Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

      Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А. С. Грибоедовым и Н. В. Гоголем. Многогранная деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина — писателя-сатирика, публициста, критика, редактора — охватывает многие сферы общественной жизни России. Честный, прямой и независимый человек, Салтыков-Щедрин много лет жизни отдал государственной службе: вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Рязани, Туле и Пензе... Всеми силами борясь со всевозможными злоупотреблениями властью, Салтыков-Щедрин вызывал ненависть и провинциальных чиновников, и официальных кругов России, которые называли его «вице-Робеспьер». Вместе с Н. А. Некрасовым писатель редактировал журнал «Отечественные записки». Время работы в журнале было наивысшим расцветом его творчества. За повесть «Запутанное дело» (1848) Салтыков-Щедрин был арестован и сослан в Вятку. Слава писателя началась с «Губернских очерков» (1856—1857), в которых была показана жизнь последних лет дореформенной России. По словам Н. Г. Чернышевского, «Губернские очерки» стали «историческим фактом русской жизни».
      «История одного города» считается самым значительным сатирическим произведением в творчестве писателя. Город Глупов — символ самодержавного государства. Он достаточно условен. Это и город, и село, и вся страна, это то место, где, по словам самого Салтыкова-Щедрина, «царят насилие и произвол самовластья». Время в романе тоже условно, различные исторические пласты здесь пересекаются и совмещаются, подтверждая главную идею писателя о неизменности основ жизни при самодержавии, где прошлое не отличить от настоящего. Широких обобщений в изображении глуповских порядков Салтыков-Щедрин достигает при помощи гиперболы, гротеска и фантастики. В структуре романа пересекаются правдоподобные и невозможные в жизни факты и события. В фигурах глуповских градоначальников можно найти черты подлинных российских самодержцев и их приближенных, но черты эти обостряются гротескными фигурами.
      В условиях жесткой цензуры М. Е. Салтыков-Щедрин создает свою особую манеру речи — «эзопов язык». В основе его лежит иносказание, ориентированное на реальные факты и события. В наиболее совершенной форме «эзопов язык» проявился в «Сказках» писателя, которые являются итогом его творчества. Все сказки Салтыкова-Щедрина аллегоричны. В них взаимоотношения людей показаны через взаимоотношения между животными. Здесь разработана целая система иносказаний (министерство просвещения называется «департаментом государственных умопомрачений»; произвол самодержавия — «порядком вещей», литературные приспособленцы — «пенкоснимателями» и т. д.).
      По своему языку и форме сказки тесно связаны с традициями русского народного творчества, но, несмотря на элементы фольклора, сказки Салтыкова-Щедрина непохожи на народные, так как описывают не обобщенные, а реальные события жизни.
      Биографический материал по этой теме заслуживает особого внимания, так как обстоятельства жизни в значительной степени сформировали сатирический талант писателя; кроме того, необходимо коснуться редакторской и общественной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина. При изучении его творчества нет необходимости давать особый вводный урок. Все нужные сведения войдут в урок, посвященный этапам биографии и творчества. На этом же уроке (т. е. в самом начале изучения темы) следует рассказать о месте М. Е. Салтыкова-Щедрина как писателя-сатирика, об особенностях его художественного мира.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Тема первая

Этапы биографии и творчества.

      Настоящее имя — М. Е. Салтыков. В «Губернских очерках» впервые появляется псевдоним Н. Щедрин.
      Родился 15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол в Тверской губернии в семье помещика.
      1836—1844 гг. — учеба в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее.
      Конец 40-х гг. — участник кружка М. В. Петрашевского.
      1847—1848 гг. — повести «Противоречия», «Запутанное дело».
      1848 г. — арест и ссылка в Вятку.
      1856 г. — возвращение в Петербург.
      1856—1857 гг. — публикация «Губернских очерков» в журнале «Русский вестник».
      1856—1868 гг. — государственная служба в Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани).
      1862—1864 гг. — работа в редакции журнала «Современник».
      1868 г. — выход в отставку.
      1868—1884 гг. — один из редакторов журнала «Отечественные записки»; после смерти Н. А. Некрасова — ответственный редактор.
      1869—1870 гг. — «История одного города».
      1863—1874 гг. — «Помпадуры и помпадурши».
      1875—1880 гг. — «Господа Головлевы», «Современная идиллия».
      1887—1889 гг. — «Пошехонская старина».
      Умер 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге.

Художественный мир писателя.

      1. Традиции русской и зарубежной литературы в творческой манере писателя (Гоголь, Свифт).
      2. Гипербола и гротеск в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.
      3. «Эзопов язык» в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.
      Вопросы:
      1. В чем, по вашему мнению, состоит особая заслуга М. Е. Салтыкова-Щедрина как художника слова?
      2. В чем состояла административно-служебная деятельность писателя?
      3. Как проявил себя М. Е. Салтыков-Щедрин в качестве журналиста?
      4. Как появился псевдоним писателя?
      5. Как попал М. Е. Салтыков-Щедрин в «вятский плен»? Что дали ему годы жизни в Вятке?
      6. Какова основная проблематика творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Назовите известные произведения писателя.
      7. В чем своеобразие художественного мира писателя?
      Задания:
      1. Составьте план статей учебника: «Детство, отрочество, юность...», «Вятский плен», «Итоги вятской ссылки».
      2. Составьте статьи для литературоведческого словаря: «Гипербола», «Гротеск», «Эзопов язык».

Тема вторая
«История одного города» как сатирическое произведение

Основные вопросы:

      1. Общая характеристика «Истории одного города» как сатиры на современное государственное устройство.
      2. Вопрос о жанре произведения (пародия на летопись, сатирические очерки, сатирический роман).
      3. Проблематика произведения.
      4. Композиция произведения.
      5. Образы градоначальников.
      6. Художественные средства, использованные в произведении: а) гипербола и гротеск; б) пародирование законодательных документов; в) стилизация летописного слога; г) «эзопов язык»; д) смешение времен.
      7. Финал романа.
      8. «История одного города» — антиутопия на темы русской истории.
      Вопросы:
      1. Каков, по вашему мнению, жанр «Истории одного города»?
      2. Какова главная проблематика произведения?
      3. В чем основные особенности композиции произведения?
      4. Какие художественные средства использованы в произведении?
      5. В чем смысл приема «смешения времен»?
      6. Какова роль «Описи градоначальников» в произведении?
      7. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?
      8. Какие сходные черты вы можете отметить в образах градоначальников?
      9. Чем заканчивается произведение? Какой смысл заключен в этом финале?
      10. В чем, по вашему мнению, истинная причина несчастий глуповцев?
      11. Можно ли «Историю одного города» назвать антиутопией?
      Задания:
      1. Подробно расскажите о правлении одного-двух градоначальников.
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Город Непреклонск — фантазия или реальность?».
      3. Составьте план статьи учебника «Проблематика и поэтика сатиры «Истории одного города».
      4. Подготовьте доклады: «Приемы сатиры в „Истории одного города“, „История одного города“ — социально-политическая сатира на современное государственное устройство».

Тема третья
«Господа Головлевы». Общий обзор романа

Основные вопросы:

      1. История создания романа.
      2. Жанровые особенности. Общественный роман.
      3. Идейная направленность (на примере гибели семьи Головлевых показать закономерности гибели эксплуататорского класса).
      4. Проблематика романа.
      5. Композиция романа — раскрытие его идейного содержания: а) «семейный суд» (умирает Степан Головлев); б) «по-родственному» (умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович); в) «семейные итоги» (самоубийство сына Порфирия Владимировича — Володи); г) «племяннушка» (умирают Арина Петровна и Петенька); д) «расчет» (смерть Иудушки, самоубийство Любиньки, агония Анниньки).
      6. Художественные приемы раскрытия образов: а) авторская характеристика; б) главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях; в) предсмертное просветление и смерть.
      7. Образ Иудушки Головлева как собирательный сатирический образ.
      Вопросы:
      1. Какова основная проблематика романа?
      2. Как вы понимаете термин «общественный роман»?
      3. Как композиция романа раскрывает его идейное содержание?
      4. В чем своеобразие раскрытия образов в романе?
      5. Каков главный жизненный стимул Иудушки Головлева? Как он определяет его поведение в различных жизненных ситуациях?
      6. Почему Порфирия Головлева прозвали Иудушкой?
      7. Каковы судьбы членов головлевского семейства? Какую роль в них играет Иудушка?
      8. Чем заканчивается роман «Господа Головлевы»? Какой символический смысл имеет смерть Иудушки?
      Задания:
      1. Подготовьте доклад «Этапы духовной деградации Иудушки Головлева».
      2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Портрет Иудушки Головлева», «Иудушка Головлев — общечеловеческий тип».
      3. Проанализируйте эпизод «Последние часы жизни Иудушки Головлева».

Тема четвертая
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина — синтез его творчества

Основные вопросы:

      1. История возникновения сказок.
      2. Идейно-тематическое содержание сказок: а) обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Богатырь...»); б) обличение господствующего класса («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...»); в) обличение бездеятельных либералов и обывателей («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист» и т. д.); г) показ положения угнетенного народа («Коняга»); д) характеристика правдоискателей («Путем-дорогою», «Ворон-челобитчик»).
      3. Художественное своеобразие сказок: а) сочетание реального и фантастического планов; б) «эзопов язык»; в) использование гиперболы; г) авторская ирония и афористичность языка.
      4. Сказки — итог творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
      Вопросы:
      1. Что обусловило выбор писателем жанра сказок?
      2. Каковы основные темы сказок Салтыкова-Щедрина?
      3. В чем сходство и различие сказок Салтыкова-Щедрина и народных сказок?
      4. Можно ли сказки Салтыкова-Щедрина называть баснями в прозе?
      5. Как писатель рисует в сказках жизнь народа?
      6. В чем художественное своеобразие сказок Салтыкова Щедрина?
      7. Почему «Сказки» называют итогом, синтезом всего творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина?
      Задания:
      1. Проанализируйте сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» (на выбор).
      2. Подготовьте доклад «Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в сказках».
      3. Найдите примеры гротеска и гиперболы в любых сказках Салтыкова-Щедрина.
      4. Найдите примеры фольклорных традиций в любых сказках Салтыкова-Щедрина.
      5. Выпишите афоризмы из 3—4 сказок Салтыкова-Щедрина.

Итоговые работы:

      В качестве итоговой работы по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина может быть предложено домашнее сочинение по темам: «Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина», «Реализм и фантастика в творчестве Салтыкова-Щедрина», «Образ народа в произведениях Салтыкова-Щедрина», «Средства раскрытия характера в романе „Господа Головлевы“», «Иудушка Головлев и Плюшкин», «Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина», «Социальное вырождение дворянства в изображении Салтыкова-Щедрина».
      По творчеству писателя можно провести письменную контрольную работу, использовав вопросы, данные в конце тем. К контрольным вопросам можно добавить задания по работе с текстом, например определить амплуа зверей по какой-либо сказке или же предложить сделать короткий анализ текста сказки по плану:
      1. Название сказки.
      2. Тема и идея.
      3. Проблематика.
      4. Персонажи и их амплуа.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>