Иван Александрович Гончаров

УРОК 47. «Между действительностью и идеалом лежит тоже бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда». Очерк жизни и творчества Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

      Роман Гончарова «Обломов» возвращен в школу. И это справедливо, потому что без имени Гончарова история русского романа была бы неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в Обломове писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни.

      Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе. Поэтому наиболее целесообразный путь анализа романа — проблемный. Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И. А. Гончарова тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей непривычностью для школьника могут по-настоящему заинтересовать и увлечь.

      В центре первого урока — очерк жизни и творчества Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв», которое позволит сделать вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных произведений в своеобразную трилогию. Этот материал можно изложить лекционно либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные сообщения учащихся.

      Кроме того, на уроке возможно обсуждение проблемного вопроса: что такое художественное произведение — учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?

      1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

      1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

      Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

      Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа. Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение — это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим, художественным законам.

УРОК 48. «Наше имя — легион…» Обломов — «коренной народный наш тип». Что такое обломовщина?

      На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.

      Основные проблемы урока:

I. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?

      Раскрытию первой проблемы урока поможет система вопросов и заданий:

  1. В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
  2. В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
  3. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
  4. Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
  5. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
  6. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?

      Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.

II. Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?

      Вопросы и задания для обсуждения второй проблемы урока:

  1. Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
  2. Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова? (Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут. Причем Захар — карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны.)
  3. Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.

      На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.

III. Антиподы ли Обломов и Штольц?

      Вопросы и задания для обсуждения третьей проблемы урока:

  1. Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
  2. Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
  3. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
  4. Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
  5. Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.)
  6. «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
  7. Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить чтобы жить»?

УРОК 49. «Любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром…» «Обломов» как роман о любви

      Этот урок можно организовать как урок-семинар. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь — это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру. На уроке следует объединить школьников в рабочие группы:

      1-я группа. Обломов и Захар: любовь-вражда.

      2-я группа. Обломов и Штольц: любовь-дружба.

      3-я группа. Обломов и Ольга: любовь-любовь.

      4-я группа. Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?

      5-я группа. Обломов и природа: усадьба детства и дачный парк.

      6-я группа. Обломов и дети.

      Вопросы для обсуждения:

  1. Кто из героев наиболее достойно прошел испытание любовью?
  2. Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что она полюбила героя?
  3. Действительно ли «идеал его жизни осуществился» в доме Пшеницыной?
  4. Верите ли вы в «вечность» счастья Ольги и Штольца?

      Итог урока-семинара. Любовь есть смысл жизни для Обломова и — шире — для каждого человека.

УРОК 50. «Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике

      Этот урок дает возможность сопоставить разные точки зрения на роман и образ главного героя. Урок позволит уточнить, скорректировать восприятие учащихся. Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные суждения о нем первых критиков романа.

Два «лица» Обломова

Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».   Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».

      Н. А. Добролюбов рассматривает характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит его последним в ряду «лишних людей» и обличает «обломовщину» как общественный порок.

      В критических взглядах Д. И. Писарева резкая смена отношений к образам романа «Обломов»: от положительных оценок до резкого неприятия.

      А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами. Он считает, что Обломов «любезен всем нам и стоит беспредельной любви», называет его чудаком.

      И. Ф. Анненский размышляет о созерцательном таланте Гончарова-художника.

      Н. И. Злыгостаева видит Обломова в ряду «странных» людей в русской литературе: Башмачкина, Манилова, Подколесина, платоновского Юшки. Их души наполнены тихим покоем.

      Итог урока. В критике мнения разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее: «художественность» или «социальная значимость» произведения.

      После изучения романа «Обломов» возможно домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.