Беляева Н. В. Литература. 10 класс. Поурочные разработки


Урок 11*. «Невыразимое подвластно ль выраженью?» 1

Художественный мир русской романтической поэзии. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Державина, Жуковского, Батюшкова.

      Цель урока-семинара состоит в обобщении знаний о русской романтической поэзии начала XIX в. и совершенствовании умений создавать устные (доклады) и письменные (сочинения) высказывания на литературную тему.
      Для подготовки к уроку учащимся заранее предлагается план семинарского занятия, включающий в себя систему индивидуальных и групповых вопросов и заданий.

План семинара

      1. Национально-исторические особенности русского романтизма.
      Отсутствие связи с буржуазными преобразованиями и реформами, «сосуществование» романтизма рядом с классицизмом и сентиментализмом, прогрессивная роль литературной журналистики, активная жизнь и деятельность литературных обществ.
      2. Периодизация русского романтизма (1801—1815; 1816—1825; 1826—1840).
      Психологическая, социальная и философская ветви русского романтизма. Главные представители этих направлений: Жуковский, Батюшков; Рылеев и поэты-декабристы; Баратынский и поэты-любомудры.
      3. Романтизм как художественный метод.
      Неукоснительное требование свободы личности и творческой свободы. Первенство духа перед плотью как стремление к совершенству человеческой природы.
      4. Картина мира в творчестве поэтов-романтиков.
      Обособление личности от земного мира. Господство духовного над материальным. Субъективное и чувственное восприятие мира. Чувство неудовлетворенности несовершенством мира и жажда совершенства и красоты. Романтическое двоемирие. Романтическая ирония. Искусство — единственный посредник между человеком и Богом.
      5. Особенности сюжета, героя, общества в романтическом произведении. Система жанров и особенности стиля творчества романтиков.
      6. Сущность реформы литературного языка в начале XIX в. Споры о языке. Шишковисты и карамзинисты.
      После изучения лирики Державина, Жуковского и Батюшкова можно предложить учащимся домашнее сочинение.

Урок 12. «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами» 2

А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного). Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине.

      Творческий путь Пушкина условно делится на несколько периодов, которые можно отразить в хронологической таблице, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого этапа.
      Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей. Родители мало занимались воспитанием, приглашали гувернеров, растивших детей на французский манер. Важным для развития поэта стало общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, преподавшими ему первые уроки русской речи и русской культуры.
      В лицее Пушкин-поэт формировался под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В ранней лирике проявляются патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с эпикурейством и анакреонтикой; начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка.
      Петербургский период отмечен тяготением к активному романтизму, декабристским настроениям. Поэт приобщается к либеральным ценностям, дружит с будущими декабристами. Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторскую поэму «Руслан и Людмила». Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике южного периода. Появляются поэмы, герои которых — сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В творчестве этого этапа отражены две противоположные грани романтического мироощущения: поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы и начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов.
      В Михайловском лирика поэта становится проще по форме, содержит меньше картинных сравнений и метафор, но делается более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как «Сожженное письмо», «К***», «Вакхическая песня», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», исполненные гуманизма и глубокого общечеловеческого содержания, философского осмысления жизни. Создается трагедия «Борис Годунов», где отразились новаторские принципы «истинного романтизма», определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В пьесе в исключительных обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей. Эти свойства «истинного романтизма» поэт впоследствии преодолеет, что ознаменует новый этап на его пути к реализму.
      После поражения декабристского восстания Пушкин остается верным идеалам декабристов («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Создаются непревзойденные лирические стихи «Зимнее утро», «Я вас любил...», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», где выражены глубокие симпатии к окружающему миру, природе, соединенные со светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы наполняются философским содержанием.
      30-е годы — вершина творчества Пушкина. Его волнуют вечные проблемы бытия, завершен «Евгений Онегин», тема поэтического творчества приобретает философский характер. Но уже в Болдинскую осень в стихах сквозит подавленное душевное состояние («Бесы»), которое поэт пытается преодолеть («Элегия»). Появляется реалистическая проза, которой еще не было в русской литературе. В «Повестях Белкина» читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать.
      Новаторскими становятся и «Маленькие трагедии», где изображена цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку.
      После Болдинской осени Пушкин создает повесть «Пиковая дама», работает над романами «Дубровский» и «Капитанская дочка». В петербургской повести «Медный всадник» он пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально-философском аспекте.
      В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение «Вновь я посетил...», создается значительный по глубине мысли и нравственному содержанию «каменноостровский» лирический цикл. О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном незадолго до смерти.
      После гибели поэта оценки его творчества и вклада в русскую культуру неоднократно звучали в пушкиноведении. Одной из таких оценок явилась «Речь о Пушкине» Ф. М. Достоевского, произнесенная 8 июня 1880 г. в связи с открытием памятника поэту в Москве.
      На протяжении нескольких десятилетий Пушкин жил в творческом сознании Достоевского. Его размышления о поэте выразились в статье «Пушкин» (1880). Первоначально это была речь, произнесенная на открытии памятника Пушкину. Впоследствии она была включена в «Дневник писателя», явившись последним литературно-критическим выступлением Достоевского.
      Главная мысль речи — в абсолютном, непреходящем значении Пушкина для мировой культуры. Для статьи характерна как ораторская публицистичность, так и глубокие литературно-критические оценки. В речи заметно влияние традиций русской литературной критики: отголоски высказываний Гоголя, Белинского, Дружинина о Пушкине. В начале статьи Достоевский использовал известные слова Гоголя, что Пушкин «чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Но Достоевский прибавляет к ним слово «пророческое», ставшее ключевым в речи. Писатель этим указывает, что творчество Пушкина, отличающееся национальным своеобразием и самобытностью, не только стало явлением истории русской литературы, но и имеет непреходящее значение, так как связано с жизнью современного человека.
      Безусловно, Достоевский был знаком со статьей Дружинина «А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений», так как высказывает в речи мысли критика о современности поэмы «Цыганы», говоря, что Алеко — «тип постоянный и надолго у нас поселившийся». «Русские скитальцы» (Алеко, Онегин, в этом же ряду можно рассматривать и Раскольникова), или «гордый человек», по Достоевскому, — это люди, поставившие себя выше других, мотив их поступков общий: «Я — выше, чем не я», и убийство для них есть средство самоутверждения. Они предъявляют к людям требования неизмеримо большие, нежели к самим себе. Простые люди отвергают «закон гордого человека» («Оставь нас, гордый человек»). И поэтому Достоевский призывает их к смирению («Смирись, гордый человек!»). Смириться должен, по Достоевскому, не Человек с большой буквы, а такие, как Алеко, Онегин, Раскольников.
      В оценке Татьяны Лариной Достоевский, несомненно, опирался на Белинского, многократно заимствуя у него словосочетание «русская женщина». Однако Белинский осуждает Татьяну за ее слова: «Но я другому отдана, я буду век ему верна». А Достоевский видит в предпочтении долга любви «нравственное разрешение этого вопроса». В ответе Онегину проявился русский национальный характер Татьяны, обладающей, по мысли писателя, врожденным чувством справедливости. В черновом варианте статьи Достоевский писал: «Финал „Онегина“: русская женщина, сказавшая русскую правду». В трактовке образа Татьяны проявилась та же попытка «глобального прочтения Пушкина», так как Достоевский оценивал героиню с этико-исторической точки зрения. Нравственный идеал Пушкина совпал не только с нравственным идеалом Достоевского, но и с общественным идеалом того времени, что обеспечило невиданный успех речи.
      Историко-литературное значение речи Достоевского выразилось в том, что писатель смог доказать России величайшее мировое значение Пушкина и сумел сделать это силой словесного искусства. Речь о Пушкине поставила перед мыслящей Россией вопросы, которые всегда волновали русскую интеллигенцию. В речи о Пушкине проявились черты многолетних размышлений Достоевского, которые отразились и в его творчестве, а также важные черты личности писателя: обостренное восприятие русской истории и русского человека, максимализм в решении нравственно-этических проблем. Речь была воспринята слушателями с восторгом и энтузиазмом, что объяснялось реальной общественной ситуацией. Таким образом, Достоевский показал исключительность личности Пушкина, возвысив ее над обыденной жизнью, оценив его как гения поэзии, великого мыслителя, творческую личность.
      Итог урока. Жизнь и основные этапы творческого пути Пушкина подтверждают непреходящее значение поэта для мировой культуры. Оно выражается в гуманизме его лирики и ее национально-историческом и общечеловеческом содержании, слиянии в ней гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества подтверждает тенденцию, связанную с развитием реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Достоевский подчеркнул в Пушкине силу духа, человеческое достоинство и независимость, показал его вклад в русскую культуру в контексте современной писателю жизни, что сделало образ Пушкина нравственным идеалом не только для эпохи Достоевского, но и для русского человека XX и XXI вв.

Уроки 13—14*. «И между тем грозы незримой сбиралась туча надо мной!..» 3

Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Если жизнь тебя обманет...». Преодоление трагизма мировосприятия.

      На уроке учащиеся познакомятся с новыми фактами жизни Пушкина периода южной и михайловской ссылок и с наиболее значительными стихотворениями этого времени. Рассказ о событиях жизни поэта либо излагается в кратком сообщении учителя, либо может быть поручен подготовленным учащимся. В качестве индивидуального задания школьники гуманитарных классов могут проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.
      Основная часть уроков посвящена анализу стихотворений Пушкина южного и михайловского периодов.
      Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило...»
      1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.
      2. Какие черты романтизма проявились в нем? (Это элегическое раздумье о жизни и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и мечтаний. Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле и т. д.)
      3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и внутренние порывы души? (Реальные события становятся основой для психологического переживания, выраженного в форме элегического воспоминания.)
      4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? (Грозная стихия океана созвучна душе поэта.)
      5. В каком ключе рисуется в стихотворении природа? (Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.)
      6. На чем основана композиция стихотворения? (Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.)
      7. Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило...» со стихотворением Батюшкова «Тень друга». Как проявились в пушкинском стихотворении принципы «школы гармонической точности»?
      Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья...»
      1. Какова история создания стихотворения? (Стихотворение было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».) Докажите, что это элегия.
      2. Какова композиция стихотворения? (Элегия делится на две части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.)
      3. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?
      4. Какая лексика помогает изображению душевного состояния лирического «я»? Что в ней характерно для романтического стиля?
      5. Индивидуальное задание. Найдите черты сходства в переживаниях лирического «я» стихотворения «Я пережил свои желанья...» и главного героя поэмы «Кавказский пленник». Подтвердите свои мысли примерами.
      Вопросы и задания к стихотворению «Демон»
      1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения.
      2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.
      3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?
      4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?
      5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
      6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Демон» с XV строфой главы I романа «Евгений Онегин».
      Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...»
      1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.
      2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?
      3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении «Пророк».
      4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.
      5. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «И путник усталый на Бога роптал...» с балладой Лермонтова «Три пальмы».
      Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет...»
      1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?
      2. В чем философский смысл стихотворения?
      3. Как он связан с библейскими мотивами?
      4. Как в стихотворении проявляются присущие лирике Пушкина гуманизм и оптимизм?
      Итог уроков. Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни. Двойственное романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их иронического отрицания. Однако поэт смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь. Поэтому в романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, приоритета свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.

Урок 15. «Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар...» 4

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень».

      Тема поэта и поэзии, смысла поэтического творчества и оценки труда поэта — важнейшая в творчестве Пушкина. В основной школе уже изучены «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», поэтому на уроке полезно вспомнить особенности их проблематики и поэтики. Вслух могут быть прочитаны стихотворения «К другу-стихотворцу» и «Поэт и толпа». Индивидуальные сообщения учащихся об истории создания и идейно-эстетическом звучании этих стихотворений могут быть включены в ход урока.
      Тема поэта и поэзии прозвучала уже в первом опубликованном стихотворении Пушкина «К другу-стихотворцу». Лирический герой стихотворения рассуждает о поэтическом даре со своим другом Аристом и подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща. Он уже понял, что «на Пинде лавры есть, но есть там и крапива...», что «хорошие стихи не так легко писать», что «не так, любезный друг, писатели богаты». В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов. Юный поэт уверяет друга:

Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы...

      Однако полученный свыше поэтический дар «требует поэта к священной жертве». Это пришлось испытать Пушкину не раз. Поэтому его стихи о поэте и поэзии наполнены полемическим пафосом о предназначении поэта, об оценках его творчества толпой и им самим. В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) отразилась внутренняя полемика Пушкина со сторонниками извлекать из поэтических творений практическую пользу. Чернь требует у поэта:

Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.

      Но лирический герой стихотворения видит «пользу» поэзии не в земном, бытовом наполнении, а в сфере небесной, духовной. Поэт гонит от себя толпу, потому что он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», но это не исключает и его способности «глаголом жечь сердца людей» — поэтической декларации, заявленной в «Пророке».
      Еще в Михайловском Пушкин создает стихотворение «Разговор Книгопродавца с Поэтом», которое является диалогом поэта-романтика с книгопродавцем, также видящим в поэзии лишь прагматический аспект. Это стихотворение может стать материалом для совершенствования навыков анализа лирического текста, поэтому его следует изучать в режиме практикума.
      Вопросы и задания к стихотворению «Разговор Книгопродавца с Поэтом»
      1. Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтиков? Подтвердите свои мысли примерами.
      2. Какая лексика и стилистика характерны для эстетической позиции Поэта? Как лексико-стилистический анализ помогает понять смысл стихотворения?
      3. Докажите, что для Поэта поэзия выше всего земного.
      4. Какова пушкинская оценка творческой позиции Поэта?
      5. Почему в финале Поэт переходит на прозу?
      В стихотворении «Поэт» творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности. В нем ставится альтернатива: поэт — избранник или он свой «среди детей ничтожных мира»? Пушкин решает этот вопрос новаторски. Поэт у него становится Божьим избранником лишь в минуты творчества.
      Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»
      1. Как композиция стихотворения помогает понять его смысл?
      2. Сопоставьте ключевые образы, лексику и стилистику двух частей стихотворения. В чем смысл их противопоставления?
      3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
      4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
      5. Как можно объяснить поведение поэта в процессе творчества? Почему он бежит от мира и людей?
      6. Как Пушкин решает в стихотворении проблему поэта и толпы?
      7. Чем вторая часть стихотворения созвучна стихотворению «Пророк»?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Поэт» со стихотворением Веневитинова с тем же названием.
      Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») связано с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью Божию». А в стихотворении «Поэту» он обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду толпы тем, что он сам — «свой высший суд». Строгая поэтическая форма сонета — результат размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.
      Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»
      1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
      2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
      3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
      4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
      5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
      6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
      Вопросы и задания к стихотворению «Осень»
      1. Соответствует ли поведение человека сезонным изменениям в природе?
      2. Что происходит с природой в разные времена года и как в это время ведет себя человек?
      3. В чем философский смысл пробуждения творческого вдохновения осенью, когда природа увядает?
      4. Можно ли утверждать, что осенью поэт творит новый мир вопреки увяданию природы?
      5. Какой характер придают стихотворению его разговорные интонации: многочисленные обращения, восклицания, вопросительные конструкции?
      6. Почему стихотворение заканчивается открытым финалом? В чем его драматический смысл?
      7. Что нового вносит стихотворение «Осень» в развитие темы поэта и поэзии в лирике Пушкина?
      8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Осень» и описание природы в романе «Евгений Онегин» (гл. IV, стр. XL—XLII). Какова роль изобразительно-выразительных средств языка для создания этих пейзажных картин?
      Итог урока. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Она итог его глубоких раздумий о назначении поэзии и смысле жизни поэта, о высокой и непреходящей ценности искусства, о нерукотворных памятниках, которые создают художники слова, о тайной свободе их творчества. Пушкин уверен, что поэтические произведения создаются не по заказу, а по «веленью Божию», поэтому поэт — это избранник, провозглашающий миру идеалы добра, истины и красоты.


1 Жуковский В. А. Невыразимое // В. Жуковский. Стихотворения. — М., 1936. — С. 279.
2 Цит. по: Платонов А. П. России первая любовь: Сборник: Стихи. — М., 1989. — С. 12.
3 Пушкин А. С. Руслан и Людмила // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 209.
4 Пушкин А. С. «Увы! язык любви болтливый...» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 142.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>