Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Герой нашего времени»

      Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.

Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.

1-й урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа «Герой нашего времени». Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав «Бэла» и «Максим Максимыч».

2-й урок. Загадки характера Печорина в главе «Тамань».

3-й урок. «Княжна Мери». Печорин в системе образов главы.

4-й урок. Философский характер главы «Фаталист».

5-й урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.

6-й урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.

      В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа:

1-й урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.

2—3-й уроки. «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.

4-й урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.

5-й урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы в романе и их роль в раскрытии образа Печорина.

6-й урок. Литературная критика об образе Печорина. Подготовка к сочинению.

      Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровню литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.

УРОК 29. «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

      На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав «Бэла» и «Максим Максимыч», сделать выводы о загадках характера Печорина.

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

  1. Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

  1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  4. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
  5. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

      Итоги урока. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

УРОКИ 30—31. «Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

      На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из «Журнала Печорина», объясняющих загадки его характера.

      Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

  1. Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  6. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  4. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  6. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

  1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  2. Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  4. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

      Итоги уроков. Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

УРОК 32. «В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа

      В центре урока — раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

      Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

 

Дружба в жизни Печорина

      Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

УРОК 33. «Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина

      Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.

      Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.

1-я группа. Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

      2-я группа. Печорин и девушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

3-я группа. Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4-я группа. Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

      Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.

      Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.

 

Любовь в жизни Печорина

УРОК 34. «Душа Печорина не каменистая почва…»1 Литературная критика об образе Печорина

      На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе «Герой нашего времени» и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.

      Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

УРОКИ 35—36. Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


      1  В. Г. Белинский.