Бельская Л. Л. Литературные викторины


Русская литература
XVIII века





О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих...

М. В. Ломоносов


 

 

      Продолжим наше путешествие во времени по страницам российской словесности. Шагнем теперь в Петровскую эпоху и вместе с царем-реформатором «прорубим окно» в Европу, побываем при дворе русских цариц, выясним, кто из них Фелица, а кто смел «истину царям с улыбкой говорить».
      Это был век Просвещения. Первая газета в России, первый русский университет, Академия наук — и преследование инакомыслящих, закрытие типографий, запрещение журналов, сожжение книг. И русский бунт — пугачевщина. Но был «бунтовщик хуже Пугачёва» среди писателей.
      Мы познакомимся и с ним, и с «отцом русской литературы», и «сатиры смелой властелином», с поэтами и прозаиками, драматургами и баснописцами, с их произведениями и героями. Кому-то посочувствуем, над кем-то посмеёмся, пожалеем обманутую девушку, не перенесшую измену любимого, возмутимся «зверями алчными, пиявицами ненасытными».
      Мы узнаем, кого призывал Ломоносов «О вы, которых ожидает...», против какого «чудища», огромного и стозевного, ополчался Радищев, какой «подвиг честного человека» совершил Карамзин, кого из литераторов называли «из перерусских русским», а кого — «русским Расином».
      А теперь проверьте себя, внимательно ли вы читаете художественные произведения, обращаете ли внимание на имена и фамилии персонажей. Знаете ли вы девичью фамилию госпожи Простаковой? Что общего между фонвизинским Милоном и карамзинским Эрастом? Популярность каких двух женских имён берёт своё начало в литературе XVIII в.?
      Прощаясь с XVIII в., прочтём два писательских суждения о «столетье безумном и мудром», «омоченном в крови» войн и революций, о всеобщей лжи и обмане, подтачивающих Русское государство. И добавим к этим высказываниям язвительное замечание героя знаменитого произведения начала следующего столетия о минувшем веке: «Прямой был век покорности и страха», но можем не согласиться с этой оценкой как излишне однобокой и резкой.


Вопросы

      1. Когда появилась и как называлась первая русская газета?
      2. Какие изменения были внесены в русский алфавит при Петре I?
      3. В каких повестях появился новый герой времени — молодой незнатный дворянин, достоинства которого определялись не происхождением и богатством, а личными качествами, умом и талантом?
      4. Какого церковного деятеля пригласил Петр I из Киева и сделал своей правой рукой в проведении реформаторской политики?
      5. В своей «Поэтике» Ф. Прокопович выступал против «буйства» слога и «темноты» стиля, против «трудных пустяков» и «куриозных» стихов. Что имел в виду автор?
      6. Кто из писателей 1-й половины XVIII в. был дипломатом и русским посланником в Лондоне и Париже?
      7. С кем из французских философов и писателей дружил и переписывался А. Кантемир?
      8. В своей сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» Кантемир высмеивал «петиметров». Кто они такие?
      9. Известен кантемировский афоризм: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Как это можно понять?
      10. Какие произведения Кантемира не были напечатаны при его жизни и распространялись по России во множестве списков?
      11. Когда и где был открыт первый русский университет?
      12. Чья надпись на статуе Петра I (1750) заканчивалась словами: «...коль много есть ему обязанных сердец!»?
      13. За несколько лет до Ломоносова Славяно-греко-латинскую академию закончил другой русский поэт, тоже бежавший в Москву из родительского дома, но не с севера, как Ломоносов, а с юга. Кто он и откуда родом?
      14. Переводом какого «галантного» романа французского писателя XVIII в. дебютировал в литературе В. Тредиаковский и какой знаменитый трактат Н. Буало перевёл позднее?
      15. Как назвал Тредиаковский свою стихотворную обработку романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака»?
      16. Строка из этой поэмы «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» была взята в качестве эпиграфа к одному произведению. К какому произведению и какой смысл был вложен в эти слова?
      17. В чём сущность реформы русского стихосложения, проведенной Тредиаковским вместе с Ломоносовым?
      18. Какой стихотворный метр Ломоносов считал наиболее подходящим для русского языка, в то время как Тредиаковский выбрал другой?
      19. Кто из поэтов отстаивал «великолепие» поэтического стиля, а кто — «ясность»: «По моему мнению, пропади такое великолепие, в котором нет ясности»?
      20. Каким двум «тройственным» теориям следовали классицисты?
      21. Какие жанры относили они к «высоким», а какие — к «низким»?
      22. Кого называли в XVIII в. «российским Расиным» за то, что он переводил расинские трагедии и сочинял свои, и «наперсником Буало» за трактат о поэзии («Эпистола о стихотворстве»)?
      23. Какую трагедию Шекспира переделал А. Сумароков?
      24. Одну из своих трагедий Сумароков посвятил Смутному времени, той эпохе, к которой впоследствии обратится Пушкин, но назовёт своё произведение по-другому. Вспомните оба названия.
      25. Разрабатывая разные жанры (от трагедии до песни), Сумароков подчеркивал их равноправие: «Слагай, к чему влечёт тебя твоя природа; Лишь просвещение, писатель, дай уму, Прекрасный наш ... способен ко всему». Какое слово пропущено?
      26. Один жанр писатель недолюбливал, считая, что пользы от него мало, а «вреда много». Какой жанр?
      27. Вот как сформулировал Сумароков одно из требований классицизма: «Знай в стихотворстве ты различие родов. <...> Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом». Объясните смысл этого высказывания. Кто такие Талия и Мельпомена?
      28. До Крылова Сумароков был самым плодовитым (более 300 басен) и популярным баснописцем. Вот концовка одной из его басен: «Коль такое ваше племя, Так лети отсель ты прочь: Поплясати время». Что это за басня и как звучит аналогичный финал у Крылова?
      29. Что советует Сумароков стихотворцу, сочиняющему притворные, «хладные» стихи о любви: «Коль хочешь ты писать, так прежде ты ...»?
      30. Одна из эпиграмм Сумарокова звучит вполне по-современному: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог, Конечно, голова в почтеньи меньше ... » Меньше чего?
      31. Угадайте пропущенные слова в сумароковских сентенциях: а) «Несчастна та страна, где множество вельмож, Молчит там ..., владычествует ... »; б) «Мала у разума, у силы больше ... »; в) «Науки и умы мешков не ... »; г) «Чего не получил, того своим не числь. То разно — что в руки и чем владеет ... »; д) «Ум трезвый завсегда чуждается ... ».
      32. Закончите эпиграфы из сумароковских притч, которые брал для своих сатирических журналов Н. Новиков: «Они работают, а вы ... », «Опасно наставленье строго, где зверства и ... ». Какой смысл он в них вкладывал?
      33. Кто из писателей XIX в. видел заслуги Сумарокова в том, что он «требовал уважения к стихотворству» и «прекрасно знал по-русски, лучше, нежели Ломоносов»?
      34. О ком писал поэт и критик XIX в. П. Вяземский: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, немка хотела переделать нас в русских»?
      35. Какой сатирический журнал первый повёл полемику с официальным органом, в котором печаталась императрица?
      36. Кого за просветительскую деятельность арестовали по приказу Екатерины II и поместили в Шлиссельбургскую крепость? Дождался ли он освобождения?
      37. Кого из литературных героинь предвосхищает новиковская Акулина Сидоровна, жестоко расправлявшаяся с крепостными и слепо потакавшая своему сынку Фалалею, но (в отличие от другой героини) зверски избиваемая мужем?
      38. Молодой Крылов издавал сатирический журнал «Зритель» вместе с драматургом, сочинявшим пьесы из купеческой и крестьянской жизни, и теоретиком театра, выступившим против «трех единств»: зачем «втискивать обширное содержание в одни сутки ко вреду сочинения?» Кто был соратником Крылова в журналистике и что это за «три единства»?
      39. В каком журнале Крылов напечатал сочинённую им переписку арабского философа Маликульмулька с «водяными, воздушными и подземными духами»?
      40. Какой критик XIX в. посвятил сатирическому направлению в русской литературе XVIII в. целую статью и как её озаглавил?
      41. Какое сатирическое произведение XVIII в. Пушкин считал «единственным памятником народной сатиры» этого времени?
      42. О ком известен отзыв: «из перерусских русский» и почему так подчеркнута «русскость»?
      43. Кто из писателей принимал участие в подавлении пугачёвского бунта, а кто (и кем) был назван «бунтовщиком хуже Пугачёва»?
      44. Если Г. Державин замечал и подчеркивал в человеке противоречивость (раб и царь, червь и бог), то А. Радищев отказывался быть рабом и скотом и чувствовал себя только человеком. Можете ли вы процитировать строки обоих авторов, ставшие афоризмами?
      45. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» и «Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал, а что человеку (между нами будет сказано) занимательнее самого себя?» Кому принадлежат эти суждения и в чём принципиальная разница между ними?
      46. Кто был автором «срамных», непристойных стихов, распространявшихся в рукописных списках?
      47. Какие герои являются рупорами авторских идей в «Недоросле» Фонвизина, «Почте духов» Крылова и «Путешествии...» Радищева?
      48. Какое определение получил реализм XVIII в.?
      49. Известны пушкинские отзывы о писателях XVIII в.: Державин — «бич ... », Радищев — « ... враг», Фонвизин — «друг ... ». Угадайте пропущенные слова.
      50. Какая выдающаяся женщина была одновременно директором Петербургской Академии наук и президентом Российской, т. е. во главе двух академий?
      51. Тираж какой трагедии и за что Екатерина II предписала «сжечь публично», а автор был арестован и умер под пытками?
      52. Какая сатирическая комедия, обличающая неправый суд, написанная после фонвизинских пьес, пользовалась «громкой славой» (В. Г. Белинский)?
      53. Кто был автором «Стихов похвальных России» и завещал эту тему русской литературе?
      54. Кого из своих предшественников Пушкин сравнил с Колумбом: «Древняя Россия, казалось, найдена ... , как Америка Колумбом»? А вскоре это сравнение было применено другим автором и к другому писателю. Кем и к кому?
      55. Почти все писатели XVIII в. совмещали литературную деятельность с государственной службой (статской или военной) и нередко достигали высоких чинов и должностей (министров, губернаторов, сенаторов). А были среди них не пожелавшие служить и выбравшие жизнь частного человека?
      56. Что противопоставили сентименталисты классицистическому рационализму?
      57. Как объяснялось слово «чувствительность» в «академическом» словаре XVIII в.: «качество трогающегося человека ... другого»?
      58. На какие теории природного равенства и «естественного» человека опирались русские сентименталисты?
      59. Что они идеализировали как основу государства и как высокую человеческую добродетель?
      60. Какие любимые жанры были у классицистов, а какие — у сентименталистов? В каком из жанров появилось обращение к печальной луне: «Прийди ж грустить со мною, Луна, печальный друг!»?
      61. Какой поэт-сентименталист написал песенку о «сизом голубочке», который льет слёзы об «улетевшем дружочке», и был предшественником Крылова в басенном жанре?
      62. Почему И. Дмитриев называл себя «рядовым на Пинде воином»?
      63. В своей поэме «Модная жена» Дмитриев показал богатого старика Пролаза, который за полвека «дополз до степени известна человека», стал ездить «шестеркою в карете», на что имели право генералы, и, женившись на молодой, платит ей за ласки. Этот образ отзовется в двух произведениях XIX в.: в одном рассказано о старике, который добился денег и чинов благодаря умению «сгибаться вперегиб», в другом мелькнёт на балу некий Проласов, «заслуживший известность низостью души». В каких произведениях?
      64. К VII главе «Евгения Онегина» предпосланы строки Дмитриева из стихотворения «Освобождение Москвы» (1795): «Москва ... дочь любима, Где равную тебе сыскать?» Чья дочь и какое освобождение имеется в виду?
      65. Какие два поэта, родственники и друзья, издали свои поэтические сборники под заглавиями: «Мои безделки» и «И мои безделки» в противовес «Творениям» классицистов (М. Хераскова, Н. Николева)?
      66. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились?
      67. Какие литературные журналы, ставящие своей задачей приохотить публику к чтению, издавались во второй половине XVIII в. под аналогичными названиями: «Полезное ... », «Невинное ... », «Доброе ... »?
      68. В какой популярной в конце XVIII в. поэме рассказывается история любви русской Психеи к Амуру?
      69. На какую литературную героиню XIX в. похожа Душенька с её простодушием и любопытством?
      70. Строка «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» будет использована Пушкиным в качестве эпиграфа к одному произведению. Какому?
      71. Имя пушкинского королевича Елисея встречается в ироикомической поэме XVIII в., в которой описаны приключения «детины взрачного», пьяницы-ямщика Елисея, а его характеристика напоминает другого пушкинского персонажа: «Картежник, пьяница, буян, боец кулачный» (ср. у Пушкина «некогда буян, картежной шайки атаман», «как зюзя пьяный»). Назовите поэму и её автора, а также пушкинского героя.
      72. Существовала в XVIII в. и массовая литература, популярная и читаемая в «низах»: в Петровское время это была авантюрная повесть «Жизнь и приключения Ваньки Каина», в конце столетия — роман о вдове убитого под Полтавой солдата Мартоне, смелой и находчивой женщине, сумевшей разбогатеть. Кто был героем повести и как назывался роман?
      73. Кем составлены были сборники русских песен, былин и сказок, собранные и изданные в XVIII в.?
      74. Кем были написаны песни «Выйду я на реченьку», «Среди долины ровныя», «Стонет сизый голубочек», вошедшие в популярные песенники?
      75. Кого современники называли «русским Лафонтеном» за то, что он пересказывал французских баснописцев (Лафонтена и Флориана) в русском духе: кроликов у него зовут Иваном, Петром и Софроном, горничных — Дуняшей и Парашей, а Дон-Кишот ухаживает за толстой коровницей Аглаей?
      76. Кого из античных авторов выбирали чаще других русские поэты в качестве образца, переводя их стихи и создавая свои по мотивам стихов этих авторов?
      77. В литературной борьбе писатели сочиняли друг на друга эпиграммы и пародии: Сумароков — на Тредиаковского и Ломоносова, Чулков — на Сумарокова и Хераскова, Дмитриев — на Шишкова («Седящий на мешках славяно-русских слов»). Кто был адресатом следующей пародии: «Аз чудо-певец, строгий Пиита, Красного слова борзой писец, Сиречь чья стопно мысль грановита...» и получил прозвище Тресотиниус? А кого прозвали Фирсом Фирсовичем Гомером?
      78. Остроумную пародию на популярную в то время песню «Я птичкой быть желаю» придумал Дмитриев: «Я ... быть желаю, Всегда чтобы храпеть; Нет нужды, что залаю И что не буду петь». Кем быть желает автор?
      79. Какие строки поэта XX в. напоминает высказывание Карамзина: «Я хочу жить и умереть в своем любезном Отечестве, но после России нет для меня земли приятнее Франции»?
      80. Судьбы многих русских писателей XVIII в. были драматичны, а порой и трагичны. Екатерина II, считая себя главным учителем своих подданных, не терпела и боялась людей умных и либерально настроенных: одних отправляла в отставку, других — в ссылку, третьих — в крепость, четвертым «затыкала рты», запрещая печататься и издавать журналы. Назовите этих писателей.
      81. Кому принадлежат две поэтические характеристики XVIII в.: одна, более обличительная и социальная — «Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие — господ, Друг друга — господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя»; вторая историческая и философская: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято во век, в век удивлением всех. Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сражениев; Ах, омоченно в крови ты ниспадаешь в гроб»?


Ответы

      1. «Ведомости», в Петровскую эпоху (1702).
      2. Исключены «юс большой» и «юс малый».
      3. «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», «Гистория о храбром российском кавалере Александре» (1-я треть XVIII в.).
      4. Феофана Прокоповича (1681—1736).
      5. Неумеренное употребление тропов и фигур, пышное красноречие, выступал за произведения, приносящие «услаждение и пользу».
      6. Антиох Кантемир — сын молдавского господаря (1708—1744).
      7. С Вольтером, Фонтенелем, Монтескье.
      8. «Петиметр» по-французски — щёголь, франт и вертопрах, рабски подражающий заграничной моде.
      9. Заимствуя из французского, переделывал на русский лад.
      10. Сатиры «На хулящих учения. К уму своему» (Сатира I), «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (Сатира II) и др.
      11. В Москве, в 1755 г. по инициативе Ломоносова, но его даже не пригласили на открытие.
      12. М. В. Ломоносова.
      13. Василий Тредиаковский (1703—1769), из Астрахани.
      14. «Езда в остров Любви» П. Тальмана; «Поэтическое искусство».
      15. «Телемахида» (1766).
      16. К «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева; обличение русского самодержавия.
      17. В замене силлабического стихосложения силлабо-тоническим, основанным на чередовании сильных и слабых слогов, т. е. на принципе ударности в русском языке.
      18. Ломоносов выбрал ямб, а Тредиаковский — хорей.
      19. Ломоносов и Сумароков.
      20. Теории «трех штилей» (низкий, средний и высокий) и теории «трех единств» (места, времени и действия).
      21. Оду, героическую поэму и трагедию; комедию, сатиру, басню.
      22. А. П. Сумарокова (1717—1777).
      23. «Гамлет».
      24. «Димитрий Самозванец» (1771) и «Борис Годунов» (1825).
      25. «...язык».
      26. Романы (статья «О чтении романов», 1759).
      27. Талия — муза комедии, Мельпомена — трагедии, и их не надо смешивать.
      28. «Стрекоза». «Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!».
      29. «...влюбись».
      30. «...ног».
      31. а) «...истина» и «...ложь»; б) «...власть»; в) «...победят»; г) «...мысль»; д) «...мечты».
      32. «...их труд ядите», «...безумства много» из притч «Жуки и пчёлы» и «Сатир и гнусные люди»; обличение дворянского сословия и всего общества.
      33. А. С. Пушкин.
      34. О Петре I и Екатерине II.
      35. «Трутень» (1769—1770) Н. И. Новикова — с журналом «Всякая всячина».
      36. Н. И. Новикова; освобождён при Павле I (1792—1796).
      37. Фонвизинскую Простакову («Недоросль»).
      38. П. Плавильщиков; единство места, времени и действия.
      39. «Почта духов» (1789).
      40. Н. А. Добролюбов; «Русская сатира в век Екатерины» (1859).
      41. Комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».
      42. О Фонвизине сказано Пушкиным, который подчеркнул тем самым знание русского языка и русской жизни писателем из обрусевших немцев.
      43. Державин и Радищев, о котором так отозвалась Екатерина II.
      44. «Я царь — я раб, я червь — я бог» Державина и «Не скот, не дерево, не раб, но человек» Радищева.
      45. Радищеву и Карамзину — один взглянул вокруг и увидел чужие страдания, другой заглянул в свою душу и занялся самоанализом.
      46. И. С. Барков.
      47. Стародум, сильф Дальновид и путешественник.
      48. Просветительский.
      49. «...вельмож», «рабства...», «...свободы».
      50. Княгиня Екатерина Дашкова (1744—1810).
      51. Трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1789), главный герой которой — республиканец и тираноборец — отстаивает вольность новгородцев и осуждает их за то, что они призывают на царство Рюрика и сами просят неволи.
      52. «Ябеда» (1794) В. В. Капниста.
      53. В. К. Тредиаковский.
      54. Карамзина («...Карамзиным»); Белинским — к Жуковскому, который открыл романтизм в русской поэзии, как Колумб Америку.
      55. Н. М. Карамзин, оставивший военную службу в юности.
      56. Культ чувства, точнее, чувствительности.
      57. «...несчастиям».
      58. На теории французских просветителей и, в частности, Ж.-Ж. Руссо.
      59. Семью и дружбу.
      60. Оды и трагедии; элегии и дружеские послания; в элегии Капниста «На смерть Юлии».
      61. И. И. Дмитриев.
      62. Пинд — горная цепь в Греции, одна из вершин её — Парнас, на котором обитали Аполлон и музы.
      63. В рассказе Фамусова о Максиме Петровиче в «Горе от ума» Грибоедова; в «Евгении Онегине» Пушкина.
      64. Дочь России; подвиг Пожарского и изгнание поляков из России.
      65. Н. Карамзин и И. Дмитриев.
      66. Ломоносов и Державин; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа». К оде Горация «К Мельпомене».
      67. «...увеселение», «...упражнение», «...намерение».
      68. В поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778).
      69. На Людмилу из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
      70. К повести «Барышня-крестьянка».
      71. «Елисей, или Раздражённый Вакх» В. И. Майкова (1771); Зарецкий из «Евгения Онегина».
      72. Реальное лицо — московский вор и разбойник, а потом сыщик; «Пригожая повариха» М. Д. Чулкова (1770).
      73. М. Д. Чулковым, Киршей Даниловым и В. А. Левшиным: «Собрание разных песен», «Древние Российские стихотворения», «Русские сказки».
      74. Ю. А. Нелединским-Мелецким, А. Ф. Мерзляковым, И. И. Дмитриевым.
      75. И. И. Дмитриева.
      76. Горация и Анакреонта.
      77. Тредиаковский; Ломоносова.
      78. «...моськой».
      79. В. В. Маяковского «Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли — Москва!».
      80. Фонвизин, Радищев, Новиков, Крылов и Карамзин.
      81. Фонвизину («Послание к слугам моим...») и Радищеву («Осьмнадцатое столетие»).


М. В. Ломоносов
(1711—1765)

Вопросы

      1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?
      2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
      3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?
      4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?
      5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?
      6. Будущий ученый и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?
      7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?
      8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?
      9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?
      10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?
      11. Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовётся об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, — Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)?
      12. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».
      13. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?
      14. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?
      15. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?
      16. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвящённое победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?
      17. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?
      18. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ... » и «Вечернее размышление о ... »?
      19. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?
      20. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого?
      21. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?
      22. О каких русских учёных мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?
      23. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?
      24. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите ее.
      25. Какую автохарактеристику даёт себе Ломоносов: «Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, ... ... ... Я больше восхищён»? Кем восхищается поэт?
      26. В том же «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого или что нужно изобразить?
      27. В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, за что чуть не попал на Соловки?
      28. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?
      29. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птоломее: «В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел ... кругом ... »? Вставьте пропущенные слова.
      30. Самые крупные ломоносовские произведения — «Тамира и Селим» и «Пётр Великий». К каким жанрам они относятся?
      31. Кого поэт приветствовал следующими словами: «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?
      32. Чей это портрет и какая конкретная деталь в нем отмечена: «В тебе прекрасный дом создали Душе великой небеса, Свое блистание влияли В твои пресветлы очеса»?
      33. Каким олицетворением часто пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу ... », «брега Невы ... плещут», «И се уже ... багряной Врата отверзла в мир заря», « ... реки, восплещите»?
      34. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ... ». Без чего?
      35. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?
      36. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?
      37. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?
      38. Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?
      39. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем ее тезка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, — «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.
      40. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?
      41. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?
      42. «Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных? О стыд, о странный оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт?
      43. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство — моя ..., физика — мои упражнения»?
      44. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?


Ответы

      1. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.
      2. Н. А. Некрасов «Школьник».
      3. Двина, Холмогоры.
      4. Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.
      5. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.
      6. С обозом мороженой рыбы.
      7. Славяно-греко-латинская академия.
      8. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учебы в Петербург и за границу.
      9. В Германию, в города Марбург и Фрейберг.
      10. О турецкой крепости, взятой русскими войсками.
      11. Ода была написана четырехстопным ямбом, ставшим самым популярным стихотворным размером в русской поэзии.
      12. «...геометрию», «...механику», «...оптику».
      13. Закон сохранения материи.
      14. Громоотводом.
      15. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».
      16. Полтавскую битву; «Полтавская баталия».
      17. Оду — торжественное поэтическое стихотворение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам.
      18. О «Божием Величестве».
      19. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла».
      20. В «поэта».
      21. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году».
      22. «Что может собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская земля рождать» (Невтон — Ньютон).
      23. Петра Великого.
      24. «...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник».
      25. «...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).
      26. Россию.
      27. В «Гимне бороде».
      28. О Копернике.
      29. «...очаг», «...жаркова».
      30. Трагедия и эпическая поэма (вторая не закончена).
      31. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии.
      32. Дочери Петра I — царицы Елизаветы Петровны; голубые глаза.
      33. «...руки», «...руками», «...рукой», «...руками».
      34. «...грамматики».
      35. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий.
      36. Низким, используя разговорную речь и просторечия.
      37. «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков».
      38. Писать, как говоришь.
      39. «Ф» в отличие от Θ (фита) и Ъ (твердый знак). Последний был упразднен в конце слов лишь в XX в.
      40. «Российская грамматика» и «Риторика».
      41. Науками.
      42. О мире с побежденной Пруссией, заключённом Петром III после того, как русские войска заняли Берлин, победив в Семилетней войне.
      43. «...утеха».
      44. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием.


Г. Р. Державин
(1743—1816)

Вопросы

      1. Кто были первыми учителями «недоросля» Гаврилы, выросшего в деревне?
      2. О какой несправедливости, пережитой им в детстве, вспоминал Державин всю жизнь и «не мог сносить равнодушно неправды и притеснения вдов и сирот»?
      3. В каком дворцовом перевороте принимал участие молодой Державин со своим полком, где служил рядовым?
      4. Основатель русского театра был организатором уличного маскарада «Торжествующая Минерва» в честь новой императрицы Екатерины II, на котором присутствовал и Державин. Кто основал русский театр?
      5. Что сделал Державин со своими ранними рукописями — стихами и переводами во время эпидемии чумы?
      6. «Надобно остановить грабительство или, чтоб сказать яснее, беспрестанное взяточничество», они-то более всего и поддерживают «язву, которая теперь свирепствует в нашем отечестве». О какой «язве» говорит Державин?
      7. Каким словом определяет поэт и Пугачёва, и неправедного царя, «невинных утеснителя», ставя их на одну доску?
      8. Кого из древних поэтов Державин избрал себе в учителя?
      9. Кого называл он «российским Пиндаром», но отказывался следовать за ним — «и бури вихрем вверх до солнца подыматься»?
      10. Как тесные дружеские связи Г. Р. Державина с В. В. Капнистом и Н. А. Львовым были закреплены родственными отношениями?
      11. Как первое время, в течение нескольких лет, печатал Державин в журналах свои произведения?
      12. Какое его стихотворение было запрещено цензурой и вырезано из готового номера «Санкт-Петербурского вестника»?
      13. К кому обращался поэт в одном из переложений псалмов: «Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять»?
      14. В этом же стихотворении автор предрекал неизбежную гибель тиранов: «Мучительство и бедных стон Смущают, потрясают ... И в гибель повергают ...». Какие слова пропущены?
      15. Кому внушал поэт в «Стихах на рождение в Севере порфирородного отрока»: «Будь страстей твоих владетель, Будь на троне — человек!»?
      16. Кого Державин называл Фелицей и кто она такая?
      17. Что послужило источником оды «Фелица»?
      18. Как подписал автор свою оду, включив себя в число персонажей?
      19. В чем была необычность и даже дерзость державинских строк: «Иль, сидя дома, я прокажу, Играя в дураки с женой, То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой, То в свайку с нею веселюся, То ею в голове ищуся...»?
      20. Екатерина II после оды «Фелица» приблизила к себе автора, сделав его своим личным секретарем в надежде, что он будет её воспевать в новых одах. Оправдались ли её надежды?
      21. В какой знаменитой опере русского композитора XIX в. звучит шуточная песенка на стихи Державина «Если б милые девицы Так могли летать, как птицы...»?
      22. Кто из державинских героев отрекался от морали, так как «нет добродетели, нет Бога», и жил только собственными эгоистическими интересами: «Мне миг покоя моего Приятней, чем в исторьи веки. Жить для себя лишь одного, Лишь радостей уметь пить реки...»?
      23. Что сравнивал поэт с вкусным лимонадом, которым наслаждаешься жарким летом?
      24. Державин считал, что «долг Поэта — в мир ... вещать». Что вещать?
      25. Было ли поэтической гиперболой державинское определение собственных заслуг: «Истину царям с улыбкой говорить»? Каких царей поэт имел в виду?
      26. «Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были ... моим». Чем были для автора ум и сердце?
      27. Какое державинское стихотворение сразу приобрело всероссийскую и мировую известность, заинтересовав читателей философскими раздумьями о мире, Боге и человеке: «Я связь миров, повсюду сущих», «Твое созданье я, Создатель!»?
      28. Кому посвятил Державин эти строки, воссоздав характер и поведение великого человека, своего современника: «Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари, В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари»?
      29. Описывая в своих стихах птиц, поэт то рисовал с восхищением их оперение («Черно-зелены в искрах перья Со рассыпною бахромой»), то, очарованный, внимал пению («Ты щелкаешь, крутишь, поводишь, Журчишь и стонешь в голосах»), то следил за стремительным полетом («Ты часто по воздуху вьешься, В нём смелые круги даёшь»). Назовите этих державинских персонажей.
      30. По мнению какого критика XIX в. для Державина «никакой предмет не казался низким»: он писал о голодных волках и зайцах, «о русском мужике и его добрых щах и пиве»?
      31. В отличие от Ломоносова, который был убежден, что «небо плюет, сказать неприлично», Державин писал: «Подняв пред нами юбку, Дожди, как реки прудит». Кого имел в виду поэт, называя её «бабой злой»?
      32. Державин считал поэзию «сестрой ... » и одновременно «... живописью», а критика определяла его стихи как «картины для слуха и взора». Вставьте пропущенные слова.
      33. Что это за образ «алмазной горы», которая с «гремящим ревом» низвергается вниз?
      34. Попробуйте угадать некоторые блюда и цвета в державинской картине роскошного обеда русского помещика: «Багряна ... , зелены ... с желтком, Румяно-жёлт ... , ... белый, ... красны, Что смоль, янтарь — ... И с голубым пером Там ... пестрая прекрасны!»
      35. Противопоставляя двух полководцев — Наполеона и Багратиона, поэт обыгрывает имя одного и фамилию другого, деля слова на слоги (с заменой одной буквы в фамилии). Попробуйте и вы проделать это.
      36. Считая себя наследником Ломоносова и приверженцем классицизма, Державин на самом деле разрушал каноны классицизма, совмещая несовместимое — разные жанры и стили. Какие?
      37. Благожелательный к молодежи, Державин приветствовал литературные опыты одного начинающего писателя: «Пой, ... ! — и в прозе Глас слышен соловьиный», вручал свою лиру другому: «Тебе в наследие, ... , Я ветху лиру отдаю», а третьего объявлял «вторым Державиным»: «...скоро явится свету второй Державин: это ... ». Кто эти трое молодых литераторов?
      38. В каком стихотворении «старик Державин» поэтически воспроизвел «вечер» своей жизни, откликнувшись на раннюю элегию Жуковского и даже позаимствовав её ритмико-строфическую форму?
      39. Державинские стихи: «Как сон, как сладкая мечта, Исчезла и моя уж младость» — отзовутся в пушкинском послании к другу. Как?
      40. Продолжите строки Державина, ставшие крылатыми выражениями: а) «Где стол был яств ... »; б) «Осёл останется ослом, Хоть ты осыпь его звездами ... »; в) «Я телом в прахе истлеваю ... »; г) «Я царь — ... , я червь — ... »; д) «Я — князь, коль мой сияет дух, Владелец, — коль ... , Болярин, — коль ... »; е) «Жизнь есть небес мгновенный дар ... »; ж) «Французить нам престать пора ... ».
      41. В старости Державин говорил, что лира ему стала тяжела и пора приняться за цевницу. Знакомо ли вам это слово? Что оно значит?
      42. О чём начал писать на грифельной доске свою последнюю оду умирающий Державин? Какой поэт XX в., вспомнив о ней, напишет свою «Грифельную оду»?
      43. Кто из поэтов-декабристов посвятил Державину стихотворение, охарактеризовав его как борца за правду и почти повторив державинские слова: «Святая правда — долг его»?
      44. Кому принадлежит этот резкий отзыв о Державине: «Он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии, ни даже о правилах стихосложения... его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом»? И еще: «Кумир Державина 1/4 золотой, 3/4 ...»? Какой?
      45. Как изменил Грибоедов державинскую фразу: «Отечества и дым нам сладок и приятен»?


Ответы

      1. Мелкие церковные служители; арифметике учили «служивые», бывший каторжник, человек жестокий и невежественный — немец Розе.
      2. После смерти отца соседи отняли часть земель, принадлежавших Державиным, и мать не смогла отсудить их.
      3. В смещении Петра III Екатериной II и в ее коронации (1762).
      4. Федор Волков.
      5. Сжег на заставе, когда его не пропускали через чумной карантин в Петербург.
      6. О Пугачевском бунте.
      7. «Злодей» — в «Оде на знатность».
      8. Горация.
      9. М. В. Ломоносова.
      10. Все трое женились на трех сестрах Дьяковых.
      11. Без указания имени автора — анонимно: по словам Державина, он не был уверен в достоинствах своих стихов и не хотел ставить под ними своей фамилии.
      12. «Властителям и судиям» (1780).
      13. К судьям («Властителям и судиям»).
      14. «...царства», «...трон».
      15. Будущему императору Александру I.
      16. Екатерину II; киргиз-кайсацкая царевна.
      17. «Сказка о царевиче Хлоре», написанная Екатериной; из сказки Державин взял имя царевны киргиз-кайсацкой орды Фелицы (от лат. felicitas — счастье).
      18. Татарский мурза, издавна поселившийся в Москве, а живущий по делам своим в Санкт-Петербурге.
      19. В похвальной оде, адресованной царице, наряду с одической патетикой и высоким слогом — непринужденно-разговорный тон, грубоватый юмор, просторечия.
      20. Нет. Познакомившись с Екатериной II лично и близко узнав её, Державин отказался (не смог) писать о ней «средственны стишки», ибо «Богов певец не будет никогда подлец».
      21. В «Пиковой даме» П. И. Чайковского — ария Томского.
      22. Вельможа в оде «Вельможа» (1794).
      23. «Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом вкусный лимонад» (автор обращается к царевне в «Фелице»).
      24. «...правду».
      25. Державин побывал в личных секретарях у Екатерины, и она постаралась поскорее от него избавиться; Павел I назначил его правителем своего Совета, но вскоре за «непристойный ответ» отстранил; Александр I поручил Державину пост министра юстиции и был недоволен его излишне «ревностной» службой.
      26. «...гением».
      27. Ода «Бог» (1784).
      28. А. В. Суворову («Снегирь»).
      29. «Павлин», «Соловей», «Ласточка».
      30. В. Г. Белинского.
      31. Осень («Желание зимы»).
      32. «... музыки», «говорящей ...».
      33. Образ Водопада («Водопад»).
      34. «...ветчина», «...щи», «...пирог», «сыр...», «раки...», «...икра», «щука...».
      35. На-поле-он и Бог-рати-он.
      36. Оду и сатиру («Фелица»), оду и элегию («На смерть князя Мещерского»), высокий и низкий стили.
      37. Карамзин, Жуковский, Пушкин.
      38. «Евгению. Жизнь Званская» (1807) — сочетание шестистопного ямба с четырехстопным.
      39. «Чаадаеву»: «Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман».
      40. а) «...там гроб стоит»; б) «...где нужно действовать умом, Он только хлопает ушами»; в) «...Умом громам повелеваю»; г) «...раб», «...Бог»; д) «...страстьми владею», «...за всех болею»; е) «...Устрой её себе к покою»; ж) «...Но Русь любить».
      41. Свирель. В державинском словаре труба соответствовала высоким жанрам, лира — средним, цевница — низким.
      42. «Река времен в своём теченье Уносит все дела людей...» — о тленности и вечности; Осип Мандельштам.
      43. К. Ф. Рылеев — дума «Державин».
      44. Пушкину; «...свинцовый».
      45. «И дым отечества нам сладок и приятен» («Горе от ума»).


Д. И. Фонвизин
(1744—1792)

Вопросы

      1. Как первоначально писалась фамилия Фонвизин?
      2. Одновременно с Фонвизиным в Московской гимназии учились будущие знаменитости Г. Потемкин и Н. Новиков. Кто из троих закончил её, а кто был выгнан за неуспеваемость и леность?
      3. Какие три языка выучил в гимназии Фонвизин, что помогло ему впоследствии стать переводчиком?
      4. Перед юношей открылось три дороги: военная служба (у него уже был чин сержанта), учёба в университете и статская служба (чиновником). Что он выбрал?
      5. Жанр послания обычно был адресован или покровителям, или друзьям. К кому обращался Фонвизин в своем «Послании к ... »?
      6. В какой фонвизинской басне Лиса хитроумно восхваляет подвиги умершего тирана — Льва (напечатана лишь через 25 лет после ее написания)?
      7. В каком произведении Фонвизин осмеивает два типа русских дворян — слепо преданных старине и зараженных модной французоманией? Перечислите и тех и других.
      8. О какой героине Фонвизина современники говорили: «Вы очень хорошо наши нравы знаете, ибо ... ваша всем родня»?
      9. В какой момент сатирический герой Иванушка в комедии «Бригадир» вдруг вызывает сочувствие и из-за его фигуры вдруг выглядывает лицо автора?
      10. Какое событие, по мнению Фонвизина, грозило привести Российскую империю «на самый край конечного разрушения и гибели»?
      11. Что так возмутило Екатерину II, вызвав язвительный сарказм: «Худо мне жить приходит; уж г-н Фон Визин хочет учить меня царствовать»?
      12. По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»?
      13. Как изменились с фонвизинских времен значения слов «бригадир» и «недоросль»?
      14. Что значит имя Митрофан и в чем комизм фамилий-прозвищ его учителей?
      15. Почему положительный герой, близкий автору, носит имя Стародум?
      16. Простаковы и Скотинин — значимые фамилии, но в то же время естественные для русского языка и общеупотребительные в национальном обиходе. А как зовут идеальных героев? У них имена или фамилии?
      17. Знаете ли вы девичью фамилию Простаковой?
      18. Какой персонаж в комедии «Недоросль» не имеет ни имени, ни фамилии?
      19. Какая «дрянь» лезла в глаза Митрофанушке во сне?
      20. Кто из героев пьесы убоялся «бездны премудрости» и попросил от неё увольнения?
      21. Какую издевательскую фразу диктует своему ученику Кутейкин, а тот старательно записывает, ничего не понимая?
      22. Какие науки преподает Вральман и в качестве кого он служил прежде?
      23. Сколько лет Митрофану и можно ли назвать его мать старухой?
      24. Был ли он набитым дураком и ленивым увальнем?
      25. Чем, по мнению Митрофана, отличается существительное от прилагательного и есть ли в его ответе здравый смысл?
      26. Ответ Простаковой на вопрос, зачем нужна география, стал крылатым выражением, как и заявление её сына об учёбе. Процитируйте их.
      27. Кого укоряет Правдин — «негодница»? В женском или мужском роде употреблено это слово?
      28. Стародум, рассказывая о молодом графе, бывшем своем приятеле, называет его «сыном случайного отца». Значит ли это, что он незаконнорожденный?
      29. Продолжите высказывание Стародума: «Имей сердце, имей душу...».
      30. Как оправдывает свою фамилию Скотинин?
      31. О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь?
      32. Почему П. А. Вяземский считал, что Простакова стоит «на меже трагедии и комедии»?
      33. Какой финальной фразой заканчивается комедия и кто её произносит?
      34. На какой иностранный язык сразу же был переведен «Недоросль»?
      35. Какую роль в «Недоросле» сыграл сам автор в любительском спектакле?
      36. Через 40 лет после создания «Недоросля» декабрист К. Рылеев писал: «И Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране далёкой и суровой». Кого имел в виду Рылеев и что ожидало драматурга?
      37. Какой журнал (по имени одного своего героя) хотел издавать Фонвизин, но не получил разрешения? Почему?
      38. В этом журнале оживали прежние персонажи. Кто-то жаловался на свою семейную жизнь и измену мужа, а кто-то оплакивал кончину своей любимой Аксиньи. Можете ли вы угадать, кто эти герои и кто такая Аксинья?
      39. О чем писал Фонвизин в «Опыте российского сословника»? О сословиях?
      40. К кому обращался он в своей «Челобитной российской ... от российских писателей»?
      41. Какую необычную «Грамматику» сочинил Фонвизин, дав в ней сатирическое истолкование родов и чисел, склонений и падежей: «Падеж есть наклонение сильных к ... , бессильных к ... »? К чему?
      42. Менее чем через три года после смерти Фонвизина родился его преемник в комедийном жанре, и в новой комедии будут персонажи тоже со значащими именами, героиня носит имя фонвизинской, но действие перенесено из провинции в ... . Назовите драматурга, его пьесу, главных героев и место действия.
      43. К какому своему произведению Пушкин предпослал эпиграф из «Недоросля», даже не указав фамилии автора?
      44. Кого из фонвизинских персонажей Пушкин показал женатым, постаревшим, с кучей детей разных возрастов, а кого сделал похожим на Митрофана и дал ему в учителя второго Вральмана? Назовите произведения и героев.


Ответы

      1. Фон Визин и Фон Висин.
      2. Потемкина и Новикова исключили, а Фонвизин закончил гимназию.
      3. Латинский, немецкий и французский языки.
      4. Стал чиновником в иностранной коллегии — сначала переводчиком, позднее секретарем министра иностранных дел Н. И. Панина.
      5. «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1766).
      6. В басне «Лисица-кознодей» (строящая козни, лукавая, коварная).
      7. В комедии «Бригадир»: Бригадир, Бригадирша, Советник и — Иван, сын Бригадира, Советница.
      8. «...Бригадирша».
      9. Когда его разлучают с любимой женщиной, так как она замужем. Фонвизин тоже любил замужнюю женщину, и ему была знакома горечь разлуки.
      10. Пугачёвщина.
      11. Фонвизин составил под руководством Н. И. Панина проект конституции «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором главными пунктами законодательства были свобода и собственность.
      12. По поводу первого представления комедии «Недоросль» (1782).
      13. Бригадир — раньше воинское звание выше полковника и ниже генерала; теперь — руководитель бригады, производственного коллектива. Недоросль — дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на службу; сейчас — молодой недоучка, невежда, напоминающий фонвизинского Митрофанушку.
      14. «Похожий на мать» (с греч.); Кутейкин — кутья (поминальная и рождественская каша), Цыфиркин — цифра, Вральман (русск. «враль» и нем. «ман» — человек).
      15. Думающий по-старому, как в Петровскую эпоху.
      16. Правдин — это, скорее всего, фамилия, Милон — вероятно, имя (от милый) на иностранный манер, Стародум — сложное слово, не характерное для русских имен и фамилий (по типу украинских).
      17. Скотинина. Тарас Скотинин — её родной брат.
      18. Кормилица Еремеевна — это её отчество (Еремей — по-древнеевр. «Бог возвысит»).
      19. «Ты, матушка, изволила бить батюшку... ты так устала, колотя батюшку».
      20. Кутейкин.
      21. «Аз же есмь червь, аз есмь скот, а не человек, поношение человеков».
      22. Историю и географию; кучером у Стародума.
      23. 16 лет, а его матери не больше 40.
      24. Нет, он хитёр, находчив, изворотлив и непоседлив.
      25. Существительное существует само по себе, а прилагательное приложено к чему-то, к какому-нибудь месту (приводит пример с дверью).
      26. «Да извозчики-то на что ж?», «Не хочу учиться, а хочу жениться».
      27. Митрофана. Тогда так называли и мужчин, как «недотепа», «простофиля», «непоседа». Впоследствии образовалось слово «негодник».
      28. Нет. Сын отца, попавшего «в случай», которому повезло вырваться наверх.
      29. «...и будешь человек во всякое время».
      30. Больше всего любит свиней.
      31. Указ Петра III о «вольности дворянской», освобождающий дворян от обязательной государственной службы, установленной Петром I. Простакова понимает его как освобождение от всех обязанностей перед обществом и по отношению к крепостным крестьянам.
      32. Уродливая, животная любовь к сыну, губящая его, приносит и ей наказание и горе: она сталкивается с его чёрствостью и неблагодарностью.
      33. «Вот злонравия достойные плоды»; Стародум.
      34. На немецкий язык.
      35. Скотинина.
      36. Екатерину II; увольнение в отставку и опала. Обошлось без ссылки в Сибирь.
      37. «Друг честных людей, или Стародум» (1788); причиной запрещения журнала были острые, язвительные вопросы, заданные издателю «Собеседника любителей российского слова» (негласный руководитель — Екатерина II) и вызвавшие гнев императрицы, которая обвинила автора в «свободоязычии».
      38. Софья жаловалась на Милона, Скотинин горевал о смерти своей свиньи Аксиньи.
      39. Нет. «Сослово» — фонвизинский перевод латинского термина «синоним», т. е. это словарь синонимов (мир, покой, тишина).
      40. К Минерве, т. е. к Екатерине II.
      41. «Всеобщую придворную грамматику»; «...наглости», «...подлости».
      42. А. С. Грибоедов; «Горе от ума»; Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья; Москва.
      43. К «Повестям Белкина» — диалог Простаковой и Скотинина: «То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник». — «Митрофан по мне».
      44. В «Евгении Онегине» в гости к Лариным приехали «Скотининых чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов». В «Капитанской дочке» Петруша Гринёв и француз мосье Бопре, бывший парикмахер, а потом солдат.


А. Н. Радищев
(1749—1802)

Вопросы

      1. По окончании Пажеского корпуса юный Радищев был отправлен на учебу в германский университет, в котором незадолго до этого учился Гёте. О каком университете идёт речь?
      2. В юности Радищев пережил смерть близкого друга и на всю жизнь запомнил его завет быть твердым в своих убеждениях, несмотря ни на что. Как звали друга?
      3. Почему написанную им биографию Ф. Ушакова Радищев назвал не «Жизнь ... », а «Житие ... »? Какой жанр древнерусской литературы он пытался возродить?
      4. Что считал Радищев «даром небес бесценным» и «источником всех великих дел»?
      5. В каком произведении Радищев воспел право народа судить царя и возвести его на плаху?
      6. Как афористически выразил поэт мысль о связи церкви и государства: «Власть царска веру охраняет, Власть царску вера ... , Союзно общество ... »?
      7. Веря в будущую революцию, Радищев понимает, что не доживет до нее, но надеется, что потомки вспомнят о нем с благодарностью: «Под игом власти сей рожденный, Нося оковы позлащенны, Нам ... первый прорицал». Что прорицал?
      8. Создание какой независимой республики Радищев вначале приветствовал, а потом проклинал?
      9. Кому Радищев посвятил своё «Путешествие...» и тем самым отрезал пути возвращения на родину? Осудил ли тот автора за такое посвящение?
      10. Как называются главы в «Путешествии из Петербурга в Москву»?
      11. Как можно объяснить то, что цензор дал разрешение на издание книги?
      12. Обвиняя помещиков за то, что они оставляют народу только воздух, с кем сравнивает их писатель?
      13. Какой проект освобождения от крепостничества включает Радищев в «Путешествие...»?
      14. Если в России «две трети граждан лишены гражданского звания и в законе мертвы», то от чего следует ожидать свободы?
      15. Сколько дней крепостные работают на барина, а сколько — на себя?
      16. Против какого русского царя выступает писатель в главе «Новгород»: «Какое он имел право присвоять Новгород?»
      17. Радищев размышляет о соотношении права и силы: «Но на что право, когда ... сила? Может ли существовать ... , когда нет ... на привлечение его в действенность?» Какие слова пропущены?
      18. Что за странница, снимающая с глаз монарха бельма, является автору в аллегорическом сне?
      19. Пафос «Путешествия...» можно определить словами автора, стремившегося «соучастником быть во ... себе подобных». В чём?
      20. Кого из героинь XIX в. напоминает радищевская Анюта («Едрово»): «Как пойдет в поле жать — загляденье!», «Какая мастерица плясать! Всех за пояс заткнет!»?
      21. Каким «Словом» заканчивается «Путешествие...»?
      22. Глубоко уважая Ломоносова за независимость, в чём, однако, упрекал его Радищев?
      23. Как расправилась Екатерина II с Радищевым и его книгой?
      24. С каким деятелем французской революции сравнивали Радищева: «Знать, русский ... , поехал ты в Сибирь»?
      25. «Ты захочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду?» — писал Радищев по дороге в Сибирь и сообщал место своего заключения. Куда его везли?
      26. Какая русская «женщина с геройским духом», предваряя подвиг декабристок, поехала с детьми за мужем в Сибирь?
      27. Как предсказывал автор «Путешествия...», распространение передовых идей «на мысли и мнения ... не токмо не в силах оные истребить, но укоренят их и распространят». Чем не истребить мысли?
      28. Кто, по радищевскому мнению, «потребен для ношения имени сына Отечества»?
      29. В какой Комиссии Радищев работал, вернувшись из ссылки в правление Павла I?
      30. Из-за чего и как трагически оборвалась жизнь Радищева?
      31. Последние его слова, по воспоминанию сына, были: «Потомство ... за меня». Какая мысль, какая надежда утешали умирающего?
      32. Чему учил и учит Радищев: «Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни заточения, ниже самой ... »?
      33. Создавая вслед за Радищевым аналогичную оду, молодой Пушкин как бы уточнял начальные слова его «Путешествия...»: «Увы! Куда ни брошу взор, Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы». На какое радищевское высказывание опирался Пушкин?
      34. Дважды в своих стихах Пушкин упоминает имя Радищева, относит себя к его последователям и отмечает общность судеб, а в прозе пишет его биографию. Знаете ли вы названия стихотворений и статьи?
      35. В XIX в. другой дворянский революционер, тоже побывавший в ссылке и ставший эмигрантом, так оценит знаменитую радищевскую книгу: «Он написал серьёзную, печальную, полную слез книгу. Он осмелился поднять голос в защиту несчастных крепостных». Чей это отзыв?


Ответы

      1. О Лейпцигском университете.
      2. Фёдор Ушаков.
      3. В древнерусской литературе существовал жанр житий (агиографий) — описания жизни святых и мучеников. С ними сравнивал Радищев своего друга — «Житие Федора Васильевича Ушакова».
      4. Вольность.
      5. В оде «Вольность» (1783).
      6. «...утверждает», «...гнетут».
      7. «...вольность».
      8. Соединенных Штатов Америки («Вольность», «Хотилов», «Вышний Волочек»).
      9. Алексею Кутузову, с которым учился в Германии. Но тот ни разу не упрекнул своего друга юности и посылал ему в Сибирь ободряющие письма.
      10. По названиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву.
      11. Прочитав название книги, цензор решил, что это путеводитель, и читать не стал.
      12. Со зверями и пиявками — «звери алчные, пиявицы ненасытные».
      13. Во главе «Хотилов» — «путь повременным законоположениям к постепенному освобождению земледельцев в России».
      14. «...от самой тяжести порабощения».
      15. Все дни недели на барина, а ночи и праздники — на себя.
      16. Ивана Грозного.
      17. «...действует», «...право», «...силы».
      18. Прямовзора — Истина.
      19. «...благоденствии».
      20. Некрасовских крестьянок: «Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна», «Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет», «Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка» («Мороз, Красный нос»).
      21. «Словом о Ломоносове».
      22. Что он «бряцал» похвальными одами в честь императрицы.
      23. Радищев был предан суду, приговорен к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь, тираж книги уничтожен (1790). Однако более 20 экземпляров уцелели, спасённые от уничтожения, кроме того, сохранился черновик, и рукописные копии разошлись по России и попали за границу.
      24. «...Мирабо».
      25. «В острог Илимский еду».
      26. Вторая жена Радищева, свояченица (сестра первой жены, которая умерла) Е. Рубановская.
      27. «...гонения»; преследованиями.
      28. «Человек, человек потребен для ношения имени сын Отечества».
      29. В Комиссии по составлению законов.
      30. За неуступчивость и вольнодумство при обсуждении новых законов он получил предупреждение о новой ссылке и покончил с собой, приняв яд.
      31. «...отмстит»; об отмщении самодержавию.
      32. «...смерти».
      33. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».
      34. «Что вслед Радищеву восславил я свободу» (черновой вариант в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») и «Радищев, рабства враг, цензуры избежал, И Пушкина стихи в печати не бывали, Что нужды? Их и так иные прочитали» («Послание к цензору»); статья «Александр Радищев».
      35. А. И. Герцена.


Н. М. Карамзин
(1766—1826)

Вопросы

      1. Какая дворянская традиция соблюдалась в семье Карамзиных по отношению к сыну, как и в семействе Гринёвых в «Капитанской дочке» Пушкина?
      2. Карамзины, Карамазовы, Каракозовы — волжские фамилии восточного происхождения. Что в них восточного?
      3. В московском «Дружеском обществе» Карамзин нашел свой идеал и навсегда сохранил к нему уважение, выступив в его защиту после ареста, а после его смерти ходатайствовал за детей покойного. Кто это был?
      4. Одним из старейших товарищей молодого Карамзина стал друг Радищева, учившийся с ним в Пажеском корпусе и Лейпцигском университете. Назовите его.
      5. В каком журнале для детей, организованном впервые в России Н. И. Новиковым, сотрудничал двадцатилетний Карамзин?
      6. В молодости он сравнивал себя с Дон Кихотом, но называл рыцарем не «печального образа», а какого?
      7. Какое путешествие совершил начинающий литератор в 23 года, чтобы позднее написать о нём книгу?
      8. Кого из знаменитых философов навестил молодой москвич в начале путешествия, специально заехав для этой встречи в Кёнигсберг?
      9. В каких идеалах разочаровался Карамзин, став свидетелем французской революции: «Век ... ! Я не узнаю тебя — в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушения не узнаю тебя!»?
      10. Кто из русских писателей, потрясённый исходом другой французской революции, через полвека вспомнит эти карамзинские слова?
      11. Считая себя «республиканцем в душе», Карамзин видит в республике недосягаемую мечту, царство добродетели, а потому выбирает более надёжное правление. Какое?
      12. Какой журнал начинал издавать Карамзин, печатая в нём главным образом собственные сочинения — стихи, прозу, статьи, переводы?
      13. Кого восхвалял он в одном из своих стихотворений: «Царь, как странник, в путь идёт И обходит целый свет. <...> Чтоб везде добро сбирать, Душу, сердце украшать Просвещения цветами, Трудолюбия плодами»?
      14. Кого Карамзин считал «первым нашим поэтом» и привлёк к сотрудничеству в издаваемом им «Московском журнале»?
      15. Какое произведение английского писателя-сентименталиста послужило для Радищева и Карамзина образцом для написания путевых книг?
      16. Что, по мнению Карамзина, «укрепляет разум познаниями» и «питательно для духа и сердца нашего»?
      17. Что дает право писателю браться за перо — не образование, не ум и даже не талант, а ... ?
      18. Карамзин утверждал, что «дурной человек не может быть хорошим ... ». Кем?
      19. В ком Карамзин видит истинного философа: «Тот есть для меня истинный философ, кто со всеми может ... в мире, кто любит и ... с его образом мыслей»?
      20. С кем из предшественников полемизировал молодой Карамзин, утверждая, что долг поэта — «вымышлять» и истинный певец — «искусный лжец», но впоследствии назвал его «органом патриотизма»?
      21. Почему карамзинское признание в любви: «Он нежной женщины нежнейшим другом был» — представлялось современникам неслыханной смелостью?
      22. Какую область словесности и литературный жанр избирает писатель, утверждая, что они способны передать не только многообразие внешнего мира, но и «музыку души»?
      23. Чем объясняется выбор имени героини самой знаменитой повести Карамзина?
      24. Какой смысл вложен автором в эпитет «бедная» в заглавии повести?
      25. Как просвещенное дворянство стало после «Бедной Лизы» называть своих сыновей и что означает это имя?
      26. Какие окрестности, описанные в повести, стали любимым местом паломничества образованной публики и связаны ли они с биографией автора?
      27. По поводу какого события в «Бедной Лизе» повествователь делится с читателями своими переживаниями: «сердце мое обливается кровью в сию минуту», «смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему»?
      28. Как поступила со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст, Лиза? Не помните ли вы аналогичную ситуацию у Пушкина?
      29. В какой формуле выразил писатель основную идею своей повести?
      30. Почему концовка повести: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» — казалось многим современникам Карамзина кощунственной?
      31. Известны ли вам эпиграммы на карамзинскую повесть, написанные в форме эпитафии?
      32. В каких произведениях русской литературы XIX в. отразился и преобразился сюжет о соблазненной поселянке, а в каких появляется имя Лизы — кроткой и чувствительной героини?
      33. Кто из писателей XIX в. употребил эпитет «бедный» в заголовках своих произведений?
      34. В какой опере русского композитора на пушкинский сюжет отчетливо слышны отзвуки карамзинской повести?
      35. Карамзин высказывал желание создать «галерею россиянок, знаменитых в истории». Воплотил ли он это желание в своём творчестве?
      36. Какие слова Карамзин ввел в русский язык, в каких открывал новые смысловые семантические оттенки, а какие изгонял из литературы? К кому применил он неологизм «сердценаблюдатель»?
      37. О каком произведении Карамзина Пушкин отозвался как о «подвиге честного человека», а Герцен — как о «великом творении»?
      38. По мнению писателя, «суд истории единственный для государей, кроме суда ... , не извиняет и самого счастливого ... ». Чего?
      39. Какой вывод, по примеру Ф. И. Толстого-Американца, сделали тысячи людей, прочитав «Историю государства Российского»: «Оказывается, у меня есть ... »?
      40. С чем сравнивал Карамзин-историк «ужасное нашествие татар», погружаясь в разные века и замечая, что во все времена «варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе»?
      41. Знаете ли вы эпиграмму молодого Пушкина на «Историю...» Карамзина: «В его „Истории“ изящность, простота Доказывают нам без всякого пристрастья ... »? А как дальше?
      42. Какое событие современности карамзинисты назвали «вооруженной критикой на „Историю государства Российского“»?
      43. Последними словами последнего тома «Истории...» были: «Орешек не сдавался». Какого тома и о каком Орешке идёт речь?
      44. За 40 лет до Лермонтова Карамзин хотел показать «героя нашего времени» и дал своей незавершенной повести сходное с лермонтовским романом название. Какое?
      45. Какую меткую и лаконичную характеристику заслуг Карамзина перед русской культурой дал Пушкин: «первый наш ... и последний ... »?


Ответы

      1. С детства, даже с рождения, записывать сыновей на военную службу.
      2. Кара — по-тюрк. «черный».
      3. Н. И. Новиков — известный просветитель, издатель и публицист.
      4. А. М. Кутузов.
      5. «Детское чтение для сердца и разума».
      6. «Рыцарем весёлого образа».
      7. За границу — Германия, Швейцария, Франция, Англия (1789—1790). «Письма русского путешественника» (1791—1795).
      8. Иммануила Канта.
      9. «...Просвещения»; в просветительских.
      10. А. И. Герцен в 1848 г.
      11. Монархическое — «монархическое правление гораздо счастливее и надёжнее».
      12. «Московский журнал» (1791—1792).
      13. Петра Великого.
      14. Г. Р. Державина.
      15. «Сентиментальное путешествие» (1768) Л. Стерна.
      16. Путешествия.
      17. Сердце — «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием всеобщего блага» и сочувствием ко «всему горестному, всему угнетенному».
      18. «...писателем».
      19. «...ужиться», «...несогласных».
      20. С Державиным, считавшим, что долг поэта — говорить правду.
      21. Оно было обращено к замужней женщине Н. И. Плещеевой, с которой Карамзина связывала многолетняя чувствительная дружба.
      22. Прозу и повесть.
      23. Первый источник — европейская литература (Элиза у Стерна, Элоиза у Руссо, Луиза у Шиллера), второй — московская топонимика: название пруда «Лисин», превращенное в «Лизин».
      24. В двух значениях — как неимущая и как несчастная, т. е. в материальном и духовном плане.
      25. Эрастами (по-греч. «милый»).
      26. Окрестности Симонова монастыря и «Лизин пруд», где в юности любил бродить Карамзин и уединялся там с книгой.
      27. При изображении трусливой попытки Эраста откупиться от Лизы, сунув ей в карман 100 рублей.
      28. Послала их матери вместе с известием о своей смерти — и материнские «глаза навек закрылись». Ситуация с деньгами описана у Пушкина в «Станционном смотрителе», но ими откупается от отца похититель дочери.
      29. «И крестьянки любить умеют» — эта формула стала гуманистическим и демократическим кредо русской литературы.
      30. Самоубийство осуждалось церковью, и самоубийцы должны были попасть в ад. Автор же, сочувствуя героине, надеется на ее спасение и на встречу с ней в загробном мире.
      31. «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста. Топитесь, девушки; в пруду довольно места», «Под камнем сим лежит Эраст Чертополохов, Скончался в середу от слез, любви и вздохов».
      32. В повести «Станционный смотритель» и драме «Русалка» Пушкина; в поэмах Баратынского «Эда» и Козлова «Безумная», в «Бедных людях» и «Идиоте» Достоевского, «Воскресении» Толстого. Лиза — в «Горе от ума» Грибоедова, в «Барышне-крестьянке» Пушкина, Лизавета Ивановна в «Пиковой даме» Пушкина, Лиза в «Дворянском гнезде» Тургенева, «Войне и мире» Толстого, «Бесах» Достоевского, Лизавета в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых» Достоевского.
      33. «Бедные люди» Достоевского, «Бедная невеста» Островского.
      34. В «Пиковой даме» Чайковского: имя Лиза (а не Лизавета Ивановна), взаимная любовь и обстоятельства, препятствующие ей, и трагический финал (героиня топится).
      35. Написал повесть «Марфа-Посадница» о вдове новгородского посадника, возглавившей борьбу новгородцев против захватнической политики Москвы.
      36. Промышленность, общественность, занимательность, человечный, трогательный, утонченный, общеполезный; потребность, развитие, образ (применительно к искусству); изба (хижина), мужик (селянин), парень (юноша); к писателю.
      37. Об «Истории государства Российского».
      38. «...небесного», «...злодейства».
      39. «...Отечество».
      40. С набегами на Рим и Византию северных варваров, среди которых были и древние славяне.
      41. «...необходимость самовластья И прелести кнута».
      42. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.
      43. В 12-м томе речь шла о Смутном времени и об осаде шведами города Орешек в 1611 г.
      44. «Рыцарь нашего времени» (1802—1803).
      45. «...историк», «...летописец».

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>