Федор Михайлович Достоевский

УРОК 101. «Человек, который весь борьба»1. Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя

      Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:

Мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения.

Поведение Раскольникова после убийства.

Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым.

      Вопрос для обсуждения в классе. Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?

      Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

      С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора?

      Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

      Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского).

      Вопросы для обсуждения

Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев?

Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?

Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?

      Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург.

      Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома». Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

      «Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.

      Чтение заключительных страниц из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых» даст ответ на вопросы:

Какой путь изменения предлагает Достоевский?

Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)

      Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:

Каково основное направление его творчества?

Как оно меняется в 70—80-е годы?

«Бедные люди» — 1845—1846 годы.

«Записки из мертвого дома» — 1861—1862 годы.

«Униженные и оскорбленные» — 1861 год.

«Преступление и наказание» — 1866 год.

«Идиот» — 1868 год.

«Бесы» — 1870 год.

(Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)

УРОК 102. «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского

      Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.

Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.)

Как же показан этот мир, символом которого является Петербург?

Работа проводится в группах:

1-я группа. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть.

2-я группа. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа — города-призрака.

3-я группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.

4-я группа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». (Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».

У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

УРОКИ 103—104. «Я — дитя века». История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе

      Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».

      Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»

      Вопросы для обсуждения

  1. Могло ли это случиться действительно?
  2. Как вы понимаете слова «Я — дитя века»?
  3. Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленные и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
  4. Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)

      Развитие замысла:

  1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
  2. 1855 год — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
  3. Вторая половина 1865 года — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
  4. В конце 1865 года — «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
  5. 1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».

    Как в романе «Преступление к наказание» соединились прежние замыслы?

    Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?

      Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

      Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.

  1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи:

    Как он появляется в романе?

    Какое впечатление вызывает у окружающих?

    Как видит его Раскольников?

    Внешность Мармеладова.

    Речь Мармеладова.

    Рассказ Мармеладова о своей семье.

    Судьба Сонечки.

    Как появляется в романе Екатерина Ивановна?

    Рассказ о ее судьбе (прошлое).

    Внешность Екатерины Ивановны.

    Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.

    Кто виноват в судьбе героев?

      Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»

      Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.

  1. Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:

    Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

    Отношения между членами семьи.

    Рассказ о матери Раскольникова.

    Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.

    Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

      Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.

  1. Слово в защиту детей:

    Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?

    На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

    Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

    Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?

      Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

УРОКИ 105—106. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта

      Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

      Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

      Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

  1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:

    взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;

    идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);

    тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;

    судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

  2. Внутренние:

    состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

    характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

Следует обратить внимание учащихся на:

говорящую фамилию героя;

часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;

нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание);

то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией.

      В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

Развитие идеи
Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной Отвращение
Разговор в трактире студента и офицера Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре Ужас. «Да разве то будет?»
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной Час пробил

      Вопросы для обсуждения

  1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
  2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
  3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
  4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
  5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
  6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

      Вывод. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 году Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

УРОК 107. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова

      «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова.

      Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение:

убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»;

взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;

на эти деньги сделать много хороших дел.

      В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

      Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?

  1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.

    Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?

    Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?

    Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?

    Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

      Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

  1. Петр Петрович Лужин.

    В связи с чем появляется он в романе?

    Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

    Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?

    Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

    Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?

    Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?

    Почему Лужин боится полиции?

    Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

    Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?

      Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

  1. Аркадий Иванович Свидригайлов.

    В чем сложность и противоречивость этого образа?

    Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.)

    В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)

    Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

    Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?

    Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

    Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?

    О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)

    Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

    Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

    Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?

    Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

    Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)?

    Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?

      Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.

      Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

УРОК 108. «Вечная Сонечка». Значение образа
Сони Мармеладовой в романе

      В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.

Соня
Раскольников
Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя
У нее есть смысл жизни: любовь, вера У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

      Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4).

      Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня
Раскольников
Преступили нравственные законы общества ради других:
конкретных людей,
«убив себя»
абстрактного человечества,
«убив других»
Соня — нравственный ориентир автора

Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4)

      Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?

      Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.

      Раскольников — Соне:

Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».

«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».

«А с вами что будет?»

«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

«А коли вы теперь заболеете».

«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».

«С Полечкой, наверно, то же самое будет».

      Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.

      В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?

Анализ 2-й сцены (ч. 5, гл. 4)

      Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

      Раскольников начинает с проверки своей теории:

Раскольников — Соне Соня — Раскольникову
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну»?
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?»
Признание.
«И кто меня тут судьей поставил?»
«Ох, как вы мучаетесь!»
«Нет тебя несчастнее никого».

      Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».

      Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

УРОК 109. «Их воскресила любовь». Эпилог романа

      Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ «Эпилога» 2-й части, так как:

это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории;

это воплощение Достоевским библейской темы смирения.

«Смирись, гордый человек!»;

это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.

      Основные вопросы урока:

  1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
    В чем выражалась его болезнь?
  2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
  3. Как складываются его отношения с окружающими?
  4. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
  5. Что для него страшнее каторги?
  6. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
  7. Почему каторжники полюбили Соню?
  8. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
  9. Что помогло возродиться Раскольникову?
  10. Как Раскольников помог Соне?
  11. Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?

УРОКИ 110—111. «В первый раз человека увидала». Урок внеклассного чтения. Обзор романа Достоевского «Идиот»

      Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».

      Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем.

      Две редакции:

1-я — князь-бунтарь.

2-я — «тихие» черти.

      Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.

      Черты Дон Кихота:

Смешной, невпопад действующий рыцарь.

Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.

      Черты Иисуса Христа:

Внешность, поведение (не от мира сего).

Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).

Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.

Лишен плотского начала.

Произносит проповеди.

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)
  2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло в этом мире.)
  3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
  4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея.)
  5. Дон Кихот
    мир
    его высмеяли
    Иисус Христос
    мир
    его распяли
    Князь Мышкин
    мир
    сходит с ума
  6. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)
  7. Так что же князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры — человеколюбие.)
  8. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» — Ипполит?

      Вывод. Главные проблемы романа — это:

Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.

Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.

Эгоизм и самопожертвование.

Жизненное призвание человека.

Страдание и протест.

      В романе изображены «все глубины души человеческой».

УРОКИ 112—113. Классное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»


      1  Л. Н. Толстой.