Маранцман В. Г. Литература. 5 класс. Методические рекомендации


Раздел III
Внеклассное чтение

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

      В рамках внеклассного чтения ребята имеют возможность познакомиться с повестью Марка Твена «Приключения Тома Сойера», на изучение которой по программе отводится два часа.
      Повесть во многом автобиографична, Марк Твен писал, что прообразы героев жили в его детстве — в маленьком провинциальном городке Ганнибал, на берегу реки Миссисипи, что означало «Великая река» на языке аборигенов, индейцев чиппева. И городок Сент-Питерсберг — это, конечно, тот самый Ганнибал, в котором прошло его детство, — захолустный, тихий, патриархальный городок, благополучие которого изредка нарушают «темные» личности, подобные индейцу Джо, и пьяницы вроде Меффа Поттера. Мирные обыватели дружно отторгают от своей благополучной среды маленького побродяжку Гекльберри Финна, запрещая детям водиться с ним. Но эти самые горожане способны также дружно подниматься на поиски пропавших детей, забывая о сне и отдыхе, разделять горе их родственников, неустанно молясь о благополучном исходе. Главные герои повести давно стали любимыми персонажами детей и взрослых во всем мире и даже удостоились оригинального памятника, отражающего их неутомимую активность, тягу к приключениям и мальчишеским играм. Как писал Марк Твен, некоторые приключения, описанные в повести, происходили на самом деле, а в образе Тома «объединились черты трех моих знакомых мальчиков, так что его образ является сложной архитектурной конструкцией». В доброй старушке тете Полли воплотились черты матери, а малопривлекательный Сид навеки сохранил образ брата, много досаждавшего в детстве Марку Твену.
      Но, бесспорно, главным и любимым героем читателей был и остается именно Том Сойер, который, благодаря своей неутомимой жизнерадостности, сердечности, предприимчивости и находчивости, а также страсти к приключениям воплотил в себе лучшие черты мальчишеского детства. И при изучении повести ребятам предстоит ответить на проблемный вопрос: случайно или закономерно то, что Том и Гек нашли клад?
      Этот вопрос вызывает определенный интерес у ребят. Они активно обсуждают ситуации, которые привели Тома к сокровищам индейца Джо, но они склонны упустить из виду все события, связанные с убийством на кладбище и освобождением Меффа Поттера, ведь только мужество Тома, преодолевшего свой страх и выступившего на суде, вынудило убийцу готовить свое бегство из города. Чистой игрой на первый взгляд выглядят поиски Томом и Геком клада, когда они несколько раз пытаются откопать сокровища под сухим деревом и случайно оказываются свидетелями того, как индеец и его сообщник натыкаются на сундук с золотом, спрятанным под полом. Но бандиты начинают свои раскопки именно потому, что мальчики, роясь на горе, спугнули их, и индеец решил перенести все золото в пещеру.
      Иногда ребята слишком увлекаются игровой, авантюрной линией сюжета и недостаточно внимания уделяют раскрытию характера мальчиков, их чувствам и эмоциям, взаимоотношениям с людьми, не только с родственниками, но и с посторонними (спасение Меффа Поттера, вдовы Дуглас), а ведь именно эти личностные качества оказываются решающими в том, что способствует их поискам.
      Система уроков по изучению повести Марка Твена нам видится такой: 1. Поиски чудес и приключений. 2. В пещере.

      Урок первый. Поиски чудес и приключений. В повести отчетливо прослеживаются три сюжетные линии: Том и Бекки, кладбищенское убийство и поиски клада. В отведенное время вряд ли возможно полноценное раскрытие всех сюжетных линий, и поэтому для ответа на проблемный вопрос необходимо тщательно отобрать материал для изучения. В качестве опережающего домашнего задания ребятам предлагалось следующее: используя приемы словесного рисования, напишите два портрета Тома: первый — когда он сам красит забор и второй — когда он стал «богачом», открывшим «великий закон человеческих поступков и действий» (глава вторая «Великолепный маляр). Обычно обсуждение этого фрагмента вызывает у ребят противоречивые суждения и далеко не всем по душе наивный практицизм Тома. Чего больше — ума, хитрости, лукавства или коварства обнаруживает Том, открывая свой «закон»? Том открывает закон игры, демонстрируя ребятам удовольствие и наслаждение, с которыми он белит ненавистный забор и дает возможность всем за небольшую «плату» в виде дохлой крысы с веревочкой пережить эти незабываемые ощущения. Именно здесь обнаруживается ведущий импульс игровой деятельности, направленной целиком на переживание самого процесса, а не на достижение результата. Радость игры проистекает от самой возможности инсценировать свои фантазии и мечты, и именно в этой главе содержится «ключ» ко всем остальным играм в пиратов, разбойников, кладоискателей, «жениха и невесту» и т. п., когда любую жизненную ситуацию герой обращает в игровую, извлекая из нее максимум радости и удовольствия. Спросим у ребят, что привлекает их в Томе. Хотели бы они иметь своим другом такого человека, как Том? Этот вопрос позволяет организовать беседу в классе с целью выявить отношение ребят к герою: какие его качества привлекают ребят, а какие, наоборот, кажутся сомнительными? Как правило, ребята отмечают фантазию Тома, его неугомонность, готовность к приключениям, выдумку и не сразу обращают внимание на его мужество и самообладание. Некоторые, правда, называют его «везунчиком» и «счастливчиком», что показывает на недостаточное понимание характера героя.
      В ходе урока мы пытаемся установить, какие черты характера обнаруживают Том и Гек, почему именно они всегда в центре событий, влекущих за собой далеко идущие последствия — убийство доктора, находка индейцем клада, неудавшаяся месть вдове Дуглас, обретение сокровища в пещерах и т. д. Обобщить характеристику мальчиков поможет следующий вопрос: какими вы видите Тома и Гека после суда над Меффом Поттером (когда Том рассказал защитнику об убийстве доктора индейцем Джо)? Просим ребят обратить внимание на содержание главы 24, в которой говорится о том, что Том нарушил клятву молчания о случае на кладбище. Что было общего в переживаниях Тома и Гека? А кто из них страдал больше? Можете ли вы назвать Тома предателем? Обращаем внимание ребят на то, почему участие ребят в судьбе арестованного Меффа Поттера не смогло помочь им преодолеть муки совести, и подводим к пониманию ответственности за судьбу невинного человека. Тщеславие или совестливость заставили Тома прийти к адвокату? Обращаем внимание на то, как меняется Том в то время, пока обвиняемый сидит в тюрьме, просим выделить те слова, которые характеризуют изменения в поведении и чувствах мальчика.
      Учащиеся начинают осознавать все происходящее в многообразии мотивов героев и приходят к выводу, что Гек, так же как и Том, осознает ценность человеческой жизни. Мы просим подтвердить эту мысль дальнейшим содержанием повести. Ребята вспоминают, что Гек стал свидетелем замысла индейца Джо замучить вдову Дуглас и смог преодолеть свой панический страх перед этим человеком, вспомнив, как эта женщина была добра к нему. Просим ребят подготовить от лица Гека рассказ об этом событии. Обращаем особое внимание на чувства и поступки героя, ведь для нас имеет значение борьба его мотивов — страха, желания помочь, стремления себя обезопасить и полного отсутствия тщеславия.
      Почему ребята начинают поиски клада? А зачем вообще люди ищут клады? Похожи ли на них наши «кладоискатели»? Ответы на эти вопросы позволяют обнаружить полное отсутствие даже наивного практицизма Тома, которое мы встречаем в главе «Великолепный маляр», и абсолютную наивность, с которой он сам задает условия обнаружения клада. Ребята приходят к выводу, что самым главным для него является переживание приключения, усложнение задания (поиски продолжаются ночью), которое приводит к истинному происшествию, когда они становятся свидетелями находки индейца Джо.
      Ребята получают домашнее задание на выбор:
      1. Напишите мини-сочинение от лица героя повести: «Мой друг Том Сойер» или «Мой друг Гекльберри Финн». 2. Напишите ваши размышления на тему «Какие книги стали основой для современной игры взрослых и детей».

       Урок второй. В пещере. Он посвящен самым драматическим страницам повести и позволит ближе познакомиться с Томом и Геком. Мы попытаемся ответить на проблемный вопрос к уроку: Случайно или закономерно то, что именно Том и Гек нашли клад? Работа над текстом осуществляется по главам 31—35.
      После создания проблемной ситуации просим учеников пересказать блуждания ребят в пещере с изменением лица рассказчика: от лица Тома и от лица Бекки. Это позволит нам понять, как изменяются душевные состояния детей во время этих блужданий, выявить, какие человеческие качества обнаруживают в себе дети в это критическое для них время, когда понимают, что окончательно заблудились. Ребята с интересом обсуждают вопрос: как вы думаете, почему мужество покидает Бекки, а Том по-прежнему сохраняет предприимчивость?
      Подытоживая высказывания детей, можно заметить, что Том берет на себя ответственность за их спасение, а Бекки полностью покоряется воле судьбы и только просит Тома «держать ее за руку, покуда все кончится». Ребята часто пытаются дать волю своей фантазии при пересказе и, увлекаясь, создают новые перипетии поисков выхода, но необходимо обращать их к тексту, ведь только тогда мы можем полноценно оценить мужество Тома, с которым он подбадривает девочку, скрывая от нее истинное положение вещей, и не оставляет своих поисков даже в той ситуации, когда дело становится совсем безнадежным. Ребята делают вывод, что такое поведение не случайно, во многих своих поступках Том проявляет исключительные стороны своей натуры, а детские шалости проистекают от невозможности соответствовать всем жестким правилам приличий, соблюдение которых требуют от него взрослые, ведь его натура слишком самостоятельна и вольнолюбива. Спасение детей — заслуга Тома, который неутомимо вел свои поиски, невзирая на целый ряд опасностей, подстерегающих их в пещере: колодцы, тупики, индеец Джо, ограниченные размеры страховочной веревки и т. д. И всегда Том поддерживал Бекки, и ребята обращают внимание, что никогда агрессия не звучала в его словах, наоборот, до самого последнего момента он убеждал и уговаривал ее, что свойственно не только сильным и мужественным, но и добрым людям.
      Почему, отправляясь за сокровищами в пещеру, Том мечтает собрать шайку разбойников? Ребята размышляют о фантазиях Тома, которые были навеяны приключенческой литературой о благородных и вежливых пиратах, красавицах, которые влюбляются в них, и прочих атрибутах разбойничьей жизни. И за всеми этими выдумками встает образ мальчика, который, с одной стороны, способен проявить недюжинные дедуктивные способности, когда отыскивает спрятанный сундучок индейца, а с другой — способен подчиняться самым глупым суевериям, но главное — обнаруживает храбрость, мужество и подлинное чувство товарищества. Вопрос: в чем обнаруживается чувство дружбы и товарищества у Тома и Гека? — дает возможность обратить внимание ребят на полнейшее бескорыстие героев, ведь Том сразу же открывает другу секрет клада, и мысль скрыть его от друга даже не приходит ему в голову. В настоящее время проблема отношения к деньгам является актуальной для современного общества, и ребята вполне способны оценить и размеры найденного богатства, и те возможности, которые оно в себе несет. Почему Том объявляет обществу, что у Гека есть деньги, ведь первоначально они хотели скрыть клад и снова закопать его? И ребята с радостью подмечают еще одну черту характера Тома — чувство справедливости. Это чувство оскорблено, когда он узнает, что Сид испортил триумф Гека и всем разболтал, как Гек спас вдову Дуглас. Но, кроме этого, в его воображении разворачивался целый сценарий торжества Гека, и он выбирает самый подходящий момент, чтобы раскрыть всем, что Гек не нуждается в деньгах. «Гек и сам богатый человек». Том снова разыгрывает свой маленький спектакль на домашней сцене и срывает бурные аплодисменты.
      За что город больше уважает Тома: за мужественное поведение в пещере или за находку клада? А что является более значимым для вас? Обсуждение этих вопросов является определяющим для понимания концепции произведения, и поэтому необходимо всесторонне рассмотреть его и выявить все возможные мнения ребят. Автор прямо пишет: «О находке столько толковали, на нее глядели с такой жадностью и так громко восхищались ею, что многие граждане прямо-таки спятили с ума от пережитых потрясений» (глава 35). Жажда легкой наживы охватила город, горожане перелопатили все заброшенные дома, а друзья сделались предметом преклонения и восхищения всего города. Ребята обнаруживают, что мерилом личного успеха горожан в целом были только деньги, которые заставили всех в каждом поступке друзей «видеть что-то замечательное». «Даже в их прошлой жизни отысканы были такие особенности, которые ясно показывали, что они были необыкновенные дети. Местная газетка напечатала их биографии».
      «Ничего хорошего в этом богатстве нет», — говорит Гек. Почему богатство тяготит его? Изменились ли дети после того, как стали богачами? Предложим ребятам перечислить муки Гека, которые он вынужден терпеть в доме вдовы, став заложником своего богатства. Мы видим, что прежде всего он восстает против условностей, которые несет с собой цивилизованное общество, в то время как душа его жаждет воли и свободы. Согласны ли вы с отрицанием правил хорошего тона «приличного» общества или в нем есть разумное основание? Наиболее значимым здесь является выявление авторской позиции, и при внимательном прочтении ребята обнаруживают авторскую иронию, ведь естественным состоянием ребенка является свобода движения, выражение своей физической активности, а в этой одежде «нельзя ни сесть на землю, ни лечь, ни кувыркаться, где вздумаешь». И единственным выходом, который находит Том, чтобы смягчить бремя цивилизации для друга, является обещание принять его в разбойничью шайку, т. е. мир игры снова увлекает наших друзей и дает возможность изменить условия существования и стать благородными разбойниками, приносящими присягу верности «в полночь, в самом глухом, в самом страшном месте...».
      В конце разговора обращаем внимание на заключение автора, в котором он отказывается говорить дальше о судьбе героев.
      Домашнее задание:
      1. Напишите мини-сочинение на тему «Будущая встреча Тома и Гека через тридцать лет». 2. Предложите свой вариант памятника героям повести. 3. Составьте свой сценарий игры на основе наиболее интересного для вас эпизода приключений Тома и Гека.

Повесть о победе любви
над «царством ненависти».
Изучение повести Дж. Лондона «Белый Клык»

      К сожалению, сегодня почти ушли из круга самостоятельного чтения младших школьников и подростков книги Джека Лондона. Сама тематика произведений известного и популярного многие годы в нашей стране американского писателя — противостояние человека суровому миру природы и «очеловеченный» мир животных — становится все менее актуальной для подростков, живущих в виртуальной реальности, в которой нет места природе, сочувствию, любви к братьям меньшим. И это еще в большей степени побуждает нас открыть юным читателям мир Джека Лондона — писателя, путешественника, романтика, мужественного и сильного человека.
      Увлекательный сюжет, простой язык, «прозрачность» авторской позиции и идеи произведения — все это делает повесть «Белый Клык» доступной для читателей-пятиклассников. Основную сложность представляет ограниченность во времени (1 час), что требует от учителя тщательной организации работы над произведением.
      Предлагаем один из вариантов изучения повести.
      Учитывая большой объем произведения (почти 200 страниц), необходимо заранее настроить ребят на самостоятельное прочтение повести. Уделим в конце одного из уроков несколько минут для создания установки на чтение произведения.
      Расскажем учащимся о северном периоде жизни писателя, очень кратко передадим сюжеты двух-трех рассказов из этого цикла, подчеркнем, что объединяет героев его произведений: это суровые, волевые, мужественные люди, смотрящие смерти в лицо, вступающие в жестокую неравную схватку с природой. Удачной, на наш взгляд, установкой на чтение может служить знакомство пятиклассников с двумя «северными рассказами» Джека Лондона: «Белое Безмолвие» и «Закон жизни».
      При самостоятельном чтении повести «Белый Клык» сосредоточим внимание учащихся на следующих вопросах:
      1. Интересно ли вам было читать произведение? Какие эпизоды запомнились больше других? 2. К кому из героев автор относится с любовью, к кому — с сочувствием, к кому — с уважением? Чье поведение автор негодующе осуждает и чем его объясняет? 3. Чем необычна природа Северной глуши и почему автор подчеркивает ее безмолвие? 4. По каким законам живут звери и люди Северной глуши? 5. Каким вы представляете себе Белого Клыка в начале, в середине и в конце повествования? 6. Как и почему меняются представления Белого Клыка о богах? 7. Что автор называет новой наукой? 8. Зачем автор в конце повествования «помещает» своего героя в цивилизованную среду?
      Обратим внимание учащихся на искусство автора в изображении мира животных: наблюдения за их повадками и психикой помогли писателю «очеловечить» животных, создать индивидуальный характер каждого из них.
      Повесть состоит из пяти частей. Поручим учащимся сделать закладки и предварительно озаглавить части — это поможет им лучше ориентироваться в тексте, а также обеспечит репродуктивный уровень усвоения произведения. Названия могут быть следующими: часть I — «Люди и волки» / «Поединок»; часть II — «Серый волчонок» / «Закон добычи»; часть III — «Боги» («Они были боги») / «Законы богов»; часть IV — «Царство ненависти» («От царства ненависти к „новой науке“»); часть V — «На юге жизни» / «Бесценный волк».
      Предложенные варианты отражают ракурс рассмотрения основных событий текста: с позиции читателя, с позиции автора или с позиции героев повести. Они могут повторять названия основных глав части, быть цитатой, а также формулироваться в свободной форме. Предварительные ответы на вопросы, поставленные перед чтением, и придуманные учащимися названия помогут учителю составить представление об уровне первичного овладения учащимися текстом произведения.
      Обозначим основные идейные, стилистические и композиционные доминанты повести, звучание которых, с нашей точки зрения, необходимо на уроке. При этом, безусловно, в повести, как в произведении художественном, существуют и периферийные «пласты», подтверждающие, дополняющие, развивающие основные элементы авторской позиции. В силу крайней ограниченности во времени они останутся вне поля зрения урока.
      Сквозным мотивом через все «северные» произведения Лондона проходит описание Северной глуши. Ее символ — Белое Безмолвие — стихия «бесстрастной», «безучастной» к судьбе человека природы. Создать атмосферу суровых северных пейзажей нам помогут отрывки из цикла «Северных рассказов» писателя. Хорошо, если эти фрагменты-описания будут у каждого из учеников.

      У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее — Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством, и человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро сознавая, что он всего лишь червь. Сами собой возникают странные мысли, тайна вселенной ищет своего выражения. И на человека находит страх перед смертью, перед Богом, перед всем миром, а вместе со страхом — надежда на воскресение и жизнь и тоска по бессмертию — тщетное стремление тленной материи; вот тогда-то человек остается наедине с Богом («Белое Безмолвие»).
      Темный еловый лес стоял, нахмурившись, по обоим берегам скованной льдом реки. Недавно пронесшийся ветер сорвал с деревьев белый покров инея, и они, черные, зловещие, клонились друг к другу в надвигающихся сумерках. Глубокое безмолвие царило вокруг. Весь этот край, лишенный признаков жизни с ее движением, был так пустынен и холоден, что дух, витающий над ним, нельзя было даже назвать духом скорби. Смех, но смех страшнее скорби, слышался здесь — смех безрадостный, точно улыбка сфинкса, смех, леденящий своим бездушием, как стужа. Это извечная мудрость — властная, вознесенная над миром — смеялась, видя тщету жизни, тщету борьбы. Это была глушь — дикая, оледеневшая до самого сердца Северная глушь («Белый Клык». 1-я глава).
      Природа безучастна. Она поставила жизни одну задачу, дала один закон. Задача жизни — продолжение рода, закон ее — смерть» («Закон жизни»).

      Оживить воображение учеников помогут картины художника Р. Кента, а также иллюстрации к повести художника И. Ушакова.
      Зададим учащимся вопросы: чем страшна Северная глушь, почему она «леденит сердце»? Почему автор называет человека «пленной материей», а природу «безучастной»? Опираясь на тексты, составим лексические ряды, отражающие характер противопоставления Северной глуши — жизни.
      Северная глушь: безмолвие, стужа, тишина, покой, страх, бесстрастность, безучастность, тщета жизни, тщета борьбы, страх.
      Жизнь: звуки, движение, тепло, дом, надежда.
      Лейтмотивом через все произведение проходит мысль писателя о противостоянии в мире ненависти и любви, которые диктуют человеку свои законы. «Царством ненависти» правит «закон добычи»: «Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью». Жестокость закона обусловлена тем, что «все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят», поэтому «ешь или съедят тебя самого».
      «Домысливая» за маленького волчонка, постигающего этот суровый закон, автор пишет: «...жизнь — это неутомимая жажда насыщения, а мир — арена, где сталкиваются все те, кто, стремясь к насыщению, преследуют друг друга, охотятся друг за другом, поедают друг друга; арена, где льется кровь, где царит жестокость, слепая случайность и хаос без конца».
      В другой, «непостижимо прекрасной жизни» правит любовь, и закон жизни — любовь.
      Композиционные пары: «Северная глушь» — жизнь, «царство ненависти» — любовь — не только организуют сюжет произведения, но и направляют движение авторской мысли.
      Позиция автора выражается как стилистически, так и открыто, в небольших собственно авторских отступлениях. Писатель убежден, что все живое — человек, животное — формируется под влиянием той среды, в которой он живет: ненависть рождает ненависть, любовь пробуждает любовь. И в этом отношении судьба волка наглядно иллюстрирует авторскую позицию. В начале повествования «серый волчонок» живет «в ладу с окружающей его враждебной средой», но живет по закону этой среды — закону добычи. Сила, «погоня за добычей», «ярость и битвы», «полный желудок», «ленивая дремота на солнышке» — вот что было источником радостей в этой среде.
      Перипетии судьбы приводят Белого Клыка в иную среду, и, пишет Лондон, она перестает «быть ему враждебной». Ласка, доброе слово, любовь, «приносящая с собой боль и тревогу», — эти новые ощущения становились радостью, «пронизывающей все существо Белого Клыка». Так утверждается мысль писателя о неизменной связи среды и характера, поступков живого существа.
      В зависимости от уровня литературного развития класса непосредственная работа на уроке может быть организована как анализ «вслед за автором», так и по вопросам. При анализе «вслед за автором» рекомендуем сочетать сжатый пересказ основного содержания повести с подробным анализом 5-й и 6-й глав части IV.
      И в том, и в другом случае уместными будут вопросы и задания:
      1. Как менялись ваши чувства к главному герою от начала к концу повествования? 2. Какие эпизоды повести вы бы хотели проиллюстрировать? Придумайте обложку к книге. 3. Расскажите о том, как Белый Клык превратился в настоящего «дьявола». 4. Как и почему меняются «божества» для Белого Клыка? 5. Составьте цитатный план на тему «Так Белый Клык узнал, что такое любовь». 6. Чем различаются законы природы и законы цивилизации? Как автор пытается их «совместить»? В чем человечность авторской позиции?
      Цитатный план на тему «Так Белый Клык узнал, что такое любовь» может быть следующим:
      1)  «...Белый Клык служил своему богу, повинуясь чувству долга и благоговейного страха. Но он не любил его. Он не знал, что такое любовь...» (ч. III, гл. 5). 2)  «Больше всего он нуждается в человеческой ласке» (ч. IV, гл. 5). 3) «И это было началом конца прежней жизни, конца прежнего царства ненависти» (ч. IV, гл. 6). 4) «Но любовь не может прийти в один день» (ч. IV, гл. 6). 5) «Любовь, возникшая из склонности, все крепла и крепла» (ч. IV, гл. 6). 6) «Любовь принесла с собой боль и тревогу» (ч. IV, гл. 6). 7) «В нем зарождались непривычные чувства и побуждения» (ч. IV, гл. 6). 8) «И вот склонность уступила место любви» (ч. IV, гл. 6). 9) «3а любовь Белый Клык платил любовью» (ч. IV, гл. 6).
      Это задание помогает составить партитуру чувств героя — пробуждение в диком животном любви. Цитатный план может быть и менее подробным, но важно сосредоточить внимание учащихся на авторской идее о том, что только в любви живое существо обретает себя. Дж. Лондон пишет: «Белый Клык понемногу находил самого себя» (ч. IV, гл. 6). Цитатный план помогает учащимся избежать абстрактных рассуждений о любви. При наличии времени можно предложить ребятам самостоятельно истолковать следующую фразу: «Любовь давала о себе знать ощущением пустоты, которая настойчиво требовала заполнения».
      В вере писателя в изначально добрую природу всего живого, нуждающегося в любви, заключается гуманизм авторской позиции.
      Последний вопрос может оказаться достаточно сложным для учащихся. Его нужно предварить пояснениями термина цивилизация, сделав это на реальном жизненном материале, а также привлекая материалы детской энциклопедии. Поскольку вопрос носит философский характер, мы можем лишь на уровне сюжета показать, как разрешает противоречия законов жизни и цивилизации сам автор. В последней части повести рассказывается о том, насколько непонятна и сложна «цивилизованная» жизнь для дикого животного. Оказавшись на «Юге жизни» (можно спросить ребят о переносном значении этой фразы), Белый Клык «благоденствовал и был счастлив», но жизнь посылала ему испытания. В животном начинается внутренняя борьба.
      «Волк всегда останется волком», — убежден судья (предложим учащимся сравнить это изречение с русской пословицей «Как волка ни корми, он все в лес смотрит»). Уидон же, напротив, верит в способность всего живого откликаться добром на добро. Последние эпизоды сюжета — оказание помощи хозяину, сломавшему ногу, и спасение его семьи от сбежавшего преступника — утверждают гуманистическую идею повести.
      В конце урока зададим учащимся вопрос: что, с точки зрения писателя, противостоит «безучастной природе»?
      В качестве домашнего задания программа предлагает сочинение на тему «Если бы животные могли говорить...» или «„Братья меньшие“ и их хозяева».
      Первая тема сочинения в большей степени ориентирована на сочинение рассказа с использованием приема олицетворения, вторая — на сочинение-рассуждение, хотя и в этом случае сочинение может быть построено как рассказ. Важно направить творческие усилия учащихся в русло обсуждаемых на уроке проблем. Обе темы затрагивают проблему отношений человека к животным, для которых он оказывается в условиях цивилизации всегда «хозяином». Актуальность проблемы, возможно, придаст сочинениям оттенок публицистичности. И здесь необходимо так корректировать работу ученика, чтобы публицистический пафос не возобладал над самим повествованием. Если же следовать стилю писателя, то, как мы уже говорили выше, авторская позиция может быть выражена открыто. При желании учащиеся могут сопроводить свои сочинения иллюстрациями или фотографиями своих «героев».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>