Слово растаман не зафиксировано ни в одном нормативном словаре русского языка, не попало еще и в словари жаргонов, хотя в последние годы оно весьма активно употребляется в речи молодежи, откуда проникло и на газетные страницы, и в тексты художественной литературы. По страницам романов современных петербургских авторов гуляют то “парни в растаманских косичках” (Илья Стогоff. “Мачо не плачут”), то распустивший “из-под вязаного чепца лапшу/дрэды <…> растаман, похожий на чучело собаки пули из Зоологического музея” (Павел Крусанов. “Бом-бом”)

Растаман (или “растафарианец”, или “раста”) – представитель особой субкультуры, зародившейся в среде афро-американцев, потомков чернокожих рабов. Местом рождения растафарианства был, по-видимому, остров Ямайка, где находились самые крупные невольничьи рынки. Главная идея растафарианства – стремление к возвращению на родину и избавлению от “Вавилона”, под которым подразумевается цивилизация вообще (именно об этом “Вавилоне” и поется в одноименной песне популярной некогда “ямайской” группы “Boney M”).
Религиозные представления растаманов представляют собой причудливую смесь идей православия с национальными эфиопскими мифами. Верховным богом почитается у них Джа (Jahveh, т.е. Яхве). В качестве других божеств предстают Хайле (он же Джа Растафарай, он же эфиопский император Хайле Селассие I, правивший с 1930 до 1975 года и проповедовавший идеи ненасильственной борьбы за освобождение “не только рассеянных по свету эфиопов, но и вообще людей, зверей, трав и прочих форм жизни”. Его считают земным воплощением бога Джа. До коронации Хайле Селассие I носил имя Рас (по-эфиопски “принц”) Тафари Маконнен, и, по-видимому, с этим его именем и следует связывать этимологию слова “растаман” – “человек Раста”) и Марлив (Боб Джа Марли, лидер группы “THE WAILERS”. Его слова: “Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков”, – стали девизом растаманов всего мира. 11 мая 1981 года Боб Марли умер и был провозглашен святым).
Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю “рэггей” (raggae) – это культовая музыка, посвященная богу Джа. “Музыка рэггей – это вибрации всех светлых людей этого мира”, – утверждал Боб Марли. В Россию рэггей пришел недавно, в 80-х годах. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы “Воскресенье”, “Аквариум” и “Кабинет”. Правда, они только использовали ритмы рэггей в своем творчестве. Сейчас же в России огромное множество истинно растаманских команд: “Shamansky Beat”, “Dub TV”, “Green Point”, “Карибасы”, “Комитет охраны тепла” и, конечно же, “главные по рэггей” – “Jah Division”. В одежде каждого истинного растамана можно найти цвета эфиопского флага: красный, желтый, зеленый. Обычное одеяние растамана – это просторная рубаха и полотняные штаны; буйство дредлоков (‘dredlocks’- “дрэды”, косички, служащие напоминанием об африканских корнях и гриве льва; согласно мифу, именно по этим косичкам бог Джа, когда наступит Конец Света, сможет узнать растамана и, ухватив за них, вытащить его на небо) на голове растамана укрощает огромный цветастый берет, а голые ноги в сандалиях позволяют чувствовать земные вибрации.
В современном молодежном жаргоне слово растаман стало обозначать молодого человека, который обладает лишь некоторыми внешними признаками, сближающими его с последователями идей растафарианства. Растаман – тот, кто слушает рэггей, курит “травку”, носит просторные одеяния и заплетает волосы в “дрэды”, а по мироощущению мало чем отличается от безвозвратно ушедших в прошлое хиппи. Именно таким растаманам и посвящена одна из песен, вошедших в новый альбом “Песни рыбака” группы “Аквариум”, – “Растаманы из глубинки”.

gramma.ru