Маранцман В. Г. Литература. 10 класс. Методические рекомендации


ЦЕЛИ  И  СТРУКТУРА  КУРСА  ЛИТЕРАТУРЫ
В  10  КЛАССЕ

       Модернизация образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10 классе. Общие принципы изучения словесного искусства в базовой и профильной школах не исключают своеобразия программ в каждой из них.
      Профильная гуманитарная школа отличается от базовой не только бóльшим числом изучаемых произведений и авторов, но и характером анализа литературных явлений. Эстетическая направленность анализа в профильной школе акцентирует внимание на структуре художественного текста и предлагает широкий диапазон творческих работ художественного, публицистического и даже исследовательского характера.
      Особенностью профильной школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, постоянное внимание к взаимодействию разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино.
      Старшеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Для литературного развития школьников в это время становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия, в свою очередь, становятся концепционность осмысления текста (то есть обнаружение его смыслового единства) и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа.
      Основываясь на сдвигах в литературном развитии школьников, уроки литературы вправе развернуть перед ними картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов. Для учеников становятся доступными систематизация многих фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное представление об историко-литературном процессе и творческом пути отдельных писателей.
      Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы, тем более что необходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение и т. д.).
      История литературы в школьном варианте предстает в основных своих фактах и явлениях, не охватывая всей многослойности литературного процесса. Имена многих писателей уже знакомы ученикам, и полезно обратиться к тем явлениям, которые остались живыми в памяти поколений. В школе надо наметить контуры литературного процесса, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова. Сегодня это особенно необходимо, так как только системное мышление поможет школьникам «в просвещении стать с веком наравне». В курсе литературы старших классов сохраняются те литературные явления, которые стали поворотными в литературном процессе и перешагнули границы своего времени, оставшись доступными и содержательными для читателей следующих поколений.
      Особенностью литературы второй половины XIX в. является ее развитие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным (прослеживая творческий путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания) выявить, как несходно они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесенности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов), представляющих героя времени (И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский) и идеал человека (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов).
      Возникающие в рамках одного художественного метода его разновидности и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать индивидуальность воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. С. Тургенева, полифонизм Ф. М. Достоевского, «диалектика души» Л. Н. Толстого, лаконизм и сдержанность А. П. Чехова и т. д.).
      Главной задачей курса литературы 10 класса является изучение творческого пути писателя как развития его личности и восприятия исторического и эстетического движения эпохи, что может быть обозначено мотивом «Литература и история».
      Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы — XIX век. Начальные обзоры имеют целью показать нравственное и эстетическое своеобразие русской литературы, дать представление о сложности и необходимости перехода литературы от романтизма к реализму. Для конкретной характеристики этого процесса рассматриваются произведения Гофмана, Мериме, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, причем в профильной школе шире состав изучаемых произведений и сложнее задачи их анализа.
      Изучая творчество Пушкина в базовой школе, мы сосредоточены на произведениях лирики, которые философски осмысливают темы свободы и закона в жизни общества, поэзии и любви, смысла человеческой жизни и пути в бессмертие. Работа над поэмой «Медный всадник» подводит итог этим размышлениям. В профильной школе к этому прибавляется изучение трагедии «Борис Годунов» и осмысление художественных интерпретаций пушкинской лирики. При обращении к произведениям Лермонтова особое внимание в базовой школе уделено темам «поэт и светское общество», «любовь и одиночество». В профильной школе дополнительно изучается поэма «Демон».
      В 10 классе исторический материал более локализован, чем в 9 классе, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Выявлению национальной самобытности русской литературы служит и сопоставление ее с зарубежной литературой — писателями, чье влияние было особо значимо для русской словесности этого периода (П. Мериме, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, А. Рембо). Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал неповторимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы:
      1. Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия и философия, литература и критика, герой времени и пути развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).
      2. Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы развития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. ХIХ в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.).
      Теоретико-литературное образование учащихся стимулируется анализом конкретных произведений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искусства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический закон преломляется художественной индивидуальностью писателя.
      Сюжетную основу исторических обзоров можно представить как историю центральных русских журналов «Современник» и «Отечественные записки», поскольку почти все писатели, изучаемые в курсе литературы 10 класса, были не просто хорошо знакомы, но связаны личными, порой противоречивыми и драматичными отношениями, которые можно проследить и через историю публикаций, рецензий, критических статей об их творчестве. Развитие этих отношений, споры, сближение и расхождение этих людей во многом определили само развитие русской литературы второй половины XIX в. Мотив личных и творческих отношений, «притяжений и отталкиваний» может пройти через отдельные темы и зазвучать в полную мощь в обзорах, фиксирующих значимые моменты общественной и культурной жизни России (смерть Гоголя, основание журнала «Современник», раскол «Современника», открытие памятника Пушкину в 1880 г.).
      Связи и противостояния эпох и литературных направлений раскрываются не только в обзорах, которых в 10 классе неизбежно много, но и в анализе конкретных произведений двух-трех авторов, характерных для каждого периода. Возможность такого обозрения разных «пластов» литературы обеспечивается знакомством учеников со многими писателями в предшествующих классах. Сопряжение эпох развития литературы в курсе старшей школы поддерживается и принципом организации внеклассного чтения, которое во все большей степени становится самостоятельным, но предлагает ученикам сравнивать изящную словесность ушедших эпох и произведения XX в. Предлагаемая в программе организация материала позволяет видеть перспективу развития литературы, в которую каждое поколение писателей вносит свой вклад.
      Способы решения методических задач курса многообразны.
      Рассмотрение творческой истории произведения вовлекает школьников в «создание» текста и приближает к авторской позиции. Сопоставление замысла произведения и его воплощения, разных редакций текста производится там, где это особенно показательно для выявления мысли писателя.
      Включение в анализ разновременных художественных трактовок произведения позволяет увидеть, как каждое поколение «глядится» в текст (иллюстрации, сценическая история пьесы, кино, театр, телевидение), находя в нем то, что созвучно своей эпохе.
      Актуализации русской классики в сознании современного школьника способствуют и рекомендации по внеклассному чтению, предлагающие сопоставление произведений XIX и XX вв. Сравнение этих произведений по проблематике и поэтике позволяет углублять суждения читателя опытом прежних поколений («Отцы и дети» И. С. Тургенева и «Зависть» Ю. К. Олеши, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского и «Мы» Е. И. Замятина, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Расплата» В. Ф. Тендрякова и т. д.).
      Приближению современного школьника к классике содействуют и предлагаемые в программе задания по литературному творчеству.
      Курс литературы должен не просто познакомить учеников с основными моментами жизни того или иного писателя, его ролью в истории русской литературы, не просто дать анализ изучаемого произведения, но прежде всего вызвать интерес к творчеству писателя, то есть желание самостоятельно продолжить раздумье над книгой, прочитать другие его произведения, побольше узнать о нем как о человеке.
      Сведения о жизни писателя, представляющие общую оценку его личности, говорящие о его величии и значении привычными словами, могут скорее оттолкнуть современного старшеклассника, чем заинтересовать. Биографические сведения должны помочь ученику представить идейно-нравственный облик писателя во всей его широте, сложности, а иногда и противоречивости, подготовить его к восприятию текста не только как к образному отражению действительности, но и как к проявлению духовной жизни конкретного человека. Тогда юный читатель поймет, насколько индивидуальна природа творчества, насколько стиль связан с идейно-нравственным обликом писателя. У каждого автора есть характерная черта, более всего влияющая на его жизненную позицию и отражающаяся в его творчестве. Поиск или раскрытие такой черты станет стержнем каждой биографической темы. Анализ литературного произведения поможет ученику понять объективный смысл произведения и оживит субъективную сторону его восприятия, более того, поставит школьника перед необходимостью выбора собственной позиции и умения ее обосновать.
      Чтобы реализовать эти задачи, анализ произведения можно давать, ориентируясь на следующие рекомендации (очередность их выполнения будет меняться в зависимости от конкретных целей каждой темы и содержания материала):
      1. Отзывы о произведении читателей, критиков, писателей как XIX, так и XX в. Подобное начало создает проблемную ситуацию:
      • если вокруг произведения вспыхивала или до сих пор идет полемика, то необходимо разобраться в причинах ее возникновения и решить ее для себя;
      • если оценки произведения единодушны, интересно понять, почему представители самых разных идейных и художественных направлений сошлись во мнении.
      Таким образом, анализ текста становится необходимым и органичным для учеников, вызывает живой интерес, а не навязывается сверху.
      2. Для постижения авторской мысли учитель познакомит учащихся с исторической и психологической ситуациями, послужившими поводом для написания произведения, с историей его создания и публикации.
      3. Примеры черновых редакций помогут школьникам перенестись в творческую лабораторию писателя, проследить, как менялся авторский замысел в процессе работы над композицией, образами, словом.
      4. Композиционный и стилистический анализ не должен быть монопольным. Отличия нескольких вариантов трактовок покажут ученикам, что существуют разные точки зрения, что у них есть выбор, а также право на свою версию, но обоснованную, аргументированную. Анализ должен учить не механическому изложению готовых истин, а умению мыслить, решать проблемы, подбирать аргументы, доказывающие верность решения.
      5. При сопоставлении изучаемого произведения с другими (того же автора или с близкими им по теме произведениями других авторов) появляется возможность для разговора о традициях и новаторстве в литературе, о полемике в художественном творчестве.
      6. Необходимо познакомить школьников с жизнью произведения в других видах искусства — изобразительном, музыкальном (если это возможно), кинематографическом, театральном.
      7. Учащимся должны быть предложены задания, вопросы, темы для творческих работ, способные активизировать воображение, эмоции, мышление, направленные на углубление восприятия литературного произведения и повышение уровня литературного развития школьника.
      Количество стихотворений, изучаемых в классе, определено стандартом. В тематическом планировании мы предлагаем несколько большее число произведений для того, чтобы учитель мог выбрать лирику, близкую его ученикам, что особенно важно для изучения поэзии в школе.
      В программе почти по каждой теме учащимся предлагается широкий выбор различных видов литературного творчества — художественных, критико-публицистических, литературоведческих работ. Их количество в году зависит от целей учителя, а выбор того или иного жанра либо рода творческих работ — от склонностей ученика.
      Самообразование учеников 10 класса стимулируется рекомендациями учителя и намеченным списком произведений для чтения на перспективу. История литературы в ее широком движении побуждает школьников индивидуально составлять программу самообразования в связи с избранной проблемой, намечать круг художественных, публицистических, критических, литературоведческих работ, организует библиографический поиск. Работа по самообразованию в связи с ростом возможностей старшеклассников, усилением личностного начала в их интересах носит более индивидуальный и самостоятельный характер.
      Оригинальность мышления школьника, однако, не должна переходить в субъективное своеволие трактовки. Поэтому, оценивая ответы и письменные работы учеников, учитель постарается приветствовать не только «неподражательную странность» мнения, но и близость истине, сопряженность личностной интерпретации с объективным строем художественного произведения. В последнее время мода на необычность точки зрения, которая противоречит не только общепринятому мнению, но и фактам, распространилась очень широко. Особенно очевидна эта тенденция в современном театре при постановке классических произведений, когда авторский замысел, объективный художественный смысл текста сознательно игнорируются режиссерами, озабоченными исключительно «самовыражением». В школе мы должны противостоять такому отношению к классическому наследию, не подменяя современное прочтение классики ее опошлением.

 

<Содержание>

Следующий раздел>>