ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерные темы сочинений по курсу русской литературы XIX века

  1. Союз поэзии и жизни в лирике Державина.
  2. Идеалы Державина в оде «Фелица».
  3. Героическая история России в творчестве Державина.
  4. Тема жизни и смерти в лирике Жуковского.
  5. Народно-поэтическая основа баллад Жуковского.
  6. Жанр элегии в поэзии Жуковского.
  7. Образ моря в лирике Жуковского, Пушкина и Тютчева.
  8. Батюшков — певец земных радостей.
  9. Философские элегии Батюшкова.
  10. Особенности романтических произведений Жуковского и Батюшкова.
  11. Мотив деревни в творчестве Пушкина.
  12. Роль образов русской природы в лирике Пушкина.
  13. Образ дороги в лирике Пушкина.
  14. «Печаль моя полна тобою…» (по лирике Пушкина).
  15. «Минуты вольности святой» в поэзии Пушкина.
  16. Поэт и толпа в лирике Пушкина.
  17. Пророческий дар поэта в творчестве Пушкина.
  18. «Самостоянье человека — залог величия его» (по творчеству Пушкина).
  19. «Святому братству верен я» (по лирике Пушкина).
  20. Русская история в произведениях Пушкина.
  21. Психологические мотивы поступков и взаимоотношений героев в романе «Евгений Онегин».
  22. Конкретно-историческое и общечеловеческое в характерах Татьяны и Онегина.
  23. Личность Пушкина и образ автора в романе «Евгений Онегин».
  24. Философские размышления о жизни в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин».
  25. Композиционная роль картин природы в романе «Евгений Онегин».
  26. Мои размышления об оценке Белинским романа «Евгений Онегин».
  27. «Вечные проблемы» бытия в «Маленьких трагедиях» Пушкина (на примере 1—2 трагедий).
  28. «Печально я гляжу на наше поколенье…» (по лирике Лермонтова).
  29. «Мне грустно потому, что я тебя люблю…» (по поэзии Лермонтова).
  30. Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и Лермонтова.
  31. «Я ищу свободы и покоя…» (по лирике Лермонтова).
  32. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!» (по произведениям Лермонтова).
  33. «Странная любовь» к Родине в поэзии Лермонтова.
  34. Протест Лермонтова «против мнений света».
  35. «Одинок я, нет отрады…» (по лирике Лермонтова).
  36. «Из пламя и света рожденное слово» поэзии Лермонтова.
  37. Фольклорные мотивы в поэзии Лермонтова.
  38. Тема смысла жизни в романе «Герой нашего времени».
  39. Роль мужских образов романа «Герой нашего времена» в раскрытии характера Печорина.
  40. Кавказские обычаи в романе «Герой нашего времени».
  41. Любовь в жизни Печорина.
  42. Приемы психологической характеристики героев в романе Лермонтова «Герой нашего времени».
  43. Бэла и Мери (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»).
  44. Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина.
  45. Два лица Печорина (по роману «Герой нашего времени»).
  46. «Русь! Русь! Вижу тебя…» (по поэме Гоголя «Мертвые души»).
  47. Помещичьи привычки в поэме Гоголя «Мертвые души».
  48. Манилов и Плюшкин.
  49. Чиновничий город в изображении Гоголя (по поэме «Мертвые души» и пьесе «Ревизор»).
  50. «Русь! Куда ж ты несешься?..» (по поэме Гоголя «Мертвые души»).
  51. Мастерство Гоголя в изображении помещиков и чиновников в поэме «Мертвые души».
  52. Русь крестьянская в поэме «Мертвые души».
  53. «А на тройке-то — прохиндей, шулер!..» (В. Шукшин) (по поэме Гоголя «Мертвые души»).
  54. Мотивы «Божественной комедии» Данте в «Мертвых душах» Гоголя.
  55. В чем «решительность» пьесы «Гроза»?
  56. Столпы «темного царства» и их двойники в пьесе «Гроза».
  57. Истоки характера Катерины (по пьесе «Гроза»).
  58. «Хозяева» и «жертвы» в пьесе «Гроза».
  59. Можно ли считать Кулигина положительным героем (по пьесе «Гроза»)?
  60. Островский — мастер речевой характеристики (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»).
  61. Поиски любви в пьесах Островского.
  62. «Женский вопрос» в пьесе Островского «Бесприданница».
  63. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
  64. «Жестокие нравы» в пьесах Островского.
  65. Борис и Карандышев (по пьесам Островского).
  66. «Четыре возраста» Обломова.
  67. Старорусский и европейский образ жизни в романе «Обломов».
  68. Обломов — лицо сатирическое или трагическое?
  69. Пшеницына и Ольга Ильинская.
  70. Можно ли считать положительным героем Штольца?
  71. Образы-символы в романе «Обломов».
  72. Истинное и ложное в образе Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
  73. Название романа «Отцы и дети» как доминанта его смысла.
  74. Патриархальное и прогрессивное в романе «Отцы и дети».
  75. Базаров как «новый человек».
  76. Образ «дворянского гнезда» в романе «Отцы и дети».
  77. Приемы изображения внутренней жизни героев в романе «Отцы и дети».
  78. Лики любви в романе «Отцы и дети».
  79. Отец и сын Кирсановы и их композиционная роль в романе «Отцы и дети».
  80. Сила и слабость нигилизма (по роману «Отцы и дети»).
  81. Роль эпизода «Смерть Базарова» в композиции романа «Отцы и дети».
  82. Диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева.
  83. «Биение души» в поэзии Тютчева.
  84. Гармония природы и души в поэзии Тютчева.
  85. «О, как убийственно мы любим…» (по лирике Тютчева).
  86. Свет последней любви в поэзии Тютчева.
  87. Радость как преодоленное страдание в поэзии Фета.
  88. В чем «поэтическая дерзость» лирики Фета?
  89. Метафора как основной стилистический прием поэзии Фета.
  90. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
  91. «Круги ада» Ивана Флягина (по рассказу Лескова «Очарованный странник»).
  92. В чем праведность героя рассказа Лескова «Очарованный странник»?
  93. Образы родины и народа в рассказе «Очарованный странник».
  94. Изображение судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
  95. «Я к цели шел колеблющимся шагом…»: конфликт чувства и долга в произведениях Некрасова.
  96. «Отечества достойные сыны» в поэзии Некрасова.
  97. Предназначение поэта в лирике Некрасова.
  98. «Кнутом иссеченная муза» поэзии Некрасова.
  99. Тема страданий народа в поэзии Некрасова.
  100. Любовь в лирике Некрасова.
  101. Пушкинские мотивы в стихотворении Некрасова «Элегия».
  102. Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  103. Народные приметы и обряды в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  104. Художественная роль образов крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  105. Народно-поэтическая основа поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  106. Гриша Добросклонов и образы «героев своего времени» в русской литературе второй половины XIX века (на примере 2—3 произведений).
  107. Роль песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  108. Образ родины в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  109. Роль приемов сатирического изображения жизни в сказках Салтыкова-Щедрина.
  110. Черты русского фольклора в сказках Салтыкова-Щедрина.
  111. Черты русского народа в сказках Салтыкова-Щедрина.
  112. Особенности жанра романа Салтыкова-Щедрина «История одного города».
  113. Чем смешны и чем страшны градоначальники в романе «История одного города»?
  114. Народ и власть в романе «История одного города».
  115. Осуждение духовного рабства (по творчеству Салтыкова-Щедрина).
  116. Петербург как город-символ (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
  117. Мир обездоленных и униженных в романе «Преступление и наказание».
  118. Образы «право имеющих» в романе «Преступление и наказание».
  119. Диалектика характера Раскольникова.
  120. Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание».
  121. Правда Раскольникова и правда Сони.
  122. Тема смысла жизни в романе «Преступление и наказание».
  123. Соня — нравственный ориентир автора в романе «Преступление и наказание».
  124. Христианские мотивы в романе «Преступление и наказание».
  125. «Преступление и наказание» Достоевского как роман-предупреждение.
  126. «Глубины души человеческой» в романе Достоевского «Идиот».
  127. Героизм русского народа в «Севастопольских рассказах» Толстого.
  128. Своеобразие русского национального характера в изображении Толстого (по «Севастопольским рассказам»).
  129. Приемы изображения внутренней жизни человека в романе «Война и мир».
  130. Кто более симпатичен Толстому — Пьер или Андрей?
  131. Любимые и нелюбимые герои Толстого в романе «Война и мир».
  132. Вечные ценности в понимании героев Толстого.
  133. Взлеты и падения любимых героев Толстого (по роману «Война и мир»).
  134. Роль картин природы в романе «Война и мир».
  135. «Отцы» и «дети» в романе «Война и мир».
  136. Любимые женские образы Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
  137. Жестокие лики войны (до роману «Война и мир»).
  138. Трагические и героические страницы русской истории в романе «Война и мир».
  139. Наполеон и Александр I как два типа военачальников (по роману «Война и мир»).
  140. Кутузов и народ в романе Толстого «Война и мир».
  141. Изображение войны 1812 года в произведениях Лермонтова и Толстого.
  142. Историзм мышления Толстого в романе «Война и мир».
  143. «Дубина народной войны» в романе Толстого «Война и мир».
  144. Величие, простота, добро и правда в образе Кутузова (по роману «Война и мир»).
  145. Образ автора в романе «Война и мир».
  146. Особенности языка романа «Война и мир».
  147. Конфликт Анны и общества в романе «Анна Каренина».
  148. Что утверждает и что отрицает Толстой романом «Анна Каренина»?
  149. Традиции Толстого в современной литературе о войне.
  150. Сопротивление «пошлой жизни» в рассказах Чехова.
  151. «Не потерять в себе человека!» (по рассказам Чехова).
  152. За что можно уважать людей (по рассказам Чехова)?
  153. Страницы любви в рассказах Чехова.
  154. Особенности композиции рассказов Чехова.
  155. Образы врачей в творчестве Чехова.
  156. Ионыч и Солодовников (по рассказам Чехова и Шукшина).
  157. «Забирайте с собою все человеческие движения» (Н. Гоголь) (по творчеству Чехова).
  158. Новаторство Чехова-драматурга.
  159. Чего заслуживает Раневская — осуждения или жалости (по пьесе «Вишневый сад»)?
  160. Путь России в будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад».
  161. Образы-символы в пьесах Чехова.
  162. Роль второстепенных персонажей в системе образов пьесы «Вишневый сад».
  163. Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»?
  164. Лучшие черты русского характера в литературе XIX века.
  165. Эволюция «героя своего времени» в русской литературе XIX века.