Чертов В. Ф. Уроки литературы. 6 класс


Образ человека в литературе


Урок 1
Образ Человека в литературе

  Задачи: познакомить шестиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения и образе автора-творца.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; сопоставление художественных описаний.
  Термины: герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор, аллегория.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово об образе человека в литературе и об основных задачах курса литературы в 6 классе: читать литературные произведения, находить в тексте необходимую информацию о героях и авторской позиции, давать устную и письменную характеристику персонажей литературного произведения и выражать свое отношение к ним.
      II. Знакомство с учебником. Представление обложки, форзацев, оглавления учебника. Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»).
      III. Чтение вступительной статьи учебника «Образ человека в литературе». Сопоставление двух художественных описаний (психологического состояния человека в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко...» и картины природы в стихотворении А. А. Фета «Печальная береза...»).
      В процессе работы над вступительной статьей обобщаются ранее полученные представления о героях произведений фольклора и литературы (например, об образе главного героя народных и литературных сказок) и изобразительно-выразительных средствах (аллегория, метафора, сравнение, эпитет и др.).
      IV. Беседа по вопросам учебника.
      Для закрепления материала вступительной статьи можно использовать вопросы и задания учебника (1, 2, 3). Попутно повторяются знания о заглавном образе литературного произведения, развивается навык различения главных и второстепенных персонажей.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?
      2. Какой вид искусства требует особенно активной работы воображения? Прослушайте фрагмент музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какую картину вы представили, слушая эту музыку? Какое место в этой картине отведено человеку?
      3. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?
      V. Выполнение творческой работы (индивидуальное задание 3 учебника).
      Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвященной закреплению материала об образе человека в искусстве, можно начать на уроке и продолжить дома. На уроке выполняется часть задания, связанная с обсуждением аллегории С. Боттичелли «Весна». Другие примеры художественных картин-аллегорий учащиеся подбирают дома, используя справочную литературу и поисковые системы в Интернете.
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать мифы «Прометей», «Яблоки Гесперид» и познакомиться с комментариями к ним; 2) ответить устно на вопросы 1, 2 учебника. Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 учебника (по выбору).


Мифология


Урок 2
Герои в древнегреЧеских мифах.
Прометей и Геракл

  Задачи: обобщить знания шестиклассников о древнегреческой мифологии; познакомить с фрагментами древнегреческих мифов о героях; дать начальное представление о культурном герое и героическом эпосе.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями.
  Термины: миф, мифология, комментарий, культурный герой, героический эпос, аллегория, символ.

Этапы урока:

      I. Чтение вступительной статьи учебника «Мифология». В работе со статьей, основанной на преимущественно уже знакомом учащимся материале, необходимо особое внимание уделить понятию «культурный герой», подготовить шестиклассников к чтению и анализу фрагментов из эпических поэм Гомера, произведений западноевропейского и русского героического эпоса.
      II. Беседа о героях древнегреческой мифологии. Шестиклассники уже знакомы с изложением древнегреческих мифов, представленным в известной книге Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима». Важно еще раз подчеркнуть, что это не художественный текст, однако в нем широко используются приемы, характерные для художественной литературы. Поэтому беседа о Прометее как характерном примере культурного героя может быть дополнена чтением небольших фрагментов из трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» в переводе С. Апта (например, монологи Прометея «О свод небес, о ветры быстрокрылые...», «Сегодня в оковах железных томлюсь...»).
      В ходе беседы по вопросам 1, 2, 3 учебника необходимо вспомнить о том, почему при знакомстве с древними текстами особенно важно обращение к комментариям, и найти толкования непонятных учащимся слов.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Как связаны в древнегреческой мифологии имена Прометея и Геракла? Что общего у этих героев?
      2. Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют Прометея и Геракла? Дополните этот перечень: мужество, решительность, гордость, сила духа, мудрость, хитрость, самопожертвование.
      3. Какие качества героической личности подчеркнуты в иллюстрациях к мифам о Прометее и Геракле?
      III. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий (представление художественных картин и скульптур-аллегорий). В ходе подготовки индивидуального задания можно предложить учащимся объединиться в небольшие группы и представить сообщения о самых распространенных аллегориях: добра и зла, времен года, войны и мира, справедливости и правосудия и др.
      При проведении этого этапа урока важно соотнести два знакомых учащимся теоретико-литературных понятия «аллегория» и «символ», которые в нашем повседневном общении часто используются как синонимы. Достаточно вспомнить статую Фемиды, своеобразной аллегории и символа правосудия. Следует обратить внимание шестиклассников на центральные образы в картинах-аллегориях, которые и становятся символами. Восприятие всякого иносказания требует сотворчества, работы воображения, поэтому учащимся необходимо показать на конкретных примерах, как сложно иногда расшифровать аллегорию.
      Примерные вопросы и задания:
      1. Познакомьтесь с аллегориями Э. Бака «Америка», У. Блейка «Жалость», А. Лоренцетти «Аллегория Доброго правления» или другими. Какие образы на этих картинах помогли вам расшифровать эти аллегории? Какая картина оказалась самой сложной для истолкования?
      2. Внимательно рассмотрите три аллегории, принадлежащих известным западноевропейским художникам. Вы не знаете названия этих картин. Попытайтесь определить, какие из перечисленных ниже аллегорий представлены на них.
      Варианты ответа: лето, война, смерть, богатство, бедность, мир, весна.
      Названия выбранных картин-аллегорий: «Иероглифы смерти» X. де Вальдеса Леаля, «Аллегория богатства» С. Вуэ, «Аллегория Лета» Г. де Феррари1. Разумеется, возможен иной выбор картин-аллегорий, которые учащиеся по рекомендации учителя найдут в альбомах или при помощи поисковых систем Интернета.
      3. Какие из помещенных в учебнике иллюстраций можно рассматривать как аллегории? Как бы вы назвали иначе статую Ф. Г. Гордеева «Прометей»?
      IV. Заключительное слово учителя о героях древнегреческих мифов и о культурном герое.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать миф «Состязание Пана с Аполлоном»; 2) выполнить задания 6, 7 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 3 учебника (по выбору).

Урок 3
ТроЯнский цикл и его герои

  Задачи: закрепить представления шестиклассников о героическом характере в мифологии; подготовить к чтению и анализу отрывков из поэмы Гомера «Илиада»; закрепить навык использования в устной и письменной речи отдельных слов и выражений, восходящих к древнегреческой мифологии.
  Основные виды деятельности: рассказы учащихся о героях древнегреческих мифов; записи в тетрадях; ответы на вопросы учебника; письменная творческая работа.
  Термины: миф, мифология, герой, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, символ.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания. Рассказы учащихся о продолжении мифов о Геракле (на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).
      II. Запись в тетрадях плана «Основные циклы древнегреческих мифов и их главные герои», дополненная комментариями учителя и небольшими сообщениями учащихся:
      1. Мифы о Прометее.
      2. Мифы о Геракле.
      3. Мифы об искусстве (Дедал, Икар, Орфей).
      4. Мифы об аргонавтах (Ясон).
      5. Троянский цикл (Парис, Менелай, Ахилл, Гектор, Аякс, Патрокл).
      6. Мифы об Одиссее и Телемахе.
      7. Мифы об Агамемноне и Оресте.
      8. Фиванский цикл (Эдип).
      Мифы об аргонавтах и об Одиссее могут быть уже знакомы шестиклассникам. Фиванский цикл на уроке не рассматривается, однако учитель кратко представляет его главного героя Эдипа и предлагает учащимся разгадать известную загадку Сфинкса, которую отгадал Эдип: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»
      III. Выполнение письменной творческой работы (написание небольшого рассказа о жизненной ситуации с использованием слов и выражений из древнегреческих мифов). Возможно проведение конкурса рассказов на одну или несколько заданных тем, например: «Между Сциллой и Харибдой», «Яблоко раздора», «Дары данайцев».
      IV. Домашнее задание: познакомиться с мифами об Одиссее и Телемахе.


Гомер


Урок 4
Гомер и его поэмы «Илиада» и «ОдиссеЯ».
Образы Ахилла и Гектора

  Задачи: дать начальное представление об античной литературе; познакомить учащихся с биографией Гомера и героями его поэмы «Илиада»; закрепить навык работы со сносками и комментариями, справочной литературой и энциклопедическими словарями.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; комментированное чтение и анализ поэтического текста; наблюдение над особенностями языка поэтического фрагмента.
  Термины: античная литература, миф, эпическая поэма, гекзаметр, цезура, сложный эпитет.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя об античной литературе и ее основных периодах, о связи античной литературы с древнегреческой мифологией.
      II. Чтение статьи о Гомере и беседа по вопросам учебника, в ходе которой продолжается подготовка учащихся к восприятию сложных для них поэтических текстов (отрывков из поэм «Илиада» и «Одиссея»).
      III. Чтение и анализ отрывка «Поединок Ахилла и Гектора» (из песни двадцать второй «Илиады»). Работу с отрывком целесообразно начать со знакомства с комментариями, а затем перейти к беседе по вопросам 1—5, помещенным в учебнике после отрывка. Внимание шестиклассников обращается на особенности описания героического характера в поэме Гомера и судьбы главных героев поэмы (попутно учащиеся вспоминают происхождение выражения «ахиллесова пята»).
      Работу с текстом поэмы можно дополнить выполнением индивидуального задания 2 учебника, предполагающего объяснение значения необычных сложных эпитетов: «орел небопарный», «щит велелепный», «сребролитная кратера», «людоед зверонравный», «злоковарный разбойник».
      IV. Комментированное чтение отрывка «Одиссей у циклопа» (из песни девятой «Одиссеи»), подготовка к анализу образа Одиссея. Учитель читает начало отрывка и, используя комментарии к нему, а также сноски, поясняет значение непонятных учащимся слов и оборотов, предупреждает возможные трудности, которые могут возникнуть у шестиклассников при самостоятельном чтении и восприятии этого весьма сложного поэтического текста с необычным ритмом.
      V. Домашнее задание: 1) дочитать отрывок «Одиссей у циклопа»; 2) ответить на вопросы 2—3 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4, 6 учебника (по выбору).

Урок 5
Образ ОдиссеЯ

  Задачи: закрепить представления учащихся об эпических поэмах Гомера и особенностях изображения героического характера в античной литературе; развивать навык устного рассказа о литературном герое с использованием цитирования.
  Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения; ответы на вопросы учебника; составление плана рассказа о герое с использованием цитат.
  Термины: миф, мифология, эпическая поэма, герой, гипербола, сравнение, цитата.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания включает несколько видов работы, поэтому может быть распределена по всему уроку:
      1) рассказы учащихся о Полифеме; 2) пересказ эпизода освобождения из плена; 3) пересказы других эпизодов из «Одиссеи», демонстрирующих лучшие качества «хитроумного» Одиссея (индивидуальное задание); 4) представление произведений изобразительного искусства, иллюстрирующих отдельные эпизоды «Илиады» и «Одиссеи» (повторение сюжета поэм).
      II. Комментированное чтение и анализ отрывка «Одиссей у циклопа» по вопросам 1, 4—6 учебника. Особое внимание при этом обращается на приемы изображения Полифема (гипербола) и Одиссея (эпитеты), способы выражения авторского отношения к главному герою, а также на связь поэм Гомера с произведениями фольклора (например, прием повтора).
      III. Анализ особенностей языка и ритма поэм Гомера (работа над выразительностью чтения).
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Какие образы преобладают в произведениях античной литературы? Какие боги древних греков упоминаются в поэмах Гомера? Какое участие они принимают в развитии событий?
      2. Назовите незнакомые вам имена собственные, встретившиеся в тексте. В каких печатных и электронных справочниках можно найти информацию об этих именах?
      3. Какие средства создания художественного образа используются в поэмах Гомера? Приведите наиболее запомнившиеся вам примеры.
      4. В чем своеобразие ритма гекзаметра? Что такое цезура? Попытайтесь воспроизвести ритм гекзаметра при чтении отрывка из поэмы Гомера «Одиссея».
      IV. Составление плана рассказа об Одиссее с использованием цитат из поэмы (работа в тетрадях). Уже знакомый шестиклассникам вид деятельности осложняется подбором цитат (преимущественно неполных) из сложного по содержанию и структуре поэтического текста. Примерный вариант плана:
      1. Происхождение Одиссея, его родители Лаэрт и Антиклея. Другие имена героя (Лаэртид, сын Лаэрта; в римской мифологии — Улисс).
      2. Связь с древнегреческими богами «богоравного» Одиссея (отец Антиклеи, Автолик, был сыном бога Гермеса, открывшего Одиссею тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки; покровительницей Одиссея была богиня Афина Паллада).
      3. Основные события в жизни героя: а) отказ от участия в Троянской войне после женитьбы на Пенелопе и рождения Телемаха; б) участие в мирных переговорах с Троей; в) Одиссей во время осады Трои, «разрушитель городов» (похищение статуи Афины Паллады, находящейся в Трое, и мысль о постройке деревянного коня); г) десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину после падения Трои (сражение на земле киконов, пленник Полифема, гость на острове бога ветров Эола, пленник волшебницы Кирки, проход между Сциллой и Харибдой, семилетний плен на острове нимфы Калипсо, присутствие на пиру феакийского царя Алкиноя, возвращение на родную Итаку).
      4. Версии о судьбе героя: а) мирно скончался в Этолии; б) был убит Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, который смертельно ранил не узнанного им отца, а затем увез его тело на остров к Кирке.
      5. Образ Одиссея и средства его создания: а) отсутствие подробных портретных характеристик; б) описание действий героя, характеризующих его как человека умного, хитрого, дальновидного, смелого, практичного, ловкого, изобретательного, любящего свою родину и свой дом, обладающего чувством товарищества, умением обходиться с людьми, даром красноречия.
      6. Авторское отношение к Одиссею (эпитеты «богоравный», «хитромудрый», «многострадальный»).
      7. Одиссей как «вечный» образ воина, мудреца, защитника своей родины и своего дома, вечного странника. Использование слова «одиссея» в нашем повседневном общении и в названиях художественных произведений (цикл научно-фантастических романов А. Кларка «Космическая одиссея», приключенческий роман Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и др.).
      Работа над планом может быть дополнена вопросами, связанными с образом Одиссея в произведениях изобразительного искусства и кинематографа.
      V. Заключительное слово учителя о героях эпических поэм Гомера и о поучительном характере произведений античной литературы.
      VI. Домашнее задание: подготовить устный рассказ об одном из героев поэм Гомера. Индивидуальные задания: 1) подготовить краткое сообщение на тему «Эней» (по книге Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» и по фрагментам поэмы Вергилия «Энеида»); 2) подобрать иллюстративный материал по теме «Герои мифов разных народов в искусстве» (отрывки из литературных произведений, репродукции картин, фотографии скульптурных композиций, фрагменты из кинофильмов).

Урок 6
Герои мифов разных народов в литературе

  Задачи: обобщить знания шестиклассников о героях древнегреческих и древнеримских мифов и об особенностях их изображения в античной литературе; расширить представления учащихся о мифологической тематике в произведениях художественной литературы.
  Основные виды деятельности: чтение фрагментов художественных произведений; рассказы учащихся о героях поэм Гомера и Вергилия; устные сообщения о героях мифов в художественной литературе; работа с иллюстрациями и кинофрагментами.
  Термины: миф, мифология, герой.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, рассказы шестиклассников о героях поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (по примерному плану, предложенному на предыдущем уроке).
      II. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий, рассказы об Энее (на основе «Легенд и сказаний Древней Греции и Древнего Рима» Н. А. Куна и фрагментов поэмы Вергилия «Энеида») и представление иллюстративного материала по теме «Герои мифов разных народов в искусстве».
      III. Просмотр кинофрагментов (например, эпизодов из фильма А. Кончаловского и Ф. Ф. Копполы «Одиссей») и обсуждение вопроса о том, насколько соответствуют герои фильма сформировавшимся при знакомстве с мифами и отрывками из поэмы Гомера представлениям об Одиссее и его спутниках.
      IV. Заключительное слово учителя об особенностях изображения героического характера в произведениях античной литературы, древних эпических поэмах, подводящее к следующей теме — «Героический эпос народов мира». Здесь же целесообразно вспомнить о тех источниках, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах и к которым учащиеся уже обращались, например:
      Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — М., 1987—1988.
      Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М., 2001.
      Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.
      Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.
      V. Домашнее задание: подготовить краткие сообщения о героях средневекового эпоса Беовульфе, Зигфриде (Сигурде), используя справочную литературу и источники в Интернете (по выбору).


Героический эпос народов мира


Урок 7
ГероиЧеский эпос. Образ Роланда

  Задачи: дать начальное представление о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера.
  Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; комментированное чтение и анализ фрагмента поэтического текста; ответы на вопросы учебника.
  Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой, эпопея.

Этапы урока:

      I. Проверка домашнего задания, краткие сообщения шестиклассников о героях средневекового эпоса Беовульфе, Зигфриде (Сигурде).
      II. Чтение вступительной статьи учебника и беседа по материалам данной статьи. Примерные вопросы:
      1. Что такое эпопея? Каково происхождение этого слова? Знакомы ли вам распространенные выражения «настоящая эпопея», «целая эпопея»? Что они обозначают?
      2. Как древние эпические поэмы были связаны с устным народным творчеством?
      3. Определите хронологические рамки западноевропейского Средневековья. Когда создавались произведения рыцарского героического эпоса?
      4. Какие знакомые вам имена встретились во вступительной статье? Что вам известно об этих героях, исторических личностях?
      5. Какое историческое событие изображено в «Песни о Роланде»? Как это событие переосмыслено в поэме?
      III. Комментированное чтение и анализ фрагментов из «Песни о Роланде». После чтения комментариев к фрагментам из поэмы учитель обращается к вопросам и заданиям 1—5 учебника. На этом и следующем уроке важно подчеркнуть, что описания героя в произведениях средневекового эпоса напоминают нам о традициях гомеровского эпоса и фольклорных традициях. Готовя рассказы о Роланде и Зигфриде, шестиклассники могут соотнести предложенный им план рассказа с тем примерным планом, который они уже готовили в классе, анализируя образ Одиссея.
      Задание 5 учебника предполагает обращение к толковому словарю, в котором учащиеся находят значения слова «неистовый» и объясняют, как характеризует этот эпитет Роланда.
      IV. Начало работы над письменным рассказом об одном из героев средневекового героического эпоса — Роланде или Зигфриде. Примерный план рассказа дан в учебнике: 1) происхождение героя, 2) главные подвиги, 3) атрибуты героя (меч, копье, щит и др.), 4) описание гибели героя.
      Этот план может быть дополнен на уроке другими пунктами: 5) качества личности, 6) черты национального характера, 7) близость фольклорным персонажам и героям гомеровского эпоса.
      Работу над письменным рассказом учащиеся завершают дома после урока, посвященного образу Зигфрида.
      V. Домашнее задание: прочитать фрагменты из «Песни о нибелунгах» («О Зигфриде», «О том, как Зигфрид впервые увидел Кримхильду»).

Урок 8
Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах»

  Задачи: обогатить представления шестиклассников о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера; закрепить навыки выразительного чтения.
  Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ фрагментов поэтического текста; выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
  Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой.

Этапы урока:

      I. Вводная беседа на выявление особенностей восприятия учащимися отрывков из «Песни о нибелунгах». Можно использовать вопросы 1 и 2 учебника, обращающие шестиклассников к описанию средневекового замка и главных героев.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Понравились ли вам отрывки из «Песни о Роланде», которые вы самостоятельно прочитали дома? Возникли ли сложности при чтении? Что было непонятно?
      Учащимся следует сказать о том, что отрывки из «Песни о Роланде» даны в современном переводе, поэтому язык поэмы им в основном понятен и не вызывает особых затруднений при чтении.
      2. Что вам показалось особенно интересным в описании жизни средневековых рыцарей?
      3. Что вам известно об эпохе Средневековья? Каково ваше представление об этом историческом времени? Каким было это время?
      4. Кто из персонажей «Песни о нибелунгах» вызвал ваши симпатии? Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой создатели произведений героического эпоса?
      II. Комментированное чтение и анализ фрагмента «О том, как Зигфрид был убит» с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника, а также дополнительных вопросов и заданий:
      1. В описании Зигфрида особо подчеркивается, причем неоднократно, его красота. Однако можно ли представить себе внешний облик героя? Докажите, что и в этом произведении героического эпоса отсутствуют портретные описания.
      2. Что общего в описании «неистового» Роланда и «рьяного» Зигфрида? Чем отличаются друг от друга эти герои?
      3. Какие сложности, противоречия отмечены в характеристике Зигфрида? Сделайте вывод о том, чем отличается этот герой от фольклорных (сказочных) персонажей. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш вывод.
      Шестиклассники уже сопоставляли персонажей фольклорных и литературных сказок (например, при изучении сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе). В «Песни о нибелунгах» они могут найти краткие психологические характеристики Зигфрида, отличающие этого героя от фольклорных персонажей, и даже небольшой внутренний монолог:
<...> Взор Зигфрида туманили то счастье, то слеза.
Он сокрушенно думал: «Напрасные мечты!
Меня своей любовью не осчастливишь ты,
А без тебя в могилу сведет меня тоска».
То в жар, то в дрожь от этих дум бросало смельчака.
      III. Выразительное чтение фрагментов «Песни о нибелунгах» (по выбору учащихся) с учетом основной исполнительской задачи — передать при чтении любование героем, восхищение его красотой и мужеством, отвагой и благородством.
      IV. Работа с иллюстрацией к «Песни о нибелунгах», помещенной в учебнике (репродукция картины К. Васильева «Зигфрид»). Шестиклассникам предлагается ответить на вопросы:
      1. Таким ли вы себе представляли Зигфрида? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами.
      2. Какое воинское снаряжение было у Зигфрида? Найдите примеры из текста, которые помогли бы вам нарисовать портрет «воителя».
      Можно предложить шестиклассникам нарисовать свои иллюстрации к «Песни о нибелунгах».
      V. Домашнее задание: прочитать фрагменты из карело-финского эпоса «Калевала» («Создание Сампо кузнецом Ильмариненом», «Бой за Сампо»). Индивидуальные задания: 1) выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (по выбору); 2) подобрать или подготовить собственные иллюстрации к «Калевале».

Урок 9
Герои финского эпоса «Калевала»

  Задачи: продолжить знакомство шестиклассников с произведениями героического эпоса народов мира; закрепить представления учащихся о культурном герое; проверить знания учащихся по теме «Героический эпос народов мира».
  Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов; работа с иллюстрациями; письменная проверочная работа.
  Термины: героический народный эпос, эпопея, культурный герой.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного карело-финскому эпосу «Калевала», подводящего итог изучению произведений героического народного эпоса народов мира и предшествующего знакомству с героями русского национального эпоса.
      II. Чтение и анализ фрагментов карело-финского эпоса «Калевала» («Создание Сампо кузнецом Ильмариненом», «Бой за Сампо»). Работа с текстом строится на основе следующих вопросов:
      1. Какие народные мечты нашли отражение в образе Сампо? О каких других волшебных предметах напомнил вам этот образ?
      2. Опишите, как работал кузнец Ильмаринен над изготовлением Сампо. Как герой преодолевал силы зла, мешавшие осуществлению его замысла?
      3. Какие сказочные приемы используются в описании работы Ильмаринена?
      4. Почему Ильмаринена можно назвать культурным героем?
      5. Опишите Сампо, используя цитаты из текста. Какие иллюстрации к «Калевале» вы смогли подобрать или нарисовать? Выберите самую удачную, яркую, более всего соответствующую вашим представлениям о Сампо.
      III. Письменная проверочная работа, которая ставит своей целью закрепление полученных учащимися знаний о героическом эпосе:
      1. Самую крупную форму эпической литературы называют ... (эпопеей). 2. Древнейшие эпические поэмы были созданы в эпоху ... (Античности). 3. Их автором считается легендарный древнегреческий поэт ... (Гомер). 4. Эти поэмы написаны особым стихотворным размером ... (гекзаметром). 5. На основе народных преданий создавались и произведения средневекового ... (героического рыцарского) эпоса. 6. Одно из самых старых произведений средневекового эпоса — древнеанглийская поэма ... («Беовульф»). 7. Позднее были записаны французская ... («Песнь о Роланде»), скандинавская ... («Эдда») и немецкая ... («Песнь о нибелунгах»). 8. В произведениях героического эпоса отсутствуют описания ... (портрета) героя, однако подробно даны описания его ... (действий, поступков, подвигов), а также его воинского снаряжения. 9. В «Песни о нибелунгах» особо подчеркнута внешняя красота королевича ... (Зигфрида) и его возлюбленной ... (Кримхильды). 10. Главных героев «Песни о нибелунгах» и «Калевалы» можно назвать ... (культурными героями), потому что они, как и герой древнегреческой мифологии ... (Прометей), вели борьбу с силами мрака, несли людям свет.
      IV. Домашнее задание: 1) познакомиться со значениями слова «герой» в рубрике учебника «Мир в слове»; 2) подобрать свои отрывки из произведений художественной литературы, в которых используется это слово.


Русский фольклор


Урок 10
НароднаЯ песнЯ и ее виды

  Задачи: познакомить учащихся с видами народной песни; рассмотреть повествовательное и лирическое начала в народной песне.
  Основные виды деятельности: слово учителя; чтение фрагмента вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; оформление таблицы.
  Термины: народная песня, обрядовые и необрядовые песни.

Этапы урока:

      I. Вступительное слово об истории возникновения песенного жанра, особенностях бытования и распространения народных песен. Следует обратить внимание на близость песни к поэзии, музыке и танцу, показать связь песни с бытом, традициями, обрядами народа, национальным характером. Слово учителя сопровождается приведением примеров, иллюстрирующих особенности песенного жанра.
      II. Чтение вступительной статьи учебника (фрагмент о народной песне) и беседа по вопросам, направленная на закрепление нового материала:
      1. Назовите известные вам фольклорные жанры.
      2. В чем особенность песни как фольклорного жанра?
      3. Назовите основные виды народных песен.
      4. В чем главное отличие эпических песен от лирических?
      5. Каковы основные особенности языка народной песни?
      III. Составление схемы «Виды народной песни» в тетрадях и на доске:
      Обрядовые — календарные (колядки, веснянки, масленичные); трудовые, сопровождающие трудовые процессы (посевные, сенокосные, урожайные); семейные (свадебные, колыбельные, похоронные).
      Необрядовые — исторические и героические, воспевающие историческое событие, народный подвиг, легендарного героя; лирические (любовного и семейно-бытового содержания); связанные со статусом, родом занятий человека (бурлацкие, ямщицкие, солдатские, разбойничьи); игровые (частушки, дразнилки, страшилки, хороводные и др.).
      Попутно учащиеся вспоминают об обрядах русского народа, особенностях быта, традициях, своеобразии детского фольклора. Возможно также обращение к биографиям собирателей и исполнителей народных песен.
      IV. Составление сопоставительной таблицы «Особенности обрядовой и необрядовой песни» (на основе материалов вступительной статьи учебника).

Обрядовая песня

Необрядовая песня

Часть обряда, исполняется хором

Связана с внутренним миром личности, исполнялась хором и индивидуально

Появляется в более раннее время, до необрядовой песни

Появляется после обрядовой песни

Передает в большей степени черты быта, традиции, особенности деятельности человека

Передает более сложные чувства, переживания, противоречия в характере личности

      V. Анализ народных песен, приведенных в учебнике, включает выразительное чтение песни вслух и беседу по вопросам учебника, позволяющим рассмотреть идейное и художественное своеобразие народной песни. Важно обратить внимание учащихся на следующие моменты:
      1. От какого лица ведется песенное повествование? 2. Какому событию посвящена песня? 3. Опишите героиню (героя) песни. 4. К кому обращена песня? 5. Каково психологическое состояние героини (героя)? Какие чувства, желания, мечты, тревоги героини (героя) раскрываются в песне? 6. Какие темы затронуты в песне? 7. Как построена песня? 8. Приведите примеры, особенно ярко характеризующие язык народной песни. Какие знакомые вам художественные приемы используются в песне?
      При анализе народной песни необходимо научить шестиклассников выделять в ней эпическое (повествовательное) и лирическое (эмоциональное) начала. С этой целью следует обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» и проверить знания учащихся об особенностях эпоса и лирики как родов литературы.
      На завершающем этапе этого урока можно использовать вопросы учебника, помещенные после текстов песен, а также предложить дополнительные вопросы:
      1. Как вы думаете, почему писатель М. Горький утверждал, что подлинную историю народа нельзя узнать, не зная устного народного творчества?
      2. Какие темы чаще всего находят отражение в народных песнях?
      3. Какие события составляют основу народных песен?
      VI. Выразительное чтение учителем фрагментов рассказа М. Горького «Как сложили песню» или выполнение задания 6 учебника (сопоставление впечатлений от чтения текста и от прослушивания народной песни).
      VII. Заключительное слово учителя о песне как особом жанре в фольклоре. Необходимо вновь обратить внимание учащихся на то, что в песне, являющейся художественной коллективной деятельностью народа, отражались горести и радости русского человека, его взгляд на жизнь, идеалы.
      Не случайно, что многие русские писатели в своих произведениях обращались к народной песне.
      VIII. Домашнее задание: 1) выполнить задание 4 учебника; 2) нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных на уроке песен. Индивидуальное задание: выполнить индивидуальное задание 2 учебника.

Урок 11
Былина «ИльЯ Муромец
и Соловей-разбойник»

  Задачи: сформировать представления о жанре былины; рассмотреть заглавные образы былины, выявить средства и приемы их создания; определить черты национального характера Ильи Муромца.
  Основные виды деятельности: художественное рассказывание; слово учителя; комментированное чтение былины; чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника.
  Термины: былина, гипербола.

Этапы урока:

      I. Выразительное рассказывание учителем воспоминаний этнографа Веры Николаевны Харузиной задаст необходимый тон урока и подготовит учащихся к объявлению темы:
      «День был воскресный, и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом. Вошел Утка, невысокого роста старик, коренастый и плечистый. Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное. Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное. Что-то вдохновенное выступило в нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка неровно подергивалась шея.
      Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они. Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, но потом со всех сторон поднялся говор.
      — Ай да старик, как поет... Ну, уж потешил...
      — Пожалуй, и сказка все это, — нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.
      — Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.
      — Мне вот что думается: кому же это под силу — вишь ведь как он его.
      — На то и богатырь — ты что думаешь?.. Не то, что мы с тобой, — богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, — разъяснили со всех сторон»2.
      II. Беседа по вопросам, записанным до рассказывания учителя на доске:
      1. О каком жанре фольклора идет речь?
      2. Какие образы характерны для данного жанра?
      3. Что вы знаете о былине?
      4. Какие особенности распространения и бытования былин раскрыты в воспоминании этнографа?
      5. Вспомните имена нескольких былинных богатырей.
      III. Рассказ учителя о возникновении былин, их бытовании и назначении, особенностях былинного стиха, классификации былин. Возможно обращение к статье учебника, чтение которой будет дополнено комментариями учителя.
      Следует обратить внимание на то, что былина, наряду с песней, один из древнейших видов устного народного творчества, который первоначально был способом передачи древнейших верований, представлений о мире, сведений об истории. Все рассказанное в былине воспринималось как правда, как реально происходившие в прошлом события.
      В середине XIX века слово «былина» ввел в обиход собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров, взяв его из древнерусской воинской повести «Слово о полку Игореве»: «Начнем же эту песнь по былинам сего времени, а не по замыслу Бояна». Слово «былина» обозначало здесь быль, реальные события. Интересно и то, что былины в древности играли роль исторического документа, передавали в художественных образах факты русской истории, настроения людей, их отношение к историческим событиям и личностям.
      Главные герои былины — богатыри, наделенные исключительными чертами, отличающими их от других людей. Они не только показывают силу и удаль молодецкую, но и стремятся к защите родной земли и ее людей. Бóльшая часть былин посвящена борьбе с чудищами или вражьей силой. Противники богатыря тоже исключительные, равные ему по силе. Былинное время движется то быстро, то медленно, и здесь большая роль отводится повторам. Былины не пелись, а сказывались, произносились нараспев речитативным стихом. В былинном стихе отсутствовала рифма. Не было строго определено количество слогов в строке, а количество ударений приближает былинный стих к прозе.
      IV. Выразительное чтение былины начинает учитель и продолжают шестиклассники, обращаясь к комментариям, объяснению исторических реалий, незнакомых слов.
      V. Беседа no вопросам:
      1. Почему образы Ильи Муромца и Соловья-разбойника вынесены в название былины? 2. Какие исторические черты жизни русских людей отражены в былине? 3. Прочитайте описание Ильи Муромца и Соловья-разбойника. 4. Какие эпитеты, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы использованы в былине? Подумайте, с какой целью. Приведите примеры. 5. Как подчеркивается исключительность былинного богатыря и злодея-врага в былине? 6. Прочитайте описание вражеской силы у Чернигова, дороженьки к Киев-граду. Опишите, какие трудности и препятствия преодолевает былинный богатырь. 7. Каким показан образ князя в былине?
      В ходе анализа былины используются также вопросы 2, 4, 5, 6 учебника.
      VI. Заключительное слово учителя о национальном характере в былинах. На этом этапе возможно обращение к произведениям изобразительного искусства (например, подготовка к выполнению индивидуального задания 4 по картине В. М. Васнецова «Богатыри»).
      VII. Домашнее задание: 1) нарисовать иллюстрации к русским былинам; 2) подготовить выразительное чтение фрагмента одной из былин. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3, 4, 5 (по выбору).

Урок 12
Урок внеклассного ЧтениЯ
по русским былинам

  Задачи: развить представления шестиклассников о тематике и содержании русских былин; познакомить их с образами былинных героев; стимулировать творческую и речевую активность учащихся; закрепить навык выразительного чтения на примере произведения былинного жанра.
  Основные виды деятельности: презентация иллюстраций к былинам; пересказ фрагмента былины; беседа по вопросам; инсценирование фрагмента былины; устное сочинение.
  Термины: былина.

Этапы урока:

      I. Объявление темы и задач урока. Это первый урок внеклассного чтения в 6 классе, поэтому учащимся важно напомнить о том, что основными задачами таких уроков являются расширение круга чтения, обмен информацией и мнениями о прочитанных книгах.
      II. Отчеты о выполнении домашнего задания, представление иллюстраций к русским былинам или заранее подготовленное выразительное чтение фрагмента одной из былин.
      III. Устные рассказы по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Для описания картины учащимся могут быть предложены примерные вопросы:
      1. Кто из богатырей изображен на картине В. М. Васнецова?
      2. Опишите лица богатырей, их телосложение, положение рук, одеяние, доспехи.
      3. Какую роль в раскрытии характера богатырей играют образы их коней?
      4. Куда устремлены взгляды героев? Как вы полагаете, о чем думают богатыри, что их тревожит?
      5. Что изображено на заднем плане картины?
      6. Почему художник изобразил трех богатырей — героев разных былин — вместе? Что символизируют эти образы?
      7. Как тема богатырей связана с темой родной земли?
      IV. Чтение и анализ фрагментов былины «Садко» включает в себя серию заданий, направленных как на развитие устной речи учащихся, формирование культуры монологического ответа, так и на стимулирование творческой, речевой и коммуникативной деятельности шестиклассников:
      1. Пересказ фрагмента былины (до встречи Садко с Морским царем) и перечисление основных эпизодов, связанных с развитием действия, кульминацией, развязкой.
      2. Что становится известно о Садко из вступления былины? Почему Морской царь вышел к герою? С чем связан щедрый дар Морского царя?
Создайте устное или письменное описание игры Садко на гуслях (мелодичное, лирическое, трогающее, заставляющее грустить, передающее настроение одиночества самого героя, проникновенное).
      Прочитайте описание Морского царя во второй части былины. Воссоздайте устно образ Морского царя. Роль какой силы передана в былине Морскому царю? В чем и как он противостоит Садко?
      3. Инсценирование (драматизация) фрагмента «Садко на пиру» (фрагмент первого спора Садко с купцами). Какие качества русского человека раскрываются в споре?
(Уверенность в победе, азарт и выдержка в игре, смелость, решительность.)
      4. Чтение фрагмента «Второй пир Садко» и обсуждение вопроса о том, почему Садко, имевший огромную золотую казну, не смог выиграть второй спор.
      Необходимо отдельно остановиться на эпизоде чудесного возвращения Садко и ответить на вопрос о том, что помогло герою вернуться в Новгород.
      V. Обобщение материала по теме «Былины», подведение итогов урока, рекомендации новых изданий русских былин.
      VI. Домашнее задание: 1) составить киносценарий по одной из самостоятельно прочитанных былин3; 2) составить и красочно оформить кроссворд «Русские былины».


1 См.: Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от Средних веков до наших дней / пер. с франц. — М., 1997.
2 Мороз А. Сказители и собиратели // энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001. — С. 75.
3 Поясняются законы жанра киносценария: деление кадра на эпизоды (достаточно 2—3), выбор ракурса изображения: на переднем плане, на заднем плане; выражения лиц героев, описание одежды, декораций (пейзажа), реплики героев, движения в кадре.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>