Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


А. С. ПУШКИН

      А. С. Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей верой, надеждой и любовью. Верой в добро и справедливость, надеждой на Россию и ее народ, любовью к безграничному миру и к жизни во всех ее проявлениях.
      Влияние Пушкина ощущается во многих областях русской национальной культуры. Его творчество — уникальное явление в литературе. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее. И. А. Гончаров говорил, что Пушкин «для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников». Начиная с 20-х годов ХIХ века и кончая настоящим временем, в литературоведении изучается личность и творчество Пушкина. В России, пожалуй, не найдется художника, чья известность была бы столь высока, и не найдется человека, чья жизнь была бы изучена так досконально. Но, несмотря на все это, Пушкин всегда остается загадкой, разгадать которую невозможно, как невозможно разгадать тайну человеческой индивидуальности вообще, а тем более тайну гения.
      В юности, беря в руки томик Пушкина, мы еще не знаем, что и на пороге зрелости он останется столь же непостижимым и глубоким источником открытий и размышлений. Чем старше мы становимся, тем все больше возникает желание вернуться к стихам, читанным еще в юности, чтобы на новом жизненном витке, пройдя через неизбежные испытания, вновь прикоснуться к истинной красоте, щедрой мудрости, чистому и неугасимому свету вечности.
      На уроках, посвященных изучению жизни и творчества Пушкина, можно приобщиться к тайне великого художника, не разрушая очарования загадки, а можно «пройти» Пушкина так, что он навсегда окажется вычеркнутым из последующей жизни человека. Учащиеся должны почувствовать Пушкина, открыть его для себя, попытаться разгадать его тайну, поэтому значительное место при изучении этой темы отводится самостоятельной работе учащихся (работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение заданий).
      Вводные уроки ставят своей целью пробудить у учащихся интерес к личности Пушкина, к его эпохе и заставить задуматься над вопросами, связанными с целью и смыслом человеческого существования, с вечными проблемами, которые как нельзя более ярко проявляются в творчестве этого художника. Ставя перед учащимися вопросы, мы подходим к истокам формирования мировоззрения и мироощущения поэта. Прослеживая все этапы жизненного и творческого пути художника, учащиеся постепенно постигают, что ключевым понятием для Пушкина становится свобода. Что вкладывал в это слово юный Пушкин? Как он воспринимал его на пороге смерти? Исследуя лирику Пушкина и наблюдая за трансформацией этого понятия в его творчестве, мы приходим к выводу, что свобода для Пушкина — это прежде всего личная независимость, которая заключается не в противостоянии и борьбе, а в единении и слиянии с миром, что и называется гармонией.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА

Вводная тема

Основные вопросы:

      1. Общая настроенность пушкинской лирики. (Чтение избранных стихов.) Темы, идеи, образы.
      2. Личность, история, мир. Пушкинская эпоха.
      3. Рождение поэта — случайность или закономерность?
      4. Современники и потомки о Пушкине.
      5. Предшественники и последователи поэта.
      6. Русская национальная жизнь и литература.
      7. Пушкинское творчество и русское искусство.
      Вопросы:
      1. Какова общая настроенность пушкинской лирики? Каково мироощущение поэта?
      2. Как и какие общечеловеческие темы поднимает в своем творчестве Пушкин?
      3. В чем своеобразие пушкинской эпохи?
      4. В чем, по вашему мнению, значение личности и творчества Пушкина?
      5. Каковы ключевые слова в высказываниях современников и потомков о Пушкине?
      6. Как рождается гений? В чем разница между талантом и гениальностью?
      7. Случайно ли появление Пушкина именно в литературе?
      8. Почему Пушкина называют родоначальником новой русской литературы?
      9. Каково влияние Пушкина на русскую национальную культуру?
      10. Какие черты русского национального характера отразились в творчестве Пушкина?
      11. В чем, по вашему мнению, актуальность творчества Пушкина?
      Задания:
      1. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Мой Пушкин», «Каким я представляю себе Пушкина».
      2. Подготовьте доклады: «Лицейские годы в жизни Пушкина», «Пушкин и декабристы», «Южная ссылка», «Михайловское», «Болдинская осень», «Москва и Петербург в жизни Пушкина», «Домашний мир Пушкина», «Дуэль и смерть Пушкина».
      3. Напишите рецензию на одну из статей ХIХ века о Пушкине (Н. В. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине»; Н. Г. Чернышевский. «Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения»; Ф. М. Достоевский. «Пушкин. Речь, произнесенная 8 июня 1880 года»; Д. И. Писарев. «Пушкин и Белинский»).

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в семье офицера гвардии С. Л. Пушкина и внучки Ганнибала Н. О. Ганнибал.
      1811—1817 гг. — учеба в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Первые стихи.
      1818 г. — член кружка «Зеленая лампа» (литературный филиал тайного общества «Союз благоденствия»).
      1817—1820 гг. — петербургский период. «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», «Руслан и Людмила», эпиграммы на Александра I, Аракчеева, Голицына и др.
      1820—1824 гг. — южная ссылка. Встречи с декабристами. Романтическая лирика. Южные поэмы. Начало работы над «Цыганами» и «Евгением Онегиным». Эпиграмма на Воронцова.
      1824—1826 гг. — ссылка в Михайловском. Встреча с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А. П. Керн. «Борис Годунов», завершение работы над «Цыганами», продолжение работы над «Евгением Онегиным». Изучение народных движений ХVII и ХVIII вв.
      1826 г. — возвращение из ссылки по приказу Николая I.
      1827—1830 гг. — годы скитаний (Москва, Петербург, Михайловское, Малинники, Остафьево, Кавказ). Продолжение работы над «Евгением Онегиным», «Полтава», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Путешествие в Арзрум».
      1830 г. — болдинская осень. «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», завершение «Евгения Онегина», около 30 стихотворений.
      1831 г. — женитьба на Н. Н. Гончаровой. Царское Село. Петербург. Придворное звание камер-юнкера.
      1831—1835 гг. — зачисление на службу в Коллегию иностранных дел, работа в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний. Вторая болдинская осень. «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Дубровский», сказки.
      1836 г. — издание журнала «Современник».
      1837 г., 27 января — дуэль с Дантесом на Черной речке.
      1837 г., 29 января — смерть поэта в Петербурге. Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен у Святогорского монастыря.
      Вопросы:
      1. Какова роль Царскосельского лицея в формировании мировоззрения Пушкина?
      2. Как исторические события эпохи переплетались с биографией поэта?
      3. Какое воздействие на Пушкина и его творчество оказала Отечественная война 1812 года?
      4. Какие темы и мотивы лирики зародились в лицейские годы?
      5. Что привлекло Г. Р. Державина в юном Пушкине? Как произошла их встреча?
      6. Какое место в литературе занял Пушкин после окончания Лицея?
      7. Наказанием или благом, по вашему мнению, был период южной ссылки для Пушкина?
      8. Как развивались отношения поэта с декабристами?
      9. Что нового в мироощущение Пушкина внесла михайловская ссылка?
      10. Какую цель преследовал Николай  I, отзывая Пушкина из Михайловского?
      11. Какой период в жизни Пушкина можно назвать годами скитаний? Почему?
      12. Что такое «болдинская осень» в жизни Пушкина? Почему название этого периода стало нарицательным?
      13. Какое знаменательное событие произошло в жизни Пушкина в 1831 году?
      14. Как изменилось мировоззрение и мироощущение Пушкина в последние годы жизни? Какими событиями ознаменован этот период?
      15. Каково значение журнала «Современник» для Пушкина и для России?
      16. Каковы причины гибели Пушкина?
      17. Какого поэта можно назвать народным? Почему Пушкин удостоился этого звания?
      Задания:
      1. Составьте хронологическую канву основных событий в жизни Пушкина.
      2. Напишите отзыв на любую современную книгу о жизни и творчестве Пушкина (Ю. М. Лотман. «Александр Сергеевич Пушкин»; Н. Скатов. «Пушкин»; Д. Д. Благой. «Душа в заветной лире», «Очерки жизни и творчества Пушкина»; Е. А. Маймин. «Пушкин: Жизнь и творчество»; Б. С. Мейлах. «Жизнь Александра Пушкина» и др.).

Тема вторая
Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

Основные вопросы:

      I. Глубина и разнообразие пушкинской лирики. «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека» (В. Г. Белинский):
      1. Вечные темы и актуальные проблемы в лирике Пушкина.
      2. Возможность высказать свои мысли, раздумья, передать чувства и настроения; участие в общественно-политической и литературной жизни.
      3. Общая настроенность лирики Пушкина. «Лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский).
      II. Мотив свободы — центральный мотив в лирике Пушкина:
      1. Высокая гражданская поэзия. Протест против беззаконной власти. Просветительские идеи. Свобода «вообще». Идеал гармоничного общества.
      2. Конкретизация идеи свободы. Свобода «для себя», свобода для России.
      3. Романтические идеи абстрактной свободы. Воспевание свободолюбивой личности. Мотив узничества и бегства.
      4. Отказ от романтического осмысления мира. Безысходность. Утрата моральных ориентиров.
      5. Верность прежним идеалам свободы и дружбы.
      6. Философское осмысление свободы. Безнравственность рабства и духовная свобода.
      7. Приятие мира, слияние со Вселенной — залог истинного счастья, свободы и гармонии.
      Стихотворения: «Лицинию», «Вольность», «Деревня», «Сказки», «К Чаадаеву», «Узник», «К морю», «Свободы сеятель пустынный…», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Элегия», «Осень», «Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
      III. Тема дружбы:
      1. «Лицейская республика». Культ святой дружбы.
      2. Дружба как прочный братский союз. Друзья-лицеисты.
      3. Дружба как союз единомышленников. Друзья-декабристы.
      4. Дружба и вражда.
      5. Верность идеалам дружбы.
      Стихотворения: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Была пора: наш праздник молодой...», «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «К Языкову», «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Кюхельбекеру».
      IV. Тема любви:
      1. Любовь и чувства, связанные с ней.
      2. Любовь как глубокое возвышенное чувство.
      3. Любовь как мимолетное влечение.
      4. Любовь — гармония духа и плоти.
      Стихотворения: «Я помню чудное мгновенье...», «Я вас любил...», «На холмах Грузии...», «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне...», «Ненастный день потух...», «Что в имени тебе моем?..», «Для берегов отчизны дальной...», «Черная шаль», «Желание славы».
      V. Тема поэта и поэзии:
      1. Назначение поэта и поэзии — «...глаголом жечь сердца людей...».
      2. Пушкин-лицеист о назначении поэта.
      3. Воспевание «истины жизни», независимости поэта от «сильных мира сего».
      4. Поэт и народ. Поэт и толпа.
      5. Положение поэта в современной России. Поэзия и реальная жизнь.
      6. Осознание собственной миссии. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков.
      Стихотворения: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Эхо», «Арион», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
      VI. Тема родины и природы:
      1. Любовь к родине и природе. Чувство национальной гордости.
      2. Описание контрастов крепостнической действительности.
      3. Романтические пейзажи.
      4. Любимая пора года.
      5. Природа Кавказа.
      6. Философское осмысление природы.
      Стихотворения: «Деревня», «К морю», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Вновь я посетил...», «Осень», «Редеет облаков летучая гряда...».
      VII. Философичность лирики Пушкина:
      1. Философское кредо ранней лирики. Бездумное приятие мира.
      2. Философия романтического периода.
      3. Кризис мировоззрения. Переоценка ценностей. Демонические мотивы.
      4. Выход из кризиса. Обретение дома, победа над демоническими силами.
      5. Философское осознание смысла жизни: «...я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...».
      6. Осознание высших ценностей жизни — путь к бессмертию.
      Стихотворения: «Пирующие студенты», «Кривцову», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Бесы», «Элегия», «Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
      Вопросы:
      1. В чем смысл высказывания В. Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»?
      2. Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина?
      3. Каковы главные темы пушкинской лирики? Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?
      4. Как в различных по тематике стихотворениях проявляется гуманизм пушкинской лирики?
      5. Как трансформировался мотив свободы в творчестве Пушкина?
      б. Как понимает Пушкин дружбу?
      7. Какие черты личности поэта проявляются в стихотворениях о дружбе и любви?
      8. В чем видит Пушкин предназначение поэта?
      9. Чем Пушкин обосновывает свое право на бессмертие?
      10. Каким вам видится Пушкин в стихотворениях, посвященных природе? Какое время года Пушкин описывает с особой любовью?
      11. Что такое «философская лирика»?
      12. Над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике? Каковы высшие ценности жизни для Пушкина?
      Задания:
      1. Составьте план развернутого ответа: «Основные темы и мотивы лирики Пушкина». (К каждому пункту плана подобрать стихотворения.)
      2. Сделайте анализ одного из стихотворений («Деревня», «Анчар», «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил...», «Муза», «Демон», «Бесы», «Пророк», «Арион»).
      3. Напишите сочинения-миниатюры: «Лирический герой поэзии Пушкина», «Чувства добрые я лирой пробуждал...».
      4. Выпишите ключевые слова из любовной лирики поэта и сделайте вывод о том, что лежит в основе пушкинского чувства любви.

Тема третья
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Изображение эпохи в романе

Основные вопросы:

      I. Творческая история романа:
      1. Замысел романа. Первые наброски.
      2. Хронология написания романа. Изменение общего плана по мере работы.
      3. Время создания и время действия в романе.
      II. Изображение эпохи в романе («энциклопедия русской жизни»):
      1. Показ всех слоев русского общества.
      2. Дворянский быт.
      3. Общественно-экономическая и культурная жизнь.
      4. Показ картин природы всех времен года.
      III. «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе.
      Вопросы:
      1. Каков был первоначальный замысел романа?
      2. Почему изменился общий план романа по мере работы над ним?
      3. Как взаимодействуют время действия и время написания романа?
      4. Почему В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»?
      5. Какие слои общества показаны в романе?
      6. Каким образом показана общественно-экономическая и культурная жизнь России в романе?
      7. Каковы исторические приметы пушкинской эпохи в романе?
      8. Что мы узнаем о жизни и быте дворянского общества из романа?
      9. Какие приемы помогают Пушкину реалистически точно показать картины усадебной деревенской жизни?
      10. Каких писателей, поэтов, артистов, художников и исторических деятелей упоминает Пушкин в романе?
      Задания:
      1. Опишите дворянское общество в романе.
      2. Опишите уклад жизни в доме Лариных.
      3. Найдите в романе все места, связанные с описанием природы.

Тема четвертая
«Евгений Онегин». Художественное своеобразие романа

Основные вопросы:

      I. Особенности жанра:
      1. Роман в стихах.
      2. Лироэпический роман.
      3. Социально-бытовой роман.
      II. Сюжетно-композиционные особенности:
      1. Роль посвящения.
      2. Наличие двух сюжетов (лирический и эпический).
      3. Наличие двух фабульных линий (Онегин и Татьяна; Ленский и Ольга).
      4. Роль автора-повествователя.
      5. Принцип противопоставления (контраста), реализуемый в развитии действия и в характеристиках героев.
      6. Принцип параллелизма (сходства), реализуемый в построении романа, в группировке действующих лиц, в стилистике.
      7. Роль Х главы романа и «Отрывков из путешествия Онегина».
      III. Художественное своеобразие:
      1. Воссоздание подлинной атмосферы эпохи.
      2. Пересечение литературных героев с реальными людьми.
      3. Литературная полемика.
      4. Жанровые включения (песни, сны, эпиграммы и т. д.).
      5. Роль пейзажа и портрета.
      6. Речевая характеристика (монологи героев).
      7. Своеобразие авторского описания.
      8. Роль пропущенных строк (логические «отточия»).
      9. Онегинская строфа.
      Вопросы:
      1. В чем своеобразие жанра романа?
      2. Кому адресовано посвящение? Какова его роль в композиции романа?
      3. Как вы понимаете пушкинские определения «свободный роман», «собранье пестрых глав»?
      4. Кто является героями лирического и эпического сюжетов романа?
      5. Каковы две фабульные линии романа?
      6. Какова роль автора-повествователя? В каких обличьях он выступает?
      7. Как в романе реализуется принцип противопоставления (контраста)?
      8. Что такое принцип композиционного параллелизма? Как этот принцип действует в романе?
      9. При помощи каких средств в романе воссоздается подлинная атмосфера эпохи?
      10. Что такое жанровые включения? Есть ли они в романе?
      11. Какие художественные средства используются автором для создания образа-персонажа?
      12. Что такое логические «отточия»? Какова их роль в романе?
      13. Почему Пушкин при написании романа создал специальную онегинскую строфу? В чем ее сущность?
      14. Как в романе отразилась личность самого Пушкина?
      Задания:
      1. Передайте содержание сна Татьяны. Какую роль играет он в композиции романа?
      2. Сопоставьте письма Татьяны и Онегина. В чем сходство и различия между ними?
      3. Перечислите эпиграфы романа. Кто является авторами этих эпиграфов?
      4. Найдите авторские отступления в романе. Каковы их темы?
      5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путешествие Онегина».
      6. Составьте статьи для литературоведческого словаря: «Лироэпические жанры», «Онегинская строфа».

Тема пятая
Духовные искания Евгения Онегина

Основные вопросы:

      I. «Евгений Онегин» — роман о духовных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов ХIХ века:
      1. Основной конфликт романа — противоречие между личностью и обществом.
      2. Поиск цели и смысла жизни — центральная проблема романа.
      3. Испытания главных героев романа сходными жизненными обстоятельствами (любовь, дружба, свобода, творчество).
      II. Евгений Онегин — типичный представитель русской дворянской интеллигенции 20-х годов ХIХ века:
      1. Происхождение и воспитание.
      2. Образование и культурный уровень.
      3. Привычки и вкусы.
      4. Отношение к светскому обществу, родине, народу.
      III. Путь духовных исканий Евгения Онегина:
      1. Кризис старых идеалов жизни. Неудовлетворенность, усталость, хандра.
      2. Начало пути. Высокий уровень культуры. Чувство чести и благородства («мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум»).
      3. Попытки заняться полезной деятельностью («труд упорный ему был тошен»).
      4. Кризисные этапы — испытание любовью и дружбой.
      5. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.
      6. Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.
      7. Любовь к Татьяне — обретение себя истинного, расцвет души.
      IV. Образ Евгения Онегина в оценке В. Г. Белинского.
      Вопросы:
      1. Каковы главные проблемы романа?
      2. Почему в сознании лучших представителей интеллигенции России в 20-е годы происходила переоценка ценностей?
      3. В чем состоит основной конфликт романа?
      4. Что сформировало систему жизненных ценностей Евгения Онегина?
      5. Что сближает и что разделяет Евгения Онегина и других представителей дворянской интеллигенции?
      6. В чем причины разочарования Онегина?
      7. Почему потерпели неудачу попытки Онегина заняться полезной деятельностью?
      8. Через какие испытания проходят главные герои романа в поисках цели и смысла жизни?
      9. Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?
      10. Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?
      11. Выдерживает ли Онегин испытание любовью?
      12. Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
      13. Что дало В. Г. Белинскому право назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле»?
      Задания:
      1. Составьте план ответа на вопрос: «В чем причины трагического итога жизненного пути Евгения Онегина?»
      2. Подготовьте сообщения: «Кабинет Онегина в Петербурге и в деревне», «День Онегина в Петербурге и в деревне».
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Способен ли Онегин любить?», «Что ждет Онегина в будущем?».
      4. Выпишите пушкинские характеристики Евгения Онегина и сделайте вывод, как на протяжении романа менялось отношение автора к своему герою.

Тема шестая
Татьяна — любимая героиня Пушкина

Основные вопросы:

      I. Татьяна — «милый идеал» Пушкина:
      1. Сходство основных жизненных принципов.
      2. Духовная близость.
      3. Смысл жизни — соответствие высшим нравственным нормам.
      II. Татьяна — воплощение русского национального характера:
      1. Воспитание и образование.
      2. Внешний облик Татьяны.
      3. Привычки и вкусы.
      4. Отличие характера и нравственного облика Татьяны от провинциальных барышень.
      5. Отношение к любви и дружбе.
      6. Отношение к России и ее народу.
      7. Отношение к долгу и счастью.
      III. Татьяна в системе образов-персонажей романа:
      1. Татьяна и Ольга.
      2. Татьяна и Онегин.
      3. Татьяна и Ленский.
      IV. Образ Татьяны в оценке В. Г. Белинского.
      Вопросы:
      1. Почему Пушкин называет Татьяну «милый идеал»?
      2. Какие черты личности Татьяны близки Пушкину?
      3. Под влиянием каких условий сформирован характер Татьяны? Почему она отличается от других провинциальных барышень?
      4. Какие книги любила читать Татьяна? В чем разница между кругом чтения Татьяны и Онегина?
      5. Выдерживает ли Татьяна испытание любовью?
      6. Что нового узнала Татьяна об Онегине после посещения его кабинета? Изменилось ли ее чувство к Евгению?
      7. О чем говорит письмо Татьяны к Онегину?
      8. Почему провинциальной Татьяне удалось занять достойное место в петербургском высшем свете?
      9. Как изменилась Татьяна на протяжении романа? Что осталось в ней неизменным?
      10. Каково отношение Татьяны к долгу и счастью? Почему она отвергает любовь Онегина?
      11. Могла ли Татьяна быть счастлива с Онегиным? Счастливо ли сложилась ее жизнь в романе?
      12. Что принимает и не принимает Белинский в Татьяне?
      Задания:
      1. Заполните таблицу сопоставительных характеристик:

 

Татьяна и Ольга

Татьяна и Онегин

Татьяна и Ленский

Сходство

 

 

 

Различия

 

 

 

      2. Выпишите пушкинские характеристики Татьяны. Соответствуют ли пушкинские слова вашему представлению о Татьяне?
      3. Напишите сочинения-миниатюры: «Почему Татьяна „русская душою“?», «Можно ли назвать Татьяну типичным представителем своего времени?».
      4. Подготовьте сообщение «Один день из жизни Татьяны Лариной».

Итоговые работы:

      Пушкинская тема является центральной не только в литературе ХIХ века, но и во всей русской литературе. К имени Пушкина, к темам, идеям и образам его произведений так или иначе прикоснулись многие из русских писателей, художников, музыкантов. Его творчество — это основа для дальнейшего изучения русской литературы, поэтому оно должно усвоиться наиболее глубоко и полно. В качестве итоговых работ по пушкинской теме должны быть предложены разнообразные варианты большей или меньшей степени сложности. Одним из главных видов итоговых работ станет написание реферата, которое потребует самостоятельного изучения дополнительной литературы. Темы рефератов будут предложены в самом начале изучения Пушкина и охватят наиболее существенные проблемы его творчества, например: «Отражение судьбы и личности Пушкина в его творчестве», «Решение вечных человеческих проблем в творчестве Пушкина», «Русские национальные типы в произведениях Пушкина», «Предшественники и последователи Пушкина в русской литературе», «Пушкин и русская национальная культура».
      Кроме того, по творчеству Пушкина необходимо провести тестирование или зачет и сочинение. В зачет должны входить теоретические и практические вопросы по определению принадлежности отрывков из текста тому или иному персонажу или по анализу лирического произведения.
      В процессе изучения творчества Пушкина группам учащихся может быть предложено вести дневник от имени автора, Евгения Онегина, Татьяны Лариной. Обсуждение этих дневников может стать темой семинара, который будет построен так, как об этом рассказано в главе «Письменная и устная работа учащихся на уроках литературы».

Примерные темы сочинений:

      «Чувства добрые я лирой пробуждал...».
      Поэзия Пушкина — «союз волшебных звуков, чувств и дум».
      «...В мой жестокий век восславил я свободу...» (вольнолюбивая лирика Пушкина).
      Пушкин о роли поэзии и назначении поэта.
      Тема любви и дружбы в лирике Пушкина.
      «Земли родной минувшая судьба» в изображении Пушкина.
      Пейзажная лирика Пушкина.
      Роман Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни».
      Идейно-художественное своеобразие романа Пушкина «Евгений Онегин».
      Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин».
      Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин».
      Как отразилась личность Пушкина в романе «Евгений Онегин»?
      Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина.
      Трагедия Евгения Онегина.
      «...Счастье было так возможно, так близко...» (Онегин и Татьяна).
      Мои любимые страницы из романа Пушкина «Евгений Онегин».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>