необычайной красоты» — истина.
      Несомненна родственность взгляда на мир Окуджавы и французского поэта XV века Франсуа Вийона. Не случайно первоначальное название широко известного стихотворения Окуджавы «Молитва» было «Молитва Франсуа Вийона». Послушаем фрагмент стихотворения Франсуа Вийона и убедимся в том, что огромный пласт времени — полтысячелетия, разделяющий поэтов, кажется неощутимым:

От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом.
Чужбина мне страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я всех господ.
Я всеми признан, изгнан отовсюду.
Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю...
Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю19.

      Творчество любого поэта принадлежит конкретной эпохе и несет печать своего времени. Каждому поэту дорога его земля и судьба этой земли — Отечества. Но при этом существует вневременная духовная общность людей, для которых нет территориальных границ и не имеет значения, когда и где произнесено Слово, если оно истинно, — в современной России или в средневековой Франции, в бюргерской Германии или в фашистской Испании. Фредерико Гарсиа Лорка, знаменитый испанский поэт XX века, писал: «Я люблю человеческий голос. Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесенный над гибельной землею...»20. И мы различаем мелодии стихов поэтов, вошедших в русскую литературу в эпоху хрущевской «оттепели»: спокойно-рассудительный голос в философских стихах Д. Самойлова, доброжелательно-мудрое повествование Б. Окуджавы, страстный — на пределе сил человеческих — крик души Высоцкого... И голос каждого из них не был одинок, потому что, размышляя наедине с самим собой о жизни своей души, поэт умел сказать и о самых сокровенных мыслях и чувствах современников: «И пока еще жива / роза красная в бутылке, / дайте выкрикнуть слова, / что давно лежат в копилке» (Б. Окуджава).
      Домашнее задание (письменно)
      «Время подвиги эти не стерло...» — утверждает Владимир Высоцкий. О каких подвигах здесь могла бы идти речь? Приведите известные вам факты из истории Отечества и, может быть, семейных рассказов, архивов.
      Л. Фризман, доктор филологических наук, пишет: «Наше время выдвинуло трех выдающихся поэтов-бардов. Это Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Несхожесть, творческая неповторимость каждого из них очень существенна.
      Окуджава — музыкант в поэзии. Не потому только, что он поет, а потому, что музыкальность — это особая природа его стихов...
      Высоцкий остается в поэзии актером, несравненным мастером перевоплощения...
      А Галич — живописец. Несколькими мазками он создает картину. И видишь ее, и нельзя ее забыть...»21.
      Чье творчество вам ближе и почему?
      Можно ли считать это высказывание справедливым? Аргументируйте свое мнение.
      Озаглавьте работу строкой стихотворения любимого вами поэта.

Урок 2. «О времени и о себе» (1 ч)

      (Работа в группах)
      Цель:
      1) выявить:
      а) какие проблемы волнуют поэтов второй половины XX века;
      б) почему авторы обращаются к эпохе декабристов, к военным темам;
      в) в чем неповторимая индивидуальность поэтической интонации каждого автора;
      2) учить умению выделять частное в общем и общее в частном.
      «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1—5).
      Ход урока:
      Ученики в классе распределяются на 4 группы по 4—7 человек. (Следует учесть, что задания наибольшего уровня сложности у группы № 4, поэтому соответствующие вопросы надо приберечь для наиболее успевающих учеников.) Каждая группа избирает ведущего и получает:
      вопросы, предложенные для обсуждения;
      перечень названий стихов;
      дополнительную информацию в виде распечатанных текстов.
      Ученики могут воспользоваться и дополнительной литературой (текстами стихотворений на военную тему надо запастись заранее в библиотеке). Все ответы должны быть аргументированы. Ведущий записывает ответы каждого участника, затем формулирует общий вывод. (Вариант: каждый самостоятельно записывает свой ответ, потом читает его вслух, а ведущий обобщает все.) Последовательность выполнения заданий определяют сами ученики. Учитель по мере необходимости поочередно помогает каждой группе в ее работе.
      Задания всем группам:
      
— Внимательно прочитайте слова Булата Шалвовича Окуджавы: «Художник видит перед собой единственную задачу — рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем. Что бы я ни писал: стихотворение, песню, повесть, роман, — всегда и везде я рассказываю о себе, не стараясь угодить ни своим поклонникам, ни противникам. Я стараюсь для вас и стараюсь отвечать на все ваши вопросы».
      — Подумайте, на какие вопросы ищут ответы поэты. Есть ли в текстах ответы?
      — Как соотносятся понятия «прошлое», «настоящее» и «будущее» в выбранных вами стихотворениях?
      — Кто из авторов мог бы вслед за Александром Сергеевичем Пушкиным сказать: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал...»? Обоснуйте свое мнение.
      Ученикам предлагаются на отдельных листках четыре строфы стихотворения Б. Окуджавы «У поэта соперника нету...». Каждой группе надо определить последовательность строф, найти «свою» (соответствующую ее порядковому номеру), и одному из учеников подготовиться к ее выразительному чтению в заключение урока.

      Группа № 1 представляет эпоху декабризма, эпоху Пушкина.
      Вопросы:
      1. Чем притягательны эпоха декабризма и имя Пушкина для поэтов XX века?
      2. Чем индивидуально неповторимо творчество каждого автора, в чем, по-вашему, каждый из них видит свой «свет предназначенья»22?
      3. Пушкин! Тайную свободу
          Пели мы вослед тебе!
          Дай нам руку в непогоду,
          Помоги в немой борьбе! 
      — Чем родственны эти строки А. А. Блока («Пушкинскому Дому», 1921) и предложенные для обсуждения стихи? Как вы понимаете эпитет «тайную свободу» (идет ли здесь речь о тайном обществе?) и почему — «в немой борьбе»?
      Стихи:
      А. Галич. «Петербургский романс»;
      Б. Окуджава. «Былое нельзя воротить»;
      Б. Окуджава. «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину»;
      А. Ахматова. «Приморский сонет» и др. — по выбору учеников.

      Группа № 2 представляет военную тему.
      Вопросы:
      1. Чем сходно и в чем различно отношение авторов к войне? Выпишите строки и слова, свидетельствующие об этом отношении.
      2. Чем, на ваш взгляд, отличается поэтическая интонация Булата Окуджавы от интонации Владимира Высоцкого? Как соотносится то, что говорит автор, и то, как говорит?
      Кто из поэтов в большей мере ощущает преемственность с воззрением Л. Н. Толстого: «...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие...»23?
      Стихи:
      Б. Окуджава. «Песенка о солдатских сапогах», «Песенка о Леньке Королеве», «До свидания, мальчики», «Простите пехоте», «Песенка веселого солдата», «Песенка о старом, больном, усталом короле...», «Старинная солдатская песня», «Батальное полотно», «Дерзость, или Разговор перед боем», «Солнышко сияет, музыка играет...», «Мы за ценой не постоим...», «Святое воинство», «Примета»;
      В. Высоцкий. «Песня о госпитале», «Тот, который не стрелял...», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой», «Черные бушлаты», «Две песни об одном воздушном бое» («Песня летчика» и «Песня самолета-истребителя»), «Мы вращаем Землю», «Он не вернулся из боя», «Песня о Земле» и др. — по выбору учеников.

      Группа № 3 представляет тему «Поэты о своем времени и о себе».
      Вопросы:
      1. Что неприемлемо для поэта в его времени? Приведите примеры поступка лирического героя в ситуации нравственного выбора в известных вам стихах Окуджавы, Высоцкого и других поэтов.
      2. Что наполняет мир души и окружающий мир радостью?
      3. Действительно ли судьба поколения — судьба поэта?
      4. Все, все, что гибелью грозит,
          Для сердца смертного таит
          Неизъяснимы наслажденья —
          Бессмертья, может быть, залог!
      Кому из поэтов второй половины XX века, по-вашему, наиболее близки эти строки Пушкина?
      Стихи:
      
Д. Самойлов. «Познать свой век не в силах мы...»;
      A. Галич. «Век нынешний и век минувший...»;
      Д. Самойлов. «Вот и все. Смежили очи гении...»;
      B. Высоцкий. «Я не люблю...» и др. — по выбору учеников.

      Группа № 4 представляет тему «Осмысление поэтами истории и своего предназначения».
      Вопросы:
      1. К каким эпохам и почему чаще обращаются авторы? Почему ими была избрана поэтическая форма размышлений, а иногда — жанр песни?
      2. Сопоставьте стихотворения Б. Окуджавы «Я пишу исторический роман» и О. Чухонцева «За строкой исторической хроники». Выявите сходство и различие в поэтических позициях авторов.
      3. Как соотносится библейская мудрость «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» с мыслями и чувствами авторов?
      Стихи:
      Б. Окуджава. «Я пишу исторический роман»;
      О. Чухонцев. «За строкой исторической хроники»;
      В. Высоцкий. «Песня о времени» и др. — по выбору учеников.
      После завершения работы ответственные от каждой группы вслух читают выводы, сделанные общими силами, и все ученики записывают их в тетради. (Учитель по необходимости уточняет формулировки.)
      В заключительном слове учитель обобщает выводы и подводит итог урока.
      Затем поочередно один из учеников от каждой группы читает «свою» строфу стихотворения Б. Окуджавы «У поэта соперника нету...»:

У поэта соперника нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит...
Это он не за вас — за себя.

Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму —
Поле пройдено, сделано дело...
Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его, — нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.

      Домашнее задание. Литературное творчество. Сочинение-эссе с использованием стихотворных цитат на тему «О времени и о себе».

      Группам № 2, № 3
      В. Высоцкий24:
      «Гитара появилась так. Вдруг я однажды услышал магнитофон — тогда они были совсем плохие, магнитофоны.. Услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и, конечно, стихи, которые я тоже узнал. Это был Булат. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать. Когда у меня появлялась строка, я брал гитару...»
      «Я пишу очень много песен на военную тему. Буду это делать до тех пор, пока живу, потому что это вечная тема, она никуда не уйдет. Мы дети военных лет. Война коснулась всех, у всех в семьях есть погибшие. Люди, которые находятся за шаг или полшага до смерти, всегда интересны и всегда были предметами искусства».
      «Я люблю начинать свои выступления с песен военных».
      «О моих песнях ходит много разговоров. Иногда разговоры приятные. Например, меня часто спрашивают, не тот ли я Володя Высоцкий, который был под Курском или под Сталинградом, под Оршей или под Вязьмой. Люди думают, что я прошел войну».
      «Ветераны говорят: «Непонятно, как человек, не видевший войну, мог все так почувствовать!» Значит, есть у нас не только память головная, но и память сердца, которая передается. Из подсознания в подсознание. Я не прошел войны, но тоже много о ней пишу. Нам не пришлось поучаствовать, поэтому на совести как-то неспокойно. Мы как бы довоевываем в своих песнях».
      «Мои выступления — это беседа со зрителем».
      «Авторская песня — это дружеское искусство. Вот почему нас хочется записать на магнитофон. Во многих домах я нахожусь в скрученном виде, в виде магнитофонных лент. И чувствую себя там уютно. Люди еще раз хотят услышать».
      «Я в своих стихах рассказываю о том, что меня беспокоит в этой жизни... Главное в моих песнях — это человек».
      «У меня есть гитара, ваши глаза и желание вам что-то рассказать... Я прошу зажечь свет в зрительном зале — мне нужно видеть ваши глаза».
      Б. Окуджава25:
      «...Нам удалось заработать горбом / Точные знанья о расстоянье / Меж злом и добром...»
      «Стихи и песни нельзя объяснить. Не ищите в них фактов из личной жизни: я рассказываю о своей душе и только».

«Не верь войне, мальчишка,
Не верь, она грустна.
Она грустна, мальчишка,
Как сапоги, тесна.
            Твои лихие кони
            Не смогут ничего.
            Ты весь — как на ладони,
            Все пули — в одного.

      Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода... Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он — ко мне, а я — к нему...»
      «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать».
      «Война так въелась в меня, мне трудно от нее избавиться. Все мы, наверное, рады были бы навсегда забыть о войне, но, к сожалению, она не затихает, она идет по пятам... Сколько же мы, люди, будем побеждать эту войну?»
      «Однажды мне принесли фотографию, где почти вся наша детская компания с арбатского двора. Тринадцать мальчиков и девочек. И куст сирени, который там рос. Сейчас его нет. А деревья остались, это мы их посадили. Все, кроме двух старых, которые были раньше. Из тех мальчиков сегодня почти никого в живых уже нет. Только один Сережа. Он прошел всю войну. Был ранен, но выжил. А у этих девочек война отняла мужей, женихов, самих покалечила... И когда я писал: «Поплачьте, девочки мои, о том, что вспомнилось, не уходите со двора, нет счастья в этом...» — именно они были у меня перед глазами...»

«...Забыты все домашние заботы,
Не надо ни зарплаты, ни работы —
Иду себе, играю автоматом,
Как просто быть солдатом, солдатом!
            А если что не так — не наше дело:
            Как говорится, родина велела!
            Как славно быть ни в чем не виноватым,
            Совсем простым солдатом, солдатом.

      На самом-то деле я так, конечно, не думаю. Ведь сам я был и минометчиком, и пулеметчиком ручного пулемета и — после ранения — радистом тяжелой артиллерии. А песенка эта ироническая, грустная — своего рода протест против бодрячества, шапкозакидательских настроений некоторых произведений о войне. Ведь в любом случае кровь остается кровью, смерть — смертью. Война же, согласитесь, — вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну».

      Группе № 4
      
Стихотворение О. Чухонцева принципиально важно для осмысления темы. Оно указано в программе26, однако в учебник не было включено. Учитель должен помочь ученикам осмыслить строки: «Но тот, кому Слово дано, / себя совмещает со всеми, / поскольку Оно зажжено / для всех...» Обращение к этому тексту поможет обобщить сказанное на уроке.

За строкой исторической хроники

      648 г. до н. э. Затмение солнца.
      Расцвет поэзии Архилоха.
      Бикерман. Хронология Древнего мира.

Опять эта зоркая злость
и этот простор подневольный,
упершийся в горло, как кость,
с поры предвоенной и школьной,
и прежде того — с вековой,
еще до рожденья рожденной,
запавшей двойной синевой
у глаз, как нуждою, огромной.

Князь Игорь вступил в стремена,
но мгла ему путь преградила,
и черного дна глубина
предвестья дурные явила,
и срам он найдет, и полон,
но песней, как долгая рана,
на вещий взойдет небосклон
безвестный Соперник Бояна.

Спаситель судим и распят,
и темные низкие тучи
над Иерусалимом висят,
но гром загрохочет могучий,
и примет Он смерть, и опять
воспрянет как Дух, чтоб по праву
судить, и карать, и прощать,
и множить посмертную славу.

А там, за раскатом валов,
чей натиск ликующ и горек,
обломки каких катастроф
и взлетов увидит историк? —
где знать! — но из пропасти лет
всплывет за строкою Эпоха:
Затмение солнца. Расцвет
поэзии Архилоха.

Какая тяжелая цепь!
Галера скрипит в сорок весел,
скрежещет, как утлая крепь
судьба — и на гребень выносит,
чем круче волна — тем верней,
чем хлеще удар — тем чудесней,
и песня все кружит над ней,
как чайка над черною бездной.

Не наша с тобою вина,
тем паче не наша заслуга,
что нас обошли и война,
и плен, и большая разлука,
что этот простор не для нас
глядел, совмещая две точки,
что свет среди дня не погас
от бланка и вписанной строчки.

Но тот, кому Слово дано,
себя совмещает со всеми,
поскольку Оно зажжено
для всех, как и там, в Вифлееме.
И если ты встал до зари,
в пустой не печалься печали,
но, радуясь, благодари:
какие мы звезды застали!

Глаза и слепому даны,
но я не о тех, что глядели.
Какие мы видели сны!
Какие мы лжи претерпели!
И, может быть, некий поэт
отметит среди помраченья:
Затмение разума. Свет
страдальчества и искупленья.

Сочинения старшеклассников. Размышление над «Песней о времени» В. С. Высоцкого

      «Владимир Семенович Высоцкий написал «Песню о времени» в 1975 году, в преддверии третьего тысячелетия, когда уже стоило задуматься о прошлом, настоящем и будущем, о человеческом бытии и вечности.
      Словно река времени, беспрерывно текущая в будущее, эта песня. «И холодное прошлое заговорит», стряхивая звездную пыль мудрости в глубины вечности, туда, где будут жить наши потомки, — «в добром будущем». В конце песни Высоцкий опять обращается к прошлому:

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим...

      Так замыкается круг, а точнее, возникает очередной виток спирали времени, которое обращает людей к опыту прошлого, одновременно поднимая вверх, к высшей точке духовного развития. Но в конце каждого витка, на рубеже веков, человек встречается с неизвестностью, пугающей неизвестностью, заставляющей человечество сконцентрировать все силы, потенциал, накопленный годами, чтобы познать нечто новое, перешагнуть рубеж, разделяющий века, тысячелетия, эпохи.

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки? —

писал Осип Эмильевич Мандельштам в стихотворении «Век» в 1922 году. Да, сколько крови пролилось, «звонко лопалась сталь под напором меча» на рубеже столетий. Сколько людей погибло, сколько жертв было принесено с того времени, когда вознеслась в небо первая жертва — Иисус Христос.

...И снова в жертву, как ягненка,
Темя жизни принесли.

      Знание, как и искусство, требует жертв. Чтобы что-то получить, иногда приходится расплачиваться жизнью — самым бесценным и таким недолговечным, что часто хочешь остановить беспощадное время рукой, сжать в комок и, положив в карман, никогда не отпускать.
      Но среди войны, страдания и смертей есть ценности вечные: любовь, дружба, доброта. Без них человек теряет все человеческое, превращается в зверя, живущего лишь инстинктами и способного беспощадно убивать. Ценность любви не только в том, «что любовь — это вечно любовь». Любовь возвышает человека, освобождая от телесных оков. А война, разрушающая война — это зло, убивающее в человеке все чувства, а самое главное — убивающее в человеке любовь к жизни. Только сам человек в силах не допустить то, о чем писал Николай Степанович Гумилев в стихотворении «В библиотеке» в 1910 году:

...Что дар любви, цветок, увясть
Был брошен в книге преступленья.

      Любовь порождает добро... «Но не все, оставаясь живыми, / В доброте сохранили сердца...»
      Да, не все, природа стремится к равновесию, равновесию добра и зла. Но человек в силах все изменить, а в какую сторону — решать ему. Любовь, дружба, добро вечны, а если один человек откажется от них, то они найдут другого, более достойного.
      Жизнь человека — это отрезок времени столь малый, что, казалось бы, жизнь одного человека так ничтожна наряду с вечностью. Но человек способен управлять ладьей, плывущей по реке времени. Сила духа человеческого кроется в любви, любви всеобъемлющей, побеждающей страх, ненависть и зло.
      Что заставило Высоцкого написать «Песню о времени»?
      Вся его жизнь — это путь через страдания, боль — к истине. К истине, которую он искал, передавал людям, открывал их глаза правде, боролся и не боялся смотреть жизни и смерти в лицо. А что такое жизнь? Это «Чертовы качели» Федора Сологуба (1907):

Держусь, томлюсь, качаюсь,
Вперед, назад,
Вперед, назад,
Хватаюсь и мотаюсь
И отвести стараюсь
От черта томный взгляд.

      Жизнь захватила Высоцкого, как он ни сопротивлялся, усадила на «качели» и:

Взлечу я выше ели,
И лбом о землю трах.
Качай же, черт, качели,
Все выше, выше... ах!

      Он хотел обмануть жизнь, подняться выше — жизнь обманула его: раскачала и бросила на землю. А сама идет своим чередом, льется рекой времени.
      Сама песня наполнена Временем, везде проскальзывает буква «в»:

И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война...

      «Враг», «война», разрушающие «век», «время», тоже начинаются с буквы «в», они тоже часть одного слова — «все».
      Автор усиливает эффект, впечатление, производимое на слушателя, гиперболами:

Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась...

      Олицетворения оживляют, делают страшнее лик смерти: «Смерть на копьях сидела, утробно урча...»
      Высоцкий писал песни, делал для людей все, что было в его силах... Ушел из жизни, а его сердце бьется до сих пор, горит огнем жизни, заставляя биться в такт другие сердца». Евгений Поленок27.
      «Говорят: «Если не знаешь, с чего начать, то начни с начала». Начну и я с начала, то есть с названия. Вы знаете, что такое песня? Песня — это «стихотворное произведение для пения». Такое определение дает наш «Толковый словарь русского языка для школьников». Он же определяет нам слово «время» как форму последовательной смены явлений и состояний материи, измеряемой секундами, минутами, часами, годами... На мой взгляд, определение слова «песня», данное толковым словарем, не подходит к этому стихотворению, здесь «песня» скорее — дань древнему жанру. Читая произведение, мы сразу попадаем в прошлое. Это стихотворение как старинная былина, повествующая о подвигах и победах великих русских князей:

Звонко лопалась сталь под напором меча,
Тетива от натуги дымилась,
Смерть сидела на копьях, утробно урча,
В грязь валились враги, о пощаде крича,
Победившим сдаваясь на милость...

      И хотя Высоцкий не был первым, кто заговорил о победе русского народа (еще автор «Слова о полку Игореве» гордился успехами русских князей, передавая ощущение присутствия при исторических событиях потомкам), мне кажется, что это стихотворение более эмоционально, чем многие другие, так как здесь говорит не автор, а само прошлое:

Но... развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.

      Да! С нами говорит прошлое. И оно не только рассказывает нам «про турниры, осады, про вольных стрелков», оно вступает с нами в диалог:

Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но... не правда ли, зло называется злом
Даже там — в добром будущем вашем?

      Во-первых, такая форма диалога очень удобна для восприятия читателем мыслей, передаваемых Высоцким. Читателю легче и привычнее включиться в стихотворение, так как он участвует всей душой в разговоре с другом. Во-вторых, читать такой диалог захватывающе интересно...
      Время — это пелена, которая закрывает от нас прошлое и будущее. Страшнее — не дает нам вспомнить прошлое. Но Владимир Семенович Высоцкий считает, что «время подвиги эти не стерло». Время, как и любую пелену, можно убрать, приподнять, сорвать. Если человек захочет, если он сможет пересилить себя и заглянуть в прошлое, то «оно свои тайны отдаст». Человек должен стараться узнать прошлое.
      ...Ты поймешь, что «время эти понятья не стерло». Словосочетания, отображающие вечность понятий, встречаются не единожды: «и во веки веков, и во все времена», «ныне, присно, во веки веков», поэтому читатель, вернее, собеседник, не может не увидеть, не услышать, как прошлое говорит ему:

...Старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

      Прошлое становится не только матерью, но и другом читателя. Тема друга очень важна для Высоцкого. Друг — человек, который готов тебя закрыть собой, держать тебя до потери своих сил:

...А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал.
Если шел за тобой, как в бой...

      И в наше время в «бою» побеждает сплоченность людей, как и в прошлом. Друг в «Песне о времени» спорит с подлецом:

...Защитив свое доброе имя
От заведомой лжи подлеца.
...Хорошо, если знаешь — откуда стрела,
Хуже — если по-подлому, из-за угла.

      «Смерть лучше встречать в лицо, в честном бою, как настоящий мужчина, как воин, рыцарь, древнерусский дружинник, — говорит нам Высоцкий, — сидя на коне и с копьем в руке». Подлецы были в прошлом, останутся и в будущем, но дружба всегда будет сильнее:

Трус, предатель — всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна —
И всегда на нее уповаем...

      Вот оно! Одно из важнейших понятий, которое ценилось в прошлом и сохранилось до нашего времени. Это Свобода! Свобода всегда для любого, и особенно для русского, человека — воля — была одним из важнейших условий его существования. И при князьях, и при царях, и «сейчас», то есть в 1975 году, когда Высоцкий пишет это стихотворение. «Темница тесна» для поэта всегда. При любой, царской или социалистической, цензуре нет простора поэту.
      Еще одной важной темой в стихотворении становится добро. Высоцкий, как бы подводя итог диалогу, говорит:

Потому что добро остается добром —
В прошлом, будущем и настоящем!

      Ритмически повторяющиеся утверждения о том, что было в прошлом и будет вечно: «ныне, присно, во веки веков», — делают мысль автора завершенной. Он не оставляет читателю возможности какого-то иного умозаключения, а высказывает свое.
      А главная мысль этого стихотворения проста, как все гениальное, как речь русского мужика, «мужака», как говорил Высоцкий. Мысль эта в том, что человеку для жизни, кроме других, безусловно, важных чувств, состояний души, ощущений себя в окружающем мире, наиболее необходимы любовь, свобода, дружба и добро. Без этого человек не мог существовать в прошлом, не сможет существовать в будущем и в настоящем жить не сумеет». Сергей Бровин.

Выдержки из сочинений

      «Высоцкий был любим народом, но гоним властью. Людям нравилось, что он в своих песнях говорит правду. И эти «музыкальные стихотворения» можно назвать народными по той причине, что они были созданы именно для соотечественников...
      Вслушаемся в название: «Песня о времени». Песня — это поток чувств, а не просто слова и звуки, которые исполняющий передает всем тем, кто его слушает. А что такое время? Время — это тоже поток, но он более долог и лаконичен. В нем есть все: и чувства, и события, и действие.
      В своей песне Высоцкий раздвигает временные рамки до безграничности — и «рамки» исчезают. Он пишет о далеком прошлом и грядущем будущем. Место и пространство здесь достигают неимоверного размера — беспредельности.
      Он в одно «мгновение» пишет о временах, когда жили русские князья, об «их походах, боях и победах». И тут же, по ходу песни, перемещается на другую территорию, в другое королевство. Туда, где строились замки, жили рыцари, устраивались турниры, чтобы быть достойным руки Прекрасной Дамы...
      В этой песне В. Высоцкий «показывает» несколько конфликтов. Одним из них является спор времен — прошлого с будущим и настоящим. Автор говорит о том, что прошлое забывается, отторгается настоящим.
      Высоцкий протестует против этого отдаления. Он бунтует в полном смысле этого слова. Говорит, что нельзя забывать, что необходимо начать действовать... Он утверждает, что тогда «упадут сто замков, и спадут сто оков».
      Еще одна проблема — столкновение жизни и смерти. О жизни речь идет практически в каждой строчке этой песни...
      Можно сказать, что песня Высоцкого — это наставление людям о том, что нельзя жить в настоящем и будущем, не зная прошлого. Он связал все эти три понятия в одно единое целое, одну вселенную, в которой есть добро и зло, радость и разочарование, враг и друг, война и мир и многое другое, которое окружает нас в этой жизни».

Сергей Кузнецов.

      «...При первом прочтении текста возникает такое чувство, что сама песня быстро, четко летит во времени, как стрела, «подхватывая» события минувших лет и донося их до нас. Сразу чувствуется своеобразный стиль Высоцкого — динамичный, острый, резкий. Такое ощущение, что сама душа Высоцкого проносится над землей во времени, запечатлевая видимые события... И то, что происходило много лет и веков назад, воспринимается как события наших дней...
      Мне кажется, что мало назвать Высоцкого просто хорошим человеком, артистом, поэтом. Высоцкий — это целая эпоха... Люди до сих пор продолжают воспевать вечное словами Высоцкого, и надеюсь, что это будет продолжаться и в будущем, в которое так верил он».
Александр Ваничев.


1 Программа по литературе для 5—9 классов средней школы / Под ред. В. Г. Маранцмана. — СПб., 2000.
2 Набоков В. Собр. соч. В 4 т. Т. 4. Другие берега. — М., 1990. — С. 135.
3 Миллер Л. Стихи и проза. — М., 1992. — С. 209.
4 Окуджава Б. Посвящается вам. — М., 1988. — С. 93.
5 Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры XX века: Материалы Первой международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы. — М., 2001. — С. 104.
6 Высоцкий В. Я не люблю... — М., 1998, — С. 406.
7 Владимир Высоцкий: Монологи со сцены / Лит. запись О. Л. Терентьева. — Харьков; М., 2000. — С. 145.
8 Маршак С. Избранная лирика. — М., 1964. — С. 21.
9 Галич А. Петербургский романс: Стихотворения. — Л., 1989. — С. 9.
10 Галич А. Петербургский романс: Стихотворения. — Л., 1989. — С. 218.
11 Владимир Высоцкий: Монологи со сцены / Лит. запись О. Л. Терентьева. — Харьков; М., 2000. — С. 195.
12 Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты. — М., 1989. — С. 191.
13 Там же. — С. 201.
14 Высоцкий В. Я не люблю... — М., 1998. — С. 183.
15 Творчество Булата Окуджавы в контексте культуры XX века: Материалы Первой международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Булата Окуджавы. — М., 2001. — С. 106.
16 Присно — всегда, непрестанно.
17 Литературное обозрение. — 1981. — № 7.
18 Волков Г. Н. Сова Миневры. — М, 1973. — С. 188.
19 Вийон Ф. Баллада поэтического состязания в Блуа: «Тень деревьев» / Пер. И. Эренбурга. — М., 1969. — С. 43.
20 Лорка Ф. Г. Избранное. — М., 1987. — С. 1.
21 Цит. по: Книга для ученика и учителя. Авторская песня. — М.: Олимп, 2000. — С. 458.
22 Да здравствует, кто может разгадать
    не жизни цель, а свет предназначенья!
    (Окуджава Б. Зал ожидания: Стихи. — Нижний Новгород, 1996. — С. 42.)
23 Толстой Л. Н. Война и мир. — Ч. 1 (1). — Т. 3.
24 Владимир Высоцкий: Монологи со сцены / Лит. запись О. Л. Терентьева. — Харьков; М., 2000. — С. 136, 137, 142, 145, 151, 153, 161, 166, 173, 202.
25 Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты. — М.: Музыка, 1989. — С. 37, 44, 61, 97, 123, 163, 191.
26 Программа по литературе для 5—9 классов средней школы / Под ред. В. Г. Маранцмана. — СПб., 2000. — С. 109.
27 Здесь и далее приведены ответы старшеклассников школы № 581 Приморского р-на Санкт-Петербурга.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>