Ерёмина О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки


Урок второй

Третий этап творческого пути поэта: развитие темы взаимодействия человека и природы («Слепой», «Я не ищу гармонии в природе...», «Гроза»). «Огонь сочувствия» в творчестве поэта («Где-то в поле возле Магадана...», «Противостояние Марса»)

      I. Проверка домашнего задания
      Очевидно, лучше всего будет начать урок с поэтической пятиминутки и послушать выразительное чтение учениками тех стихотворений, которые они выбрали. Очень важно, чтобы чтение сопровождалось объяснением, почему ученик выбрал именно это стихотворение. Так мы помогаем школьникам понять особенности своего восприятия.
      II. Третий этап творческого пути поэта: развитие темы взаимодействия человека и природы («Слепой», «Я не ищу гармонии в природе...», «Гроза»)

      Слово учителя
      В 1938 году Заболоцкий был осужден по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду. На допросах, несмотря на тяжелые физические испытания, он не признал себя виновным в создании контрреволюционной организации. Это спасло его от смертной казни.
      Заболоцкий 4 года провел в районе Комсомольска-на-Амуре, затем год на Алтае в Кулундинских степях. Потом еще два года жил в Караганде под надзором. Поэтическое переложение «Слова о полку Игореве», этот творческий подвиг Заболоцкого, было начато в 1937 году и завершено в лагере. Именно окончание этой работы помогло ему добиться освобождения. Но оригинальных стихов в эти годы он почти не писал.
      1946—1958 годы. Сначала Заболоцкий выпускает небольшой сборник «Стихотворения» (1948), который остается не замеченным критикой. Поэт переводит «Витязя в тигровой шкуре», стихотворения грузинских поэтов. Сталин умирает, начинается период «оттепели». В 1957 году вышла новая книга с простым названием «Стихотворения», заново открывшая для читателей поэзию Заболоцкого. И в ней с новой силой и глубиной осмысления поэт обращается к натурфилософской тематике.
      В начале творческого пути природа для Заболоцкого — «тюрьма», затем — «орган». В каком образе предстает природа в стихах последнего периода жизни поэта? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе урока.
      Стихотворение «Слепой» читает ученик, выполнявший опережающее домашнее задание.

Слепой

С опрокинутым в небо лицом,
С головой непокрытой,
Он торчит у ворот,
Этот проклятый Богом старик.
      
Целый день он поет,
И напев его грустно-сердитый,
Ударяя в сердца,
Поражает прохожих на миг.
      
А вокруг старика
Молодые шумят поколенья.
Расцветая в садах,
Сумасшедшая стонет сирень.
В белом гроте черемух
По серебряным листьям растений
Поднимается к небу
Ослепительный день...
      
Что ж ты плачешь, слепец?
Что томишься напрасной весною?
От надежды былой
Уж давно не осталось следа.
Черной бездны твоей
Не укроешь осенней листвою,
Полумертвых очей
Не откроешь, увы, никогда.
      
Да и вся твоя жизнь —
Как большая привычная рана.
Не любимец ты солнцу,
И природе не родственник ты.
Научился ты жить
В глубине векового тумана,
Научился смотреть
В вековое лицо темноты...
      
И боюсь я подумать,
Что где-то у края природы
Я такой же слепец
С опрокинутым в небо лицом.
Лишь во мраке души
Наблюдаю я вешние воды,
Собеседую с ними
Только в горестном сердце моем.
      
О, с каким я трудом
Наблюдаю земные приметы,
Весь в тумане привычек,
Невнимательный, суетный, злой!
Эти песни мои —
Сколько раз они в мире пропеты!
Где найти мне слова
Для возвышенной песни живой?
      
И куда ты влечешь меня,
Темная грозная муза,
По великим дорогам
Необъятной отчизны моей?
Никогда, никогда
Не искал я с тобою союза,
Никогда не хотел
Подчиняться я власти твоей, —
      
Ты сама меня выбрала,
И сама ты мне душу пронзила,
Ты сама указала мне
На великое чудо земли...
Пой же, старый слепец!
Ночь подходит. Ночные светила,
Повторяя тебя,
Равнодушно сияют вдали.

1946

      — Чем, по-вашему, ритм этого стихотворения отличается от ритма стихов, свойственных ранним периодам творчества поэта?
      Ученики обратят внимание на мелодичность, песенность стихотворения. Если в первые периоды творчества Заболоцкий стремился уйти от мелодии, то после перенесенных испытаний его стих приближается к народной протяжной песне (этому способствует анапест, в основном шестистопный).
      — Сколько частей можно выделить в стихотворении? Какой прием в основе этих двух частей?
      Можно сказать, что перед нами развернутое во все стихотворение сравнение; можно назвать этот прием параллелизмом, свойственным народно-поэтическим формам: лирический герой сравнивает себя со слепым стариком.
      — Лирическое и философское начала: какое из них преобладает в «Метаморфозах», какое — в «Слепом»?
      В «Слепом» доминирует лирическое начало, углубляется психологическая перспектива, образ лирического героя рисуется более объемно, более проработан (ранее автор стремился не сосредотачивать внимание читателя на герое, стараясь «придвинуть» внешний мир вплотную к читательским глазам).
      — От чего страдает лирический герой?
      «Туман привычек» мешает ему увидеть подлинную жизнь, возвыситься над довлеющей суетой.
      — Мы сказали, что в стихотворении вновь появляется тема человека и природы. Какие отношения между ними возникают на этот раз?
      Лирический герой — слепец «у края природы». Однако усиливается звучание мотива, возникшего уже в «Метаморфозах», — мотива творчества как одного из важнейших проявлений природы, творческого освоения реальности как преобразующей функции, явленной в мир через человека:

И куда ты влечешь меня,
Темная грозная муза...
<...>

Ты сама меня выбрала,
И сама ты мне душу пронзила,
Ты сама указала мне
На великое чудо земли...
      

      Отныне в стихах Заболоцкого природа наделена не только физическими функциями, существа не только рождаются и умирают: природа причастна к творчеству, к движениям духа, к рождению искусства.
      
      Следующему стихотворению посвятим больше времени, чем предыдущему. Прочитать его также сможет ученик, выполнявший опережающее домашнее задание.
      Если нет возможности работать на уроке, если ученики уже умеют анализировать лирические произведения и есть необходимость дать развивающее задание, можно предложить провести сравнительный анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе...» и М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Мы в нашем анализе тоже будем отталкиваться от названного стихотворения Лермонтова.

Я не ищу гармонии в природе

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
      
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
      
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
      
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
      
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, —
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
      
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
      
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
      
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1947

      Вновь после первого знакомства с текстом зададим классу вопросы на выявление восприятия. Не будем стремиться сразу уточнять, насколько дети поняли идею стихотворения. Как показывает практика, в самом начале разговора они могут сказать, как правило, общие слова, стремясь к «правильному» ответу. В интерпретации лирического стихотворения единственно верного, правильного ответа просто не может быть.
      — Заболоцкий — продолжатель классической традиции русской литературы. В стихотворении «Ночной сад» мы видели, как поэт отталкивается от строк Тютчева. Вчитайтесь в стихотворение, попробуйте самостоятельно понять, на какое произведение опирается автор на этот раз.
      Что может стать отправной точкой при узнавании в строках Заболоцкого стихотворения Лермонтова? В первую очередь синтаксическая конструкция с анафорой: «Когда... когда... когда...». Если ученик сумеет самостоятельно увидеть эту особенность, ему можно сразу ставить «пятерку», и даже не одну.
      Если все усилия учеников тщетны, то учитель может прочитать «Когда волнуется желтеющая нива...».
      — Вспомним, какова основная идея стихотворения Лермонтова.
      Созерцая природу в наиболее гармоничных ее проявлениях, лирический герой находит душевное успокоение:

...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...

      Заболоцкий выдвигает мнение, полярное высказыванию Лермонтова: «Я не ищу гармонии в природе».
      — Какие строфы утверждают это мнение Заболоцкого?
      — Какую картину рисуют нам следующие две строфы? Какими красками нарисована эта картина?
      Ученики увидят осенний безветренный вечер, «слепую ночь» с тусклой луной, тихую потемневшую воду. Краски темные, размытые, нет четких линий.
      — Какие же слова в этих строфах будут ключевыми? Какой образ античной мифологии возникает в памяти?
      «От бесполезно тяжкого труда» — Сизифов труд. Движение воды не приносит результата.
      — От конкретной картины автор переходит к обобщенному взгляду на мир: «Когда огромный мир противоречий / Насытится бесплодною игрой...» Как вы понимаете эти строки?
      — «Прообраз боли человечьей»... Почему боли именно человечьей? Очень важный вопрос. Человек, как и животное, может испытывать физическую боль, но боль человека отличается тем, что она сопряжена с нравственными и психическими страданиями. Выражением «прообраз боли человечьей» автор хочет показать нам, что он словно бы ощущает душу природы, ее зарождающийся психизм. Это доказывают следующие строки:

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело...

      Перед нами не просто олицетворение — это идея одушевления природы.

...И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

      — Есть ли в природе грань между добром и злом? Почему антропоцентричная философия утверждает, что эта грань проходит через душу человека? Как вы думаете, есть ли этика Вселенной, этика Космоса?
      Заострим внимание на этой проблеме, наводящей нас на размышления мировоззренческого уровня. Современные исследователи считают, что существует космическая этика, этика высшего порядка, которая резонирует в ответ на каждый поступок отдельного человека и всего человечества в целом. Красочные картины подобного явления описаны в романах В. Головачева, современного российского фантаста. Однако присутствие этой идеи в фантастической литературе не мешает ей быть научной.
      — Возвращаемся к тексту. Природа видит сон. Что же ей снится?
      Природа-река видит работу мощной гидроэлектростанции («блестящий вал турбины»), четкий ритм, электрический свет («зарево плотины»).
      Рассмотрим два образа из этой строфы.
      — В каких стихотворениях Заболоцкого вы уже сталкивались с образом труб? Чем его привлекает этот образ?

                                                      Мир
Во всей его живой архитектуре —
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
                                    («Метаморфозы»)
О, сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей!
                                           («Ночной сад»)


      В анализируемом стихотворении — «пенье труб». Но имеются в виду не трубы органа, а трубы электростанции, заводов... Благодаря этому выражению сооружения, созданные человеком, превращаются в органы природы, на которых она играет свои симфонии. Образ разворачивается во всем контексте творчества Заболоцкого.
      — Что вас привлекает в выражении «налитые током провода»? Какие ассоциации возникают?
      «Налитые медом (соком) яблоки» (Пушкин). Яблоко — плод долгого труда природы: земли, яблони, солнца, дождей.
      Ток — плод упорного труда реки и людей.
      — Как вы понимаете последнюю строфу? Как она связана с первой строфой, отрицающей «разумную соразмерность начал» в природе?
      Человек — дитя природы, именно благодаря его труду, в первую очередь духовному, природа постигает самое себя.
      Здесь мысль поэта парадоксально смыкается с высказанным в 1936 году утверждением:

И сам я был не детищем природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!
                  («Вчера, о смерти размышляя...»)

      Таким образом, начиная со спора с Лермонтовым, отрицая возможность гармонии, Заболоцкий приходит к выводу, что гармония эта будет осуществлена благодаря усилиям человеческой мысли и чувства, благодаря творческой и творящей воле.
      С этой идеей связано следующее стихотворение Заболоцкого.

Гроза

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов — первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.
      
А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

1946

      Методический материал для анализа этого стихотворения дается в книге Н. В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе» (М., 2004).
      Вопросы для обучения интерпретации стихотворения
      1. О чем это стихотворение?
      2. Каков аллегорический смысл грозы?
      3. Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу. Какова их художественная роль и как вы понимаете эти метафорические выражения?
      4. Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей?
      5. Какой мифологический образ появляется во второй части текста? Что он символизирует?
      6. Почему в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?
      7. Какие еще ритмические, фонологические, лексические, синтаксические особенности текста вы заметили?
      8. Что дает подобный анализ для понимания поэтического смысла стихотворения?

      Задания повышенной сложности для индивидуальной исследовательской работы
      1. Сколько глаголов в первой строфе? А во второй? Определите их видовременные характеристики. Какой смысл при этом выявляется?
      2. Каковы цветовые образы в первой части стихотворения? А во второй? Что это дает для понимания текста?
      3. Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй части. Каково оно в последнем стихе? Как ваши наблюдения помогают понять смысл стихотворения?1

      Наталья Васильевна в своей книге приводит анализ стихотворения, сделанный школьницей. Этот анализ содержит вывод о том, что стихотворение построено на метафоре, процесс рождения грозы аналогичен процессу творчества, когда появляется не просто слово — красота.
      Подобную интерпретацию стихотворения можно углубить, обратив внимание школьников на такие цитаты: «первых дальних громов — первых слов на родном языке» и «играя громами, в белом облаке катится слово».
      Первое выражение заставляет нас подумать, что речь идет не только о рождении конкретного стихотворения: этот отрывок можно интерпретировать и как произнесение первых слов — младенцем и первочеловеком. Во всех этих случаях темная вода — архетипический образ подсознания, «человеческий шорох травы» говорит о том, что для рождения слова нужны усилия всей природы, «молния мысли» — огненная искра, являющаяся дуалистической парой к слову: слово не существует без мысли, ибо оно есть материальное выражение усилий сознания.
      О перворождении слова-мысли говорит нам образ слова, играющего громами и катящегося в белом облаке: перед нами яркое изображение языческого бога грома, катящегося по небу в своей колеснице. На ум приходит евангельское: «В начале было Слово... и Слово было Бог...»
      Эту версию подтверждает явная языческая ассоциация: «светлоокая дева», появившаяся из темной воды, — Афродита, богиня красоты. Красота становится доступной для восприятия и осознания при определенном уровне развития мышления, при возможности найти для нее соответствующее слово.

      Для углубления интерпретации стихотворения «Гроза», создания «диорамы», установления культурной традиции возможны такие индивидуальные задания.
      1. Сравните стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза» с отрывком из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (1833). Какие смысловые особенности «Грозы» позволяет выявить пушкинский текст?

Осень

IX

Но гаснет краткий день — и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.


      2. Сравните стихотворение Н. А. Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Н. С. Гумилева «Шестое чувство» (1919). Какая мысль объединяет эти стихи?

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
      
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.
 
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
      
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья —
      
Так, век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства.
Кричит наш дух, изнемогает плоть
Рождая орган для шестого чувства.

      III. «Огонь сочувствия» в творчестве поэта («Где-то в поле возле  Магадана...», «Противостояние Марса»)
      В сборнике стихотворений 1957 года отчетливо заметно, что разум и воля уже не являются главными в системе ценностей Заболоцкого. Не разум, а чувство утверждает теперь поэт, воспевает «огонь сочувствия» — именно это становится основой красоты и творчества для поэта. Впервые к концу жизни он пишет стихи о любви — не о любви вообще, а о своей, личной (цикл «Последняя любовь»). Именно стихи, написанные после войны, становятся самыми известными и любимыми для поэта.
      Уже прочитанное нами стихотворение «Слепой» похоже на балладу. «Где-то в поле возле Магадана...» по жанру тоже баллада — навеянная лагерной жизнью горькая песня о судьбе двух людей. Тема эта была запретной в советской литературе. Заболоцкий обратился к ней еще до Солженицына.
      Стихотворение уже было в учебнике-хрестоматии для 9 класса. В 11 классе его может выразительно прочитать перед классом один из школьников (это может сделать не самый сильный ученик).

Где-то в поле возле Магадана

Где-то в поле возле Магадана,
Посреди опасностей и бед,
В испареньях мерзлого тумана
Шли они за розвальнями вслед.
От солдат, от их луженых глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок
Да наряды в город за мукой.
Вот они и шли в своих бушлатах —
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека.
Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их.
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звезды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь ее проникновенный
До людей уже не доходил.
Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мерзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.
Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела...
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.

1956

      Стихотворение требует историко-культурного комментария.
      Магаданская область, располагающаяся на северном побережье Охотского моря, — один из крупных центров ГУЛАГа в сталинское время. Область расположена в основном на Колымском нагорье, имеет резко континентальный климат. Температуры января — от -38 до -19 градусов. В июле — от 3 до 16 градусов. Большое количество осадков, многолетняя мерзлота, скудные почвы, на которых располагаются тундры и лесотундры, — все это делает Магаданскую область почти непригодной дня жизни человека. Именно она была излюбленным местом ссылки неугодных власти.
      Розвальни — низкие широкие сани без сиденья, с боками, расходящимися врозь от передка.
      Околодок (околоток) — в царской России полицейский участок; здесь — внутрилагерная тюрьма.
      Герои стихотворения — «два несчастных русских старика», которые в 30-е годы были посажены как кулаки. Кулакам давали десять лет тюрьмы, а затем, уже в начале войны, всем было добавлено еще по десять лет. Чтобы не возиться... Да и дармовая рабочая сила была нужна... За это время люди, посаженные молодыми или в зрелом возрасте, превратились в стариков. Они уже без надежды на освобождение вспоминали «о родимых хатах»:

Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных...

      Тем, кто был осужден как кулак, в лагерях жилось особенно трудно. Ведь они находились в одних лагерях с преступниками («бандиты шайки воровской»), которые считались классово более близким элементом к рабочим. Соответственно, отношение со стороны охранников-солдат было мягче, чем к политическим заключенным, которые подвергались унизительным издевательствам со стороны и тех и других. Спастись от мучений политические заключенные могли, только оказавшись во внутрилагерной тюрьме, в страшных условиях или отправившись в город, в наряд за мукой. Сани с мукой везла лошадь, а люди должны были идти пешком.
      Физические и нравственные мучения приводят к тому, что люди теряют волю к жизни:

...И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их.

      Старики решили добровольно уйти из жизни. Они, «не глядя друг на друга», словно стыдясь охватившей их душу слабости, сели на стоявшие у дороги пни, чтобы замерзнуть без движения. Может быть, будучи религиозными людьми, они помнили, что самоубийство — смертный грех, но не могли больше выносить неизвестность, физические и душевные муки.
      Заболоцкий включает в повествование рассказ о «дивной мистерии вселенной» в «театре северных светил». Важно, чтобы ученики попытались объяснить, зачем автор вводит в стихотворение высокий образ звездного неба. Звезды — «символы свободы» — не смотрели на людей, когда они покорно шли рядом с розвальнями. Когда же старики решили уйти из жизни, то «созвездья Магадана» засверкали, «став над головой», — образ почетного караула у гроба. Почему звезды вернулись к погибшим людям?
      Важная художественная особенность стихотворения — пятистопный хорей, который придает стиху интонацию протяжной народной песни-плача. Антитеза земное — звездное исчезает в конце стихотворения, когда происходит объединение звезд и людей в выборе свободы-смерти.
      В другой трактовке тема звездного и человеческого возникает в стихотворении «Противостояние Марса», где «разуму и воле» противостоят «сердце и душа». Мы предлагаем ярким, эмоциональным чтением этого произведения завершить урок.

Противостояние Марса

Подобный огненному зверю,
Глядишь на землю ты мою,
Но я ни в чем тебе не верю
И славословий не пою.
Звезда Зловещая! Во мраке
Печальных лет моей страны
Ты в небесах чертила знаки
Страданья, крови и войны.
Когда над крышами селений
Ты открывала сонный глаз,
Какая боль предположений
Всегда охватывала нас!
И был он в руку — сон зловещий:
Война с ружьем наперевес
В селеньях жгла дома и вещи
И угоняла семьи в лес.
Был бой и гром, и дождь, и слякоть,
Печаль скитаний и разлук,
И уставало сердце плакать
От нестерпимых этих мук.
И над безжизненной пустыней
Подняв ресницы в поздний час,
Кровавый Марс из бездны синей
Смотрел внимательно на нас.
И тень сознательности злобной
Кривила смутные черты,
Как будто дух звероподобный
Смотрел на землю с высоты.
Тот дух, что выстроил каналы
Для неизвестных нам судов
И стекловидные вокзалы
Средь марсианских городов.
Дух, полный разума и воли,
Лишенный сердца и души,
Кто о чужой не страждет боли,
Кому все средства хороши.
Но знаю я, что есть на свете
Планета малая одна,
Где из столетия в столетье
Живут иные племена.
И там есть муки и печали,
И там есть пища для страстей,
Но люди там не утеряли
Души естественной своей.
Там золотые волны света
Плывут сквозь сумрак бытия,
И эта малая планета —
Земля злосчастная моя.

1956

Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть одного из изученных в классе стихотворений Заболоцкого.
      Прочитать (плюс краткий конспект) параграфы учебника «Годы испытаний», «Расширение тематики», «Мысль — Образ — Музыка» (c. 191—194).
      Прочитать цикл стихотворений «Последняя любовь».
Индивидуальное домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений цикла (по заданию учителя).


1 Б е л я е в а  Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Кн. для учителя литературы. — М., 2004. — С. 165—166.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>