Маранцман В. Г. Литература. 10 класс. Методические рекомендации


ВНЕКЛАССНАЯ  РАБОТА

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ  ИНТЕРЕСЫ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

      Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьников, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя. Проблема изучения читателя закономерно рассматривается в методических и психологических работах (Л. Г. Жабицкая, Н. Д. Молдавская, В. Г. Маранцман, О. И. Никифорова, О. Ю. Богданова, Л. И. Коновалова, В. Ф. Чертов, Е. И. Целикова, Г. Л. Ачкасова и др.).
      В настоящее время, благодаря концепции литературного развития В. Г. Маранцмана и его научной школы (Л. И. Коновалова, Г. Л. Ачкасова, Е. И. Целикова, Л. В. Шамрей и др.) многое известно о школьнике как читателе, о его читательской деятельности, о возрастных особенностях восприятия им произведений разных литературных родов и жанров.
      В последние годы проводились работы по исследованию читательских интересов современного школьника. Но количество таких работ невелико. Среди них еще меньше таких, в которых были бы подвергнуты анализу читательские интересы старших школьников. А ведь период ранней юности — наиболее ответственное время в формировании духовного лица молодого человека.
      Юность — период завершения формирования личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма яркими и необычными, разными по возможностям и интересам. Юность — пора первой любви, пора прилива внутренних сил. В это время у человека складываются критерии подхода к себе и к окружающей действительности, что отражается на его отношении к искусству. В ранней юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности.
      Восприятие читателем-школьником художественного произведения — сложный творческий процесс, обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом ученика. Проблема восприятия не должна решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к искусству, к действительности, формирования его личности, духовного мира. Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека. Лишь зная духовные запросы и уровень эстетического восприятия художественного произведения школьниками разных возрастов, можно создать педагогически оправданную систему рекомендаций.
      Цель нашего обращения к читательским интересам старшеклассников — составление читательского портрета, в котором будут проявлены особенности отношения школьников к художественным произведениям, характеризующие не только возраст, но и пристрастия поколения. Нас интересовали читательские предпочтения не столько столичных школьников, сколько массового провинциального читателя.
      Мы учитывали научные материалы лаборатории «Речевое и литературное развитие школьников» при Барнаульском государственном педагогическом университете, знакомились с дипломными работами студентов филологического факультета, исследующих читательские интересы школьников Алтайского края. Мы познакомились с читательскими интересами старшеклассников ряда школ города Барнаула (гимназия № 42, школы № 37, 55, 120), ряда сельских школ Павловского, Краснощековского, Алейского районов Алтайского края.
      Направленные наблюдения за учебным процессом фиксировали уровень читательского восприятия школьников, характер читательских интересов и художественных предпочтений, уровень сформированности читательских умений и их перенос на новую художественную систему. Чтобы очертить деятельность читателя, необходимо рассмотреть сам процесс чтения, понять, какие сферы (эмоции, воображение, осмысление формы и содержания) оказываются ведущими в восприятии литературного текста.
      В поле нашего зрения оказалось 17 классов, было собрано 402 работы, которые представляют собой развернутые ответы на предложенные нами вопросы. Мы сознательно привлекали в поле нашего исследования учеников с разным уровнем литературного развития: гимназические классы, классы обычной массовой школы, городских и сельских школ.
      Исследование читателя было проведено с помощью ряда приемов:

      а) анализ читательских формуляров школьных библиотек;
      б) посещение и проведение уроков с целью наблюдения за работой старшеклассников в ходе коллективного анализа литературных произведений в классе;
      в) беседы и интервью с отдельными учениками;
      г) изучение читательских дневников школьников;
      д) беседы с учителями-словесниками и школьными библиотекарями тех школ, где проводился эксперимент.

      Чтение рассматривается нами не только как условие успешного обучения, но и как средство адаптации молодого человека к жизни в обществе. Старшеклассники в возрастном развитии отнесены психологами к периоду ранней юности, в котором центральное место занимают проблемы взаимоотношений личности и общества, поиски своего места в жизни. Они планируют свою взрослую жизнь, определяются их профессиональные склонности и желания, их пристрастия переходят в прочные убеждения.
      По уровню литературного развития они разные. Для 16% учеников обычных классов характерно восприятие художественной литературы на наивно-реалистическом уровне. Старшеклассники понимают условность искусства, знают, что книгу пишут писатели, однако художественную действительность воспринимают как реальную, точку зрения автора либо искажают, либо не учитывают вообще. Ученики с таким уровнем сформированности читательских умений неохотно вступают в диалог в классе, пишут слабые письменные работы, т. е. критически оценивают свои читательские возможности.
      Многие старшеклассники проявляют интерес к истории и в большей мере — к истории своего Отечества. Теоретико-литературные понятия, освоенные в предыдущие годы обучения, позволяют им делать достаточно умелую читательскую интерпретацию произведений разных литературных родов и жанров, разных художественных систем. Как правило, такие ученики внимательны к художественной форме произведения, чутки к художественной детали. Осмысление содержания происходит на уровне рассуждения и читательской концепции. Пересказы — единичные явления, они характерны скорее для учеников с низким уровнем литературного развития. Ученик-читатель «видит» литературных героев в произведении, воображение его достаточно результативно, хотя для части читателей ведущим является воссоздающее воображение.
      Эмоциональная реакция на художественное произведение в этом возрасте проявляется слабее, свои чувства в период юности ученик-читатель меньше всего хочет сделать гласными, т. е. эмоция есть, но она не «публикуется». Старшеклассник видит причинно-следственные связи в художественном произведении, учитывает авторскую оценку персонажей, стремится к сопоставительному анализу произведений разных авторов.
      У старшеклассников, как правило, складывается привычное общение с разными видами искусства. Наиболее близки им музыка, живопись, театр, кино. Годы обучения в школе, приобретенный жизненный опыт формируют необходимую компетенцию для понимания самобытности русской литературы. Выпускники не только понимают, что произведение многопроблемно, но видят и осознают основные идеи произведения. Они охотно полемизируют друг с другом (а иногда и с автором) по вопросам социального, нравственного, философского характера. На завершающем этапе школьного литературного образования выпускники осознают, что каждое поколение писателей вносит свой вклад в литературный процесс.
      Л. И. Божович пишет: «В отличие от подростка, который в значительной степени обращен на познание самого себя, своих переживаний, в отличие от младшего школьника, который целиком поглощен вниманием к внешнему миру, учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений».
      Стремление познать мир и найти в нем свое место сказывается на литературном вкусе старшеклассников. Даже ученики, находящиеся на невысоком уровне литературного развития, чувствуют эмоциональный тон произведения, хотя в целом эмоционально-образные переживания в старшем школьном возрасте несколько ослабевают, поскольку развитие абстрактного мышления в эти годы идет особенно интенсивно и иногда подавляет эмоции.
      Конечно, литература по-прежнему как бы проясняет собственные переживания и размышления учеников, но теперь они соотносят их с авторским замыслом произведения. Черты осознанности эстетического восприятия у старшеклассников проявляются в более детальном и тонком ощущении формы произведения. По замечанию В. И. Нусенкиса, «у старших школьников меняются и сами отношения процессов „образной конкретизации“ и „образного обобщения“, переходя в иное качество. Теперь восприятие „конкретностей“ художественного текста не только способствует созданию иллюзии непосредственности изображенной в произведении жизни, но эстетически осмысливается, что свидетельствует уже о постижении специфического языка литературы как искусства. Этапом на этом пути должно стать теоретическое осмысление образности литературы и ее отношений с действительностью, теоретическое усвоение в старших классах таких понятий, как личность авторского сознания в произведениях различных родов, видов и жанров, художественный вымысел, условность искусства».
      Изучение литературы в старших классах требует принципиально новых подходов. В изучаемых текстах должна подчеркиваться их двойная актуальность — для современных им эпох и для сегодняшнего времени. Необходимо совершенствовать анализ литературного произведения. По замечанию В. Ачкасова «в анализе произведения осуществляется полифункциональность самой методики, то есть он направлен на решение целого ряда задач... В анализе произведения целостность и проблемность являются... необходимыми качествами».
      У старшеклассников появляется возможность постоянно сопоставлять и сверять свое понимание художественного мира писателя с оценками критиков, с восприятием читателей прошлого. «Это позволяет увидеть глубину, смысловую многомерность художественного произведения, дает возможность интерпретировать его в диалоге с другими читателями» (Е. Чайка).
      Ученики старших классов проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, к личности писателя и его творчеству в целом. «В основе читательского развития в этом возрасте лежит понимание авторской художественно-эстетической, философской, идейно-тематической концепции, с одной стороны, и способность развернуть собственный концептуальный текст, с другой», — замечает В. Ачкасов.
      Тем не менее, по наблюдениям библиотекарей-практиков, с середины 90-х гг. заметно падение интереса учащихся старших классов к досуговому чтению. В ряде городов России (Курск, Иваново, Пермь, Ижевск, Курган, Саратов, Барнаул) проводились исследования по выявлению читательских интересов старшеклассников. Основная их задача — оценить свободное (досуговое) чтение старшеклассников с разных точек зрения по различным параметрам. Так, в материалах исследования чтения школьников в Перми и области отмечается, что «...вопрос о приобщении к чтению детей, подростков, молодежи связан с изменением их уровня духовной культуры и стоит очень остро ...чтение на четвертом месте (47%)» (Е. Чайка).
      Меняется взгляд общества на многие исторические факты, события, переоценивается личность тех или иных исторических и политических деятелей, и «юношество чутко реагирует на эти изменения, соответственно, растет его интерес к публикациям данной тематики. Молодой человек, вступающий в жизнь сегодня, чувствует себя гораздо менее защищенным, чем 10—20 лет назад, поэтому и возрастает интерес к литературе о сверстниках, проблемах молодежи как в России, так и за рубежом... За последние годы в периодике прошла масса публикаций о том, что Вторая мировая война была совсем не такой, как нам рассказывали, какой мы ее знаем по художественным произведениям, и спрос старшеклассников на книги о войне резко упал, огромный фонд литературы о ВОВ стоит сегодня почти без с движения (за исключением программных произведений)» (О. В. Бочарова). Преподавание литературы должно чутко реагировать на подобные «скачки» спроса, а порой и корректировать его.
      Старшие школьники ясно осознают книгу как произведение того или иного лица. В этом возрасте начинает выявляться интерес к определенным писателям, некоторые «зачисляются» в разряд любимых. В первых рядах — М. Ю. Лермонтов, C. А. Есенин, A. C. Пушкин, Е. И. Замятин, В. Гюго, В. Шекспир. Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко весьма примитивно — о самостоятельно прочитанных книгах.
      Учителя литературы отмечают, что в своих сочинениях выпускники школ зачастую слепо следуют за учебником или критической статьей. Объяснение этому следует искать в том, что в школах мало внимания уделяется развитию умения самостоятельно анализировать художественное произведение. Не обладая такими навыками, учащиеся, конечно, не в силах оценить достоинства понравившегося им произведения или персонажа.
      Проблема читательской деятельности выпускников школ представляется нам актуальной, так как, прежде чем говорить о формировании читательских умений при изучении художественных произведений, нужно знать отношение современных старшеклассников к чтению произведений разных литературных родов. Не менее важно выявить ведущие мотивы в чтении и определить характер общения с книгой. Поэтому нас интересовали общие представления о читателе-старшекласснике конкретной группы, например класса, дающие объективную и достаточно полную картину реального характера чтения художественных произведений учеником-старшеклассником, развития его читательских интересов, уровня сформированности читательских умений.
      Для составления портрета старшеклассника как читателя мы опирались на исследования, неоднократно проведенные студентами филологического факультета Барнаульского государственного педагогического университета.
      Данные свидетельствуют, что свои потребности в развлечении, проведении досуга молодежь склонна в меньшей степени, чем раньше, удовлетворять с помощью книг. Все чаще молодые обращаются к компьютерным играм, видеокассетам, компакт-дискам и т. п. Видео, музыка, телевизор, хобби, друзья названы в качестве причин недостатка времени для чтения школьниками, не обладающими внутренней потребностью в чтении (не любящими читать). Но дело здесь не только в большем разнообразии способов организации досуга у современной молодежи. Из методов работы учителей ушли совместные походы с учениками в музеи, кино, театры и горячие обсуждения премьер. Все реже встречаются литературные клубы, где учащиеся могут обсуждать новинки — фильмы, книги, выставки.
      Падение интереса юношества к свободному чтению вызывает беспокойство по ряду причин. Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во-вторых, из тематики чтения исчезают книги об искусстве, а превалируют мистика, фантастика и любовный роман. Такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у учащихся, на расширение их словарного запаса.
      По результатам исследований выяснилось, что выпускники в среднем тратят на чтение от 30 минут до 1 часа в день. Очевидно, есть объективные причины, отвлекающие школьников от чтения. В первую очередь это быстрый темп жизни, их чрезмерная занятость, возможность интересно и разнообразно провести досуг. Привыкнув к частой смене впечатлений и видов занятий, старшеклассники с удовольствием выполняют работу, которая делается легко, быстро и дает скорый и видимый результат. А чтение — процесс медленный, требующий временны́х затрат, умения сосредоточиться. Чтение — это «труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Оно требует умственных усилий, работы воображения, мысли, чувств.
      В чтении школьников России в течение последних десяти лет произошли изменения, связанные с отменой единых программ по литературе и изменениями издательского репертуара. Различия в круге чтения девушек и юношей стали более выраженными. Книгоиздание предлагает не только взрослым, но и детям книги, учитывающие их половозрастные признаки.
      Юношей интересует спорт (особенно восточные единоборства и боевые искусства), компьютеры, Интернет. Большим спросом у них пользуются такие авторы, как Г. Уэллс, С. Кинг, Д. Чейз, Д. Корецкий и другие.
      У девушек популярны книжные серии «Романы о любви», «Женская библиотека», произведения Ж. Бенцони, М. Митчелл. Они читают журналы «Лиза», «Маруся», «Burda Moden» и т. п., где есть сведения о моде, домоводстве, любовных историях, а юношей интересуют периодические издания, содержащие информацию о спорте, музыке, автомобилях, компьютерах.
      По замечанию А. И. Рейтблата, «у молодежи наблюдается прагматизация чтения. В большой степени необходимы им более углубленные и специализированные знания, потребность в учебниках и учебных пособиях сильно возросла. Кроме того, с усилением контактов с зарубежными странами многие сейчас изучают иностранные языки... — отсюда обращение к учебникам иностранных языков».
      Особенно ощутим рост числа любовных романов и детективов. Появляются новые разновидности читательской продукции, а следовательно, новые читательские запросы: издания по оккультизму, мистике, магии, религии. Молодежь интересуют психологические работы по самовоспитанию, налаживанию контактов с другими людьми; любовные романы, романы ужасов, эротическая литература, приключения и т. д.
      Старшеклассники читают классику, книги советских и зарубежных писателей, но больше всего они любят современную литературу. Интерес молодежи к этим книгам понятен: в них отражены события, близкие по времени к юным читателям, а классическая литература для них труднее, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Часть учеников X—XI классов не знают литературных направлений, плохо разбираются в хронологии событий, в особенностях композиции, языка и стиля писателя.
      По данным исследований, можно утверждать, что поэзия пока еще не заняла должного места в читательских интересах молодых людей. Совсем не многие учащиеся хотят читать поэзию, говорить о ней. Конечно, восприятие поэтического произведения требует определенной развитости поэтического вкуса. Но главная причина, на наш взгляд, в отсутствии систематической работы по привитию любви к поэзии.
      Многочисленные наблюдения показывают, что даже учащиеся X—XI классов при самостоятельном разборе эпических произведений не улавливают их основных особенностей: не видят особого значения авторского мировосприятия, «взаимосцепления» отдельных частей и образов произведения и специфики художественного слова в эпосе (его конкретности, изобразительности). Несмотря на это, большинство старшеклассников — читатели именно эпических — сюжетных — произведений.
      Учащиеся охотно смотрят спектакли в театре, экранизации в кино и по телевизору. Те, кто занимается в театральных студиях и попробовал себя в качестве актера, зачастую с большим удовольствием анализируют драму. Но таковых немного. По свидетельству И. Бутенко, «спад интересов молодежи к чтению книг, и особенно „серьезной литературы“, и рост внимания к журналам, прежде всего развлекательного характера, наблюдается в разных странах». Наши исследования подтверждают это наблюдение. «Читаются в основном произведения кратких жанров — журнальные статьи, статьи в энциклопедиях и справочниках, инструкции и руководства». Многие старшеклассники при чтении пропускают отдельные фрагменты: лирические отступления, изображения военных событий, монологи и диалоги героев.
      У современной молодежи нет привычки повторно перечитывать произведения. Немногие учащиеся пытаются создавать личные библиотеки. При этом здесь нет какого-либо определенного принципа — книги собираются случайные, за исключением учебной литературы. Немногие покупают книги, уже прочитанные и ставшие любимыми. Преобладающее место в личных библиотеках учащихся занимают художественные книги различных «массовых» жанров, но очень мало справочной, научно-популярной, публицистической литературы.
      На основании приведенных фактов можно сделать вывод о недостаточно развитой читательской культуре современных старшеклассников. Невысокая культура чтения — «большой тормоз в нравственном и эстетическом воздействии литературы на читающего; многие богатства книги остаются нереализованными, о них читатель часто и не подозревает, он ищет в книге другое — занимательность, волнует его только фабула, острый сюжет. Отсутствие знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся ориентироваться в мире книг, работать с ними, отрицательно сказывается в дальнейшем на самообразовании выпускников школы» (С. Лицерова).
      Настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Читательская культура сегодняшнего выпускника школы явно не соответствует задачам нынешнего дня, а уж тем более завтрашнего. Конечно, формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Использованная литература

      1. Ачкасов В. А. Некоторые аспекты речевого развития учащихся в контексте теории В. Г. Маранцмана: об эволюции читателя-школьника // Литературное и художественное образование школьников. — СПб., 2002.
      2. Богданова О. Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроке литературы // Богданова О. Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студентов педвузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. — М., 2000.
      3. Бодрова Н. А., Сигал Л. М. Читательские интересы старших школьников // Внеклассная и внешкольная работа по литературе. — М., 1970.
      4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
      5. Бочарова О. В. Книга и чтение в жизни старшеклассника // Мир библиотек сегодня. — 1998. — № 3.
      6. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Соц. иссл. — 2000. — № 12.
      7. Лицерова С. А. Изучение читательской культуры учащихся // Воспитание культуры чтения школьников / Под ред. И. И. Долецкой. — М., 1971.
      8. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — M., 1976.
      9. Рейтблат А. И. Чтение в России: 1990-е годы // Библиотековедение. — 2001. — № 6.
      10. Чайка Е. Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в стрессовой ситуации // Воспитание школьников. — 2003. — № 8.
      11. Чудинова В. П. Чтение детей России в 1990-е годы // Библиотековедение. — 2000. — № 1.


ПУШКИНСКИЙ  ВЕЧЕР  В  ШКОЛЕ

      Пушкинский вечер в школе — традиция, которая никогда не померкнет, ибо, как справедливо заметил поэт, «пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». И неправда, что Пушкиным можно пресытиться, что частое обращение к нему измельчает его значимость, — всякое прикосновение к пушкинскому творчеству придает сил для душевных и духовных открытий.


     Чудо Болдинской осени

      Болдинская осень 1830 года — пора завершений и свершений поэтических замыслов.
      Деревня, осень, одиночество... Казалось бы, вот оно — творческое наслаждение... но рядом — дыхание смерти, карантины, окружившие Болдино, заточившие Поэта в плен беспощадного рока. Не это ли парадоксальное стечение обстоятельств и рождает те чудные переходы к самым противоположным мыслям и настроениям поэтического духа, что несут в себе мощную энергию перелома творческой судьбы, художественной манеры?
      В Болдине 1830 года не только суждено сбыться многосложным творческим замыслам, но именно здесь впервые обнаруживается и не оставляет Пушкина до конца жизни стремление к эпосу. «Повести Белкина» — «начало русской прозы». А какое изобилие мотивов в лирике болдинской поры! Здесь «буйные мечты» смирялись, уступая место «высоте духовной». И несмотря на то что бесконечные сомнения не исчезали, все же именно болдинской осенью 1830 года лирические переживания поэта находили успокоение в обращении к философским проблемам: что есть жизнь и смерть, в чем смысл человеческого бытия?
      Решая эти вопросы, лирический герой Пушкина, по словам Белинского, обретал «выход из диссонансов жизни и примирение с трагическими законами судьбы не в заоблачных мечтаниях, а в опирающейся на самое себя силе духа».
      Как же формировалась, созидалась эта сила духа? Какие жизненные ситуации лежат в основе тех творческих откровений, которые до сих пор волнуют чуткого читателя?
      Участникам композиции «Чудо Болдинской осени» и предстоит попытка творческого исследования, которая, в свою очередь, поможет иначе отнестись к изучаемым произведениям, внимательнее вчитаться в пушкинские строки, увидеть за «хрестоматийным глянцем» живые человеческие чувства: боль и страдание, любовь к жизни и наслаждение творчеством, любовь к женщине, бережное отношение к чести своего рода и многое другое, что каждый откроет для себя.
      Эта композиция требует глубокого проникновения в творческую мастерскую зрелого Пушкина, чуткого осмысления тех драматических жизненных испытаний, что не сломили поэта, а, напротив, вызвали нескончаемую любовь к жизни и творчеству. Болдинская осень 1830 года — особая веха в судьбе поэта. Здесь, как в метельную ночь, что настигает его героев, переплелись и тревожное счастье предстоящей женитьбы, и зависть, клеветничество, бесовские амбиции бесконечных «фигляриных», и мучительные раздумья о смерти, о бессмертии... А над всем этим — Стихотворчество, Чудотворство, Вдохновение, помогающие преодолеть и страх перед зловещей «холерой морбус», и неизвестность, от которой Пушкин порой был близок к бешенству, и однообразную — до оскомины — возню журнальных «жуков»...
      Исполнителям в данной композиции очень важно показать не просто смену настроений, а именно мощь творческого духа Поэта, который ведет к преодолению злоключений судьбы, дарует «наслаждение меж горестей, забот и треволненья». Быть может, прием диалога, часто присутствующий в этой композиции, поможет не нарочито, но искренне, взволнованно обратить зрителя к тем вечным проблемам, что заставляют переживать, страдать любого мыслящего человека и по сей день.
      Кроме музыкального сопровождения, которое должно очень тонко и тактично переплетаться с основным повествованием, здесь уместны и шумовые эффекты (свист ветра, шум дождя, стук колес, звон колокольчика, приглушенный колокольный звон и т. п.): они не только несут декоративную нагрузку, но и являются важным дополнением образной системы композиции.

      Звучит фонограмма романса Б. Окуджавы «Былое нельзя воротить...». По окончании слышится свист ветра, шум колес, звон бубенчиков. Ведущие участники композиции выходят на сцену, читают отрывки из писем и стихи.

      1-й ведущий. (Пушкин — родителям.) «Я хочу жениться на молодой особе, которую люблю уже год».
      2-й ведущий. (Пушкин — Плетневу.) «Сейчас еду в Нижний, то есть в Лукьяново, в село Болдино... Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже тридцатилетнего игрока».
      3-й ведущий. (Пушкин — невесте.) «Петербург кажется мне уже довольно скучным, и я рассчитываю сократить мое пребывание здесь, насколько могу».
      4-й ведущий. (Пушкин. Заметки о холере.) «Едва успел я приехать, как узнаю, что около меня оцепляются деревни, учреждаются карантины. Народ ропщет, мятежи вспыхивают то там, то здесь нелепые. Я занялся моими делами, перечитывая Кольриджа, сочиняя сказочки и ездя по соседям».
      5-й ведущий. (Пушкин — невесте.) «Я провожу мое время в том, что мараю бумагу и злюсь, не зная, что делать на белом свете».
      1-й ведущий. (Пушкин — Плетневу из Москвы.) «Скажу тебе за тайну, что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: последние главы Онегина, восьмую и девятую, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов четыреста), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Пир во время чумы, Дон Жуан. Сверх того написал я около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все: (весьма секретное). Написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые тоже выдадим Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

      Фонограмма обрывается.

      4-й ведущий. Довольно! Пора остановиться. Пора перевести дыхание. Дух захватывает от стремительного перечня сделанного им в Болдине.
      3-й ведущий. Болдино — это победа творческого духа над бренностью, скоротечностью жизни. «Душа в заветной лире мой прах переживет».
      5-й ведущий. Болдино — это отважное одиночество души, переполненной впечатлениями бытия, победившей серые будни глубокой провинции.
      2-й ведущий. Вглядимся в тесно проставленные даты:
      13 сентября — окончена «Сказка о попе и о его работнике Балде».
      14 сентября — окончена повесть «Станционный смотритель».
      20 сентября — окончена повесть «Барышня-крестьянка».
      25 сентября — окончена восьмая глава «Онегина».
      А «Выстрел», а «Метель», а «Домик в Коломне», а «История села Горюхина»? Головокружительно! Мы волей-неволей становимся участниками великого действа. Место этого действа — Болдино. Время — осень 1830 года.

      Звучит стихотворение Д. Самойлова «Болдинская осень». Музыкальная заставка — «Осенняя песнь» П. Чайковского. При последних аккордах мелодии один из ведущих произносит слова, перебирая «черновые листы» поэта.

      4-й ведущий. Раскрыта черновая тетрадь: рядом со строками стихотворения «Бесы» — рисунок пером «Луна в тучах». Что это? Пушкинское воспоминание о той «невидимке луне», что не раз сопровождала его в пути, или та луна, что повисла над болдинской степью? В ритме строк слышится быстрый бег тройки — «мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи», в черновике — еще быстрее: «Мчатся, вьются тучи, тучи...» Быстро и мучительно идет работа. Напишет: «Страшно сердцу поневоле», зачеркнет. Напишет иначе: «Что-то страшно поневоле», а затем еще точнее: «Страшно, страшно поневоле...» Но кому страшно? Кто едет?
      3-й ведущий. Сначала был некий путник: «Путник едет в чистом поле...», потом: «Тройка едет в чистом поле». Но нет! Он сам, в первом лице, от себя: «Еду, еду в чистом поле...»

      Под звуки фонограммы (свист ветра, шум колес) один из ведущих читает стихотворение «Бесы».

      2-й ведущий. Первое болдинское стихотворение написано 7 сентября. На дворе — чистая, светлая осень, а на листах черновика — «мчатся тучи», «снег летучий...». Тревога и зима — в душе поэта...
      1-й ведущий. Но назавтра — 8 сентября — на таком же листе Пушкин напишет «Элегию», где страх и уныние вновь побеждены нескончаемой любовью к жизни. Здесь, в Болдине, сбываются поэтические мечты и надежды, только произнесено: «Мне будут наслажденья...», «Порой опять гармонией упьюсь...» — и приходит пора гармонии, «чудный вымысел» тут как тут.

      Музыкальная пауза («Механический вальс» П. И. Чайковского), при последних аккордах читается стихотворение «Элегия».

      5-й ведущий. (Н. Н. Гончаровой. Из Болдина в Москву. 9 сентября 1830 года.) «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у Ваших ног, чтобы поблагодарить Вас и просить прощения за причиненное Вам беспокойство...
      Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства... У нас в окрестностях — Cholera morbus (очень миленькая особа). Она может задержать меня еще дней на двадцать! Вот сколько причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и очень нежно целую ей ручки... еще раз простите меня и верьте, что я счастлив только будучи с Вами вместе».
      1-й ведущий. (П. А. Плетневу. Из Болдина в Петербург. 9 сентября 1830 года.) «Я писал тебе премеланхолическое письмо, милый мой Петр Александрович, да ведь меланхолией тебя не удивишь, ты сам на этом собаку съел. Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня холера морбус. Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что к дяде Василью отправлюсь, а ты и пиши мою биографию. Бедный дядя Василий! Знаешь ли его последние слова? приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: как скучны статьи Катенина! и более ни слова. Каково? вот что значит умереть честным воином, на щите...
      Ты не можешь себе вообразить, как весело удрать от невесты да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает... Сегодня получил я от своей премиленькое письмо; обещает выйти за меня и без приданого. Приданое не уйдет. Зовет меня в Москву — я приеду не позже месяца, а оттоле к тебе, моя радость... Ах, милый мой! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов. Прости ж, моя милая».
      3-й ведущий. Какие разные эти письма, написанные едва ли не за один присест! Невесте: «Счастлив, только будучи с Вами», другу: «Как весело удрать от невесты да и засесть стихи писать». Что за лукавство?
      4-й ведущий. Нет, это не лукавство. Нет здесь никакого противоречия, а радость любви и творчества. Перед невестой «холера морбус» деликатно аттестуется «очень миленькой особой», но с Плетневым — мужской, суровый разговор — «холера морбус... того и гляди, что к дяде Василью отправлюсь».

      Музыкальная пауза (финал «Меланхолического вальса» П. И. Чайковского).

      2-й ведущий. 18 сентября 1830 года закончены странствия Онегина — пока это восьмая глава, за ней последует девятая, последняя. Но вскоре они поменяются местами, и путешествие превратится в краткое приложение к роману.
      4-й ведущий. Здесь он писал много. Не только писал, но и... уничтожал написанное. Здесь сожжена десятая глава «Онегина». Известна дата сожжения — 19 октября, день открытия Лицея, — странное совпадение...
      3-й ведущий. Но разве такие рукописи горят?

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.

Друг Марса, Вакха и Венеры,
Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

      Откроется ли когда-нибудь вся сожженная глава? Одно только ясно: десятая глава никак не сгорает в камине, пылавшем 19 октября 1830 года в старом болдинском доме!
      2-й ведущий. Зашифрованные отрывки, дошедшие до нас, поражают грандиозностью замысла: Россия со времен войны 1812 года до восстания на Сенатской площади. Какая это потеря, десятая глава!
      5-й ведущий. Когда-то, начиная «Евгения Онегина», Пушкин писал, что это большое стихотворение «вероятно, не будет окончено». И вот конец, последняя строфа:

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милой идеал...
О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Стакана, полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

      Под последней строфой выставлена дата: 25 сентября.

      Звучит музыкальный фрагмент из «Меланхолического вальса» П. И. Чайковского.

      1-й ведущий. (П. А. Плетневу из Болдина в Петербург. 29 сентября 1830 года.) «Сейчас получил письмо твое и сейчас же отвечаю. Как же не стыдно было тебе понять хандру мою, как ты ее понял? хорош и Дельвиг, хорош и Жуковский. Вероятно, я выразился дурно; но это вас не оправдывает. Вот в чем было дело: теща моя отлагала свадьбу за приданым, а уж конечно не я. Я бесился. Теща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила, и черные мысли мной овладели. Неужто я хотел иль думал отказаться? но я видел уж отказ и утешался чем ни попало. Все, что ты говоришь о свете, справедливо; тем справедливее опасения мои, чтоб тетушки, да бабушки, да сестрицы не стали кружить голову молодой жене моей пустяками. Она меня любит. Но посмотри, Алеко Плетнев, как гуляет вольная луна. Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим. Доселе он — я, а тут он будет мы. Шутка! Оттого-то я тещу и торопил; хлопотала о приданом, чорт ее побери. Теперь понимаешь ли ты меня? понимаешь, ну, слава Богу! Здравствуй, душа моя, каково поживаешь, а я, оконча дела мои, еду в Москву сквозь целую цепь карантинов. Месяц буду в дороге по крайней мере. Месяц я здесь прожил, не видя ни души, не читая журналов, так что не знаю, что делает Филипп и здоров ли Полиньяк; я бы хотел прислать тебе проповедь мою здешним мужикам о холере; ты бы со смеху умер, да не стоишь ты этого подарка. Прощай, душа моя, кланяйся от меня жене и дочери».
      5-й ведущий». (Н. Н. Гончаровой из Болдина в Москву. 30 сентября 1830 года.) «Я уже почти готов сесть в экипаж, хотя дела мои еще не закончены и я совершенно пал духом... Мне только сказали, что отсюда до Москвы устроено пять карантинов, и в каждом из них мне придется провести две недели, — подсчитай-ка, а затем представьте себе, в каком я должен быть собачьем настроении... Карантины эти не выходят у меня из головы.
      Прощайте же, мой ангел. Сердечный поклон Наталье Ивановне; от души приветствую ваших сестриц и Сергея. Имеете ли вы известия об остальных?»

      Музыкальная заставка (вальс Г. Свиридова к кинофильму «Метель»). При последних аккордах читается стихотворение «Прощание» («В последний раз твой образ милый...»).

      3-й ведущий. Кто эта женщина? Что сталось с «дальней подругой», чей «образ милый» вспоминает поэт «пред заточением его»?
      4-й ведущий. Елизавета Воронцова. Никогда она больше не увидит своего поэта, но до конца дней своих будет перечитывать и бережно хранить пушкинские письма и стихи, а в глубокой старости прикажет их уничтожить.
      2-й ведущий. Через несколько дней еще одно болдинское прощание с «возлюбленной тенью», хранящее грустную тайну.

      Музыкальная заставка (романс М. Глинки на стихи Пушкина «Заклинание»). Можно вместо романса прочитать это стихотворение.

      3-й ведущий. Может быть, Лейла, тень которой зовет поэт, — это Амалия Ризнич, возлюбленная далеких юных лет? Беззаботная жизнь прекрасной жены богатого негоцианта кончилась трагически: она умерла от скоротечной чахотки в Италии. Есть сведения, что в итальянском городе Триесте хранятся письма Пушкина к Ризнич. Если это окажется правдой, если мы когда-нибудь прочитаем послания поэта, — откроется нам загадка, таящаяся в пушкинском «Заклинании».

      Музыкальная заставка (последние аккорды романса М. Глинки). Читается стихотворение Вл. Бойко «Вторая болдинская баллада».

      2-й ведущий. Во времена Пушкина имелось множество экспертов, знающих, как создавать талантливое и великое. Ведущие специалисты работали, как правило, в Третьем отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Шеф Третьего отделения генерал от кавалерии граф Бенкендорф одновременно возглавлял Отдельный корпус жандармов. Преданность монарху, воспевание побед российского оружия, народность — вот рецепты, которые чаще всего заверяли Бенкендорф, Уваров и даже сам Николай I.
      4-й ведущий. «Я считаю, что цель г. Пушкина была выполнена, если бы с нужным усердием переделал он комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Вальтер Скотта» (Николай I о «Борисе Годунове»).
      2-й ведущий. Действительно, сочиняли ведь другие по законам этих предписаний. Фаддей Булгарин, например, сочинил роман «наподобие Вальтер Скотта». И получилось: «Иван Выжигин» имел успех, какой не имела ни одна вещь Пушкина. Какие тиражи! И нарасхват!
      1-й ведущий. «Что может быть нравственнее сочинений г. Булгарина? — написал Пушкин. — Из них мы узнаем ясно, сколь непохвально лгать, красть, предаваться пьянству, картежной игре и тому подобное...»
      5-й ведущий. Булгарин выпустил своего «Дмитрия Самозванца» в пику «Борису Годунову», полагая, что «перешибет» Пушкина. К тому же объявил, что поэт-аристократ пишет для немногих, а у него, Булгарина, обширный круг читателей. На это «Литературная газета» отвечала: «А. С. Пушкину предлагали написать критику исторического романа г. Булгарина. Он отказался, говоря: чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь».
      3-й ведущий (читает стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...»).
      1-й ведущий. Летом 1830 года в газете «Северная пчела», редактируемой Булгариным, появилась статья, где были такие строки: «Лордство Байрона и аристократические его выходки, при образе мыслей Бог знает каком, свели с ума множество поэтов и стихотворцев в разных странах, и... все они заговорили о 600-летнем дворянстве! Рассказывают анекдот, что какой-то поэт в испанской Америке, также подражатель Байрону, происходя от мулата или мулатки — не помню, стал доказывать, что один из его предков был Негритянский принц. В Ратуше города доискались, что в старину был процесс между шкипером и его помощником за этого Негра, которого каждый из них хотел присвоить, и что шкипер доказывал, что он купил Негра за бутылку рома. Думали ли тогда, что к этому Негру признается стихотворец. Суета сует».
      5-й ведущий. «Ввиду того что вышеупомянутая статья была напечатана в официальной газете, и непристойность зашла так далеко, что говорилось о моей матери в фельетоне, который должен был бы носить чисто литературный характер, и так как журналисты наши не дерутся на дуэли, я счел своим долгом ответить анониму, что и сделал в стихах, и притом очень круто». Это объяснение Пушкин написал позже, а пока что — 16 октября 1830 года:

...Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен.
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.

Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?.. он в Мещанской дворянин.

      4-й ведущий. «Что касается его стихов, я нахожу в них остроумие, но еще больше желчи, чем чего-либо другого. Он бы лучше сделал к чести своего пера и особенно своего рассудка, если бы не распространял их» (Николай I).

      Звучит музыкальная пауза (фрагмент «Вальса» В. А. Моцарта).

      1-й ведущий. 26 октября. Закончен «Моцарт и Сальери».

      Участники могут разыграть отрывок из финала трагедии (сцена 2-я, со слов: «Моцарт. Мне день и ночь покоя не дает  Мой черный человек...» до конца).
      Можно заменить чтение музыкальным фрагментом из «Реквиема» В. А. Моцарта. После инсценированного чтения отрывка из трагедии ведется диалог зрителей, только что увидевших столкновение «двух начал».

      3-й ведущий. Кто Сальери для Пушкина?
      4-й ведущий. Противник, злодей, которого он ненавидит, разоблачает, как он делает это, например, с Булгариным.
      2-й ведущий. А что, если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борьба двух начал?
      4-й ведущий. Может ли злодей-убийца быть гением?
      3-й ведущий. Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже? И что такое гений?
      5-й ведущий. Для Пушкина гений сохраняет древний смысл души, ее творческую крылатость. Гений — не только степень таланта, но и некое нравственное начало — добрый дух. В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с его добротой, доверчивостью, щедростью. Он готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти.
      2-й ведущий. Но разве Сальери лишь завистник? Зависти надо как-то оправдать себя. Это Фаддей Булгарин после доносов на Пушкина пишет рецензию на седьмую главу «Онегина»: «Ни одной мысли в этой водянистой седьмой главе, ни одного чувствования, ни одной картины, достойной воззрения! Совершенное падение!»
      4-й ведущий. «Завистник, который мог освистать Дон Жуана, — напишет Пушкин, — мог отравить его творца».
      5-й ведущий. Сальери велик — Булгарин мелок. Сальери боготворит искусство. Булгарин торгует им. Сальери способен убить. Булгарин — написать донос. Пушкин относился к Сальери с интересом, сатанинская философия Сальери — достойный противник. Булгарина же Пушкин презирает.
      3-й ведущий. Сальери ненавидит Моцарта. Но за что? Сальери убивает Моцарта, но опять же за что?
      2-й ведущий. Казалось бы, Сальери достиг своего, и вдруг перед ним, победителем, разверзлась бездна. Моцарт недостижим. Сальери может вычислить движение звезд сколь угодно точно. Моцарт открывает новые звезды. Сальери знает, чего он хочет. У Моцарта получается непредвиденное.
      5-й ведущий. Боги смеются. Борьба Сальери кончилась поражением. Сальери низвергнут. Мало того, что повержен он, Сальери, служивший искусству беззаветно, но кто же избранник? Кто победил? Гуляка праздный. Легкомысленный, пустой, не боготворящий искусство, недостойный своего дара.
      1-й ведущий. Знакомые попреки: гуляка праздный, игрок, повеса...
      3-й ведущий. Порой кажется, что Моцарт и Сальери — это Пушкин и литературная Россия того времени. А Булгарин лишь символ, маска, за которой скрывались многие другие — «сволочь нашей литературы», по выражению Пушкина.
      1-й ведущий. Для Пушкина искусство может создаваться только человеком, соблюдающим высшие требования нравственности. Нельзя служить искусству и убивать, как угодно убивать — гения, гениальность...
      5-й ведущий. Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться, потому что Сальери и Моцарт несовместимы. Поэт понимает трагичность гения, трагичность собственной судьбы, но отступиться нельзя, невозможно.

      Звучит романс Б. Окуджавы «Моцарт».

      4-й ведущий. На четвертушке листа набросок плана «Истории села Горюхина», тут же запись карандашом: «Переводчики — почтовые лошади просвещения».
      2-й ведущий. Драматическая поэма Вильсона «Чумный город» подтолкнула Пушкина еще к одному драматическому произведению, где жизнь и смерть становятся лицом друг к другу. Как встретить смерть?.. Как жить накануне — за час, за минуту до рокового мгновения? Об этом говорят, спорят герои маленькой трагедии.

      Под фонограмму, где звучит лютневая или какая-либо другая средневековая музыка, читает отрывок из «Пира во время чумы» от слов: «Когда могущая Зима...» до слов «Быть может... полное Чумы».

      5-й ведущий. Так получается, что за пределами жизни великого человека куда большее пространство, чем в ее стесненных рамках. Здесь тридцать семь лет, вместивших и детство, и юность; вакхические песни и седины Пимена, а за пределами этих тридцати семи лет — столетия бессмертной жизни. Тридцать семь лет... а сколько самого действительного участия Пушкина в нашей жизни!

      Звучит музыкальная заставка — романс Б. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство». Читается стихотворение Л. Озерова «Вспоминая ваш горький час...».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>