Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


И. С. ТУРГЕНЕВ

      Изучение творчества И. С. Тургенева включает в себя знакомство с основными вехами его биографии и творчества и анализ романа «Отцы и дети». Именно с этим романом в русскую литературу вошел новый социально-психологический тип  — революционер-демократ, которого стали называть «нигилист».
      На вводных уроках, посвященных И. С. Тургеневу, необходимо сказать и об особенностях его характера, и о его политических убеждениях, и об особенностях психологизма И. С. Тургенева, и о его удивительном даре предвидения, об особой чуткости ко всем новым веяниям жизни.
      Современные Тургеневу критики сразу же отметили умение писателя уловить изменения в общественной жизни, на которые он отзывался своими новыми произведениями. Можно сказать, что все романы Тургенева, приуроченные к какому-то узкому отрезку времени, иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе, начиная с 30—40-х и кончая 70-ми годами ХIХ века.
      И. С. Тургенев жил в эпоху смены типа общественного деятеля. На место дворянского героя, «лишнего» человека, у которого зачастую слово расходилось с делом, приходит герой-деятель, революционер-демократ. Писатель становится над спором этих двух общественных сил, отмечая и сильные, и слабые стороны тех и других. Наиболее ярко существо этого спора поколений писатель отразил в своем романе «Отцы и дети».
      Дворяне-либералы не готовы к решительным действиям, не способны принимать решения в различных жизненных ситуациях, однако им свойственны глубокие нравственные принципы, благородство, тонкая душевная культура, романтическая устремленность.
      Разночинцы-демократы способны к решительным действиям, уверены в себе, готовы принимать решения в различных ситуациях. Но в глазах И. С. Тургенева этот тип общественного деятеля также несостоятелен, потому что во главу угла они ставят только практическую пользу, забывая о романтике, поэзии, красоте и любви.
      Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую «романтическую чепуху», он не уважает ни авторитеты, ни окружающих, т. е. его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов.
      И. С. Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и философия главного героя «Отцов и детей» терпит крах. Оказывается, что романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме. Базаров оказывается живым человеком, а не бездушной машиной. Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова — это смерть его теории; недаром после смерти главного героя у него не остается последователей. Правда, жизнь почти всех тургеневских героев, как правило, кончается трагически. Гибнут и Базаров, и Рудин, и Инсаров, и Нежданов.
      Ни один из романов И. С. Тургенева, какие бы важные общественные и политические вопросы он ни охватывал, не обходится без любовной интриги, поэтому рядом с каждым тургеневским героем-мужчиной стоит женщина. Она, обладая чистой, любящей, незаурядной натурой, часто бывает сильнее мужчины. Перед любовью, по Тургеневу, беззащитен любой человек; она всегда трагична.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

Вводная тема

Основные вопросы:

      1. Идейно-эстетическая позиция И. С. Тургенева.
      2. Особая чуткость писателя к новым веяниям времени.
      3. Мир романов И. С. Тургенева.
      4. Герои и героини И. С. Тургенева.
      Вопросы:
      1. Чем характерна эпоха, в которую жил И. С. Тургенев?
      2.  Как эпоха отразилась в творчестве писателя?
      3. В чем суть художественного мироощущения И. С. Тургенева?
      4. Каковы общественно-политические взгляды писателя?
      5. Какие требования предъявляет к своим героям И. С. Тургенев?
      6. Кто такие «тургеневские девушки»? Какими качествами они должны обладать?
      Задание:
      Подготовьте доклады: «Детские и юношеские годы И. С. Тургенева», «Тургенев и Полина Виардо».

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле в дворянской семье. Детство прошло в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии в родовом поместье матери.
      1827—1829 гг. — учеба в Московском частном пансионе.
      1833 г. — поступил на словесный факультет Московского университета.
      1834 г. — перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Первые литературные опыты.
      1837 г. — окончил Петербургский университет.
      1838—1841 гг. — учеба в Берлинском университете с целью получить специальное философское образование.
      1841 г. — возвращение в Россию.
      1843 г. — переломный год в личной и творческой судьбе писателя. Знакомство с певицей Полиной Виардо. Сближение с В. Г. Белинским, который оказал большое влияние на мировоззрение писателя. Поэма «Параша».
      1852 г. — в журнале «Современник» напечатано более 20 рассказов из цикла «Записки охотника». Арест и ссылка на 2 года в Спасское-Лутовиново под надзор полиции за статью-некролог о Гоголе. Повесть «Муму».
      1856 г. — роман «Рудин», повесть «Фауст».
      1858 г. — повесть «Ася» роман «Дворянское гнездо».
      1860 г. — роман «Накануне». Разрыв с журналом «Современник».
      1862 г. — роман «Отцы и дети».
      1864 г. — повесть «Призраки».
      1865 г. — повесть «Довольно».
      1867 г. — роман «Дым».
      1876 г. — роман «Новь».
      1878—1882 гг. — «Стихотворения в прозе».
      22 августа (3) сентября 1883 г. скончался в Буживале, близ Парижа. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
      Вопросы:
      1. Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве И. С. Тургенева?
      2. Почему 1843 год стал переломным в личной и творческой судьбе И. С. Тургенева?
      3. Как возник цикл «Записки охотника»? Каковы его основные темы и проблемы?
      4. Какова причина ареста И. С. Тургенева в 1852 году? Какие произведения были написаны им в ссылке? Какова их основная тема?
      5. Какова основная тема и идея романа «Рудин»?
      6. Какие произведения И. С. Тургенева развивают тему трагической любви?
      7. Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?
      8. Почему в романе «Накануне» И. С. Тургенев «новым» человеком делает болгарина Инсарова?
      9. Каковы причины разрыва И. С. Тургенева с журналом «Современник»?
      10. Кто послужил прототипом главного героя романа «Отцы и дети»?
      11. В какое время был написан роман «Дым»? Как в его названии отразились основные проблемы времени?
      12. Какие общественные явления жизни России затронуты в романе «Новь»? В чем смысл его названия?
      Задания:
      1. Составьте план статей учебника: «Идейное бездорожье. «Дым»; «Общественный подъем 70-х годов. Роман «Новь».
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. С. Тургенева?».
      3. Подготовьте доклады: «Последние годы жизни И. С. Тургенева», «Стихотворения в прозе».

Тема вторая
Роман «Отцы и дети». Творческая история. Идейно-художественное своеобразие. Споры вокруг романа

Основные вопросы:

      I. Творческая история:
      1. Общественно-политическая обстановка в России. Борьба двух направлений возможного развития страны.
      2. Позиция И. С. Тургенева в споре об исторических путях России. Причины разрыва с «Современником».
      3. Предчувствие появления в России нового типа общественного деятеля. Возникновение замысла романа с героем-нигилистом.
      II. Идейно-художественное своеобразие романа:
      1. Обобщающий смысл названия романа.
      2. Тематика (показ столкновения двух эпох русской жизни).
      3. Проблематика (столкновение «отцов» и «детей» выявляет главные принципы человеческого существования; жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании).
      4. Базаров — центральный персонаж романа, который организует его композицию.
      5. Особенности строения конфликта (столкновения Базарова с другими персонажами).
      6. Роль портрета и пейзажа в романе.
      III. Споры вокруг романа:
      1. Высказывания И. С. Тургенева о Базарове.
      2. Позиция «Современника» (М. А. Антонович) и позиция «Русского слова» (Д. И. Писарев) по поводу главного героя романа.
      Вопросы:
      1. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
      2. Какова позиция И. С. Тургенева в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
      3. В какое время происходят события в романе?
      4. Кто, по-вашему, прав в споре «отцов» и «детей»?
      5. В чем суть основного конфликта романа?
      6. Какова основная проблематика романа «Отцы и дети»?
      7. В чем заключаются особенности композиции романа?
      8. Для чего И. С. Тургенев постоянно сталкивает Базарова с другими героями романа?
      9. В чем состоит завязка романа?
      10. Как композиционное расположение персонажей романа отражает смену обстановки в русской общественной жизни 60-х годов?
      11. Как сам автор опровергает некоторые тезисы Базарова? В чем вы видите скрытое столкновение И. С. Тургенева и его главного героя?
      12. В чем суть журнальных споров относительно романа «Отцы и дети»?
      13. Какие события романа вы считаете основными?
      Задания:
      1. Подготовьте доклад «Творческая история романа „Отцы и дети“».
      2. Познакомившись с 2—4 главами романа, составьте план развернутого ответа: «Характеристика Евгения Базарова».
      3. Найдите и выпишите из главы 11 романа тургеневскую характеристику Базарова.
      4. Составьте план статьи Д. И. Писарева «Базаров».

Тема третья
Образ Базарова. Внешний и внутренний конфликт героя

Основные вопросы:

      1. Базаров — человек нового поколения. Нигилизм.
      2. Неоднозначность личности Базарова и неоднозначность авторского отношения к герою.
      3. Базаровская теория.
      4. Раскрытие образа главного героя через столкновение с другими персонажами: а) Базаров и Аркадий; б) Базаров и Павел Петрович; в) Базаров и Николай Петрович; г) Базаров в отношениях с Кукшиной и Ситниковым; д) Базаров и простой народ; е) Базаров и Одинцова.
      5. Внешний и внутренний конфликт Базарова. Хождение по кругу.
      6. Победа и поражение Базарова.
      7. Сцена смерти Базарова.
      8. Роль эпилога в романе.
      Вопросы:
      1. Что такое нигилизм?
      2. Что принимает и не принимает автор в своем герое?
      3. В чем суть базаровской теории? В чем разница между материализмом и вульгарным материализмом?
      4. Как Базаров относится к дворянству? правительству? религии? народу? природе? любви?
      5. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает своего героя с другими персонажами?
      6. В чем заключается внешний и внутренний конфликт Базарова? С какой главы нарастает внутренний конфликт героя?
      7. Почему И. С. Тургенев дважды проводит своего героя по кругу (Марьино, Никольское, родительский дом)?
      8. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?
      9. На каком основании можно сравнивать Базарова и Павла Петровича? Базарова и Николая Петровича?
      10. Почему Базаров сблизился с Феничкой?
      11. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?
      12. Почему отношения Базарова и Одинцовой не могут иметь будущего?
      13. Почему И. С. Тургенев «заставляет» своего героя умереть?
      14. Почему роман не кончается смертью Базарова?
      15. Существует ли базаровщина в наше время?
      Задания:
      1. Составьте план развернутого ответа на вопрос: «В чем композиционное значение второстепенных персонажей в романе?»
      2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Портрет Одинцовой», «Каким я представляю себе Базарова?», «Первое появление Базарова», «Если бы Базаров остался жив...».
      3. Составьте статью для энциклопедии «Вульгарный материализм».
      4. Прочитайте статью И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» и ответьте на вопрос: «Кого больше напоминает Базаров — Гамлета или Дон Кихота?»

Тема четвертая
Герои времени. Прием психологической пары

Основные вопросы:

      1. Кто такие герои времени?
      2. Конфликт героев времени — конфликт ведущих идей поколения.
      3. Герои времени и обычные люди.
      4. Прием психологической пары: а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы; б) Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.
      5. Герой времени и неразрывность поколений.
      6. Роль обычных людей в решении вечного вопроса неразрывности поколений.
      Вопросы:
      1. Как вы понимаете выражение «герой времени»?
      2. Кого из литературных героев вы можете отнести к этому разряду?
      3. В чем сходство Печорина и Базарова? Печорина и Павла Петровича?
      4. Что такое прием психологической пары? Какие персонажи романа в ней участвуют?
      5. Что значит «потерянное поколение»? Кто из персонажей романа принадлежит к нему?
      6. В чем «слабость» Павла Петровича? В чем «сила» Николая Петровича?
      7. Каково отношение И. С. Тургенева к дуэли Базарова и Павла Петровича?
      8. Кто, по-вашему, будет продолжением отца — Аркадий или маленький Митя?
      9. Каковы убеждения Аркадия Кирсанова? Напоминают ли они убеждения Николая Петровича или Евгения Базарова?
      10. Почему Евгений Базаров расходится с Аркадием Кирсановым?
      11. Кто из трех персонажей вызывает у вас бóльшую симпатию: Аркадий, Павел Петрович, Николай Петрович?
      12. Кто, по вашему мнению, является настоящим противником Базарова в споре «отцов» и «детей» — Павел Петрович или Николай Петрович?
      Задания:
      1. Проанализировав сцену дуэли, докажите, что И. С. Тургенев дает ее в комическом освещении.
      2. Заполните таблицу сравнительных характеристик психологических пар в романе:

Психологические пары

Сходство

Различия

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы

 

 

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов

 

 

      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Павел Петрович — маленький Наполеон», «Может ли Аркадий Кирсанов стать героем времени?», «В чем смысл жизни для Николая Петровича?».
      4. Докажите, пользуясь текстом романа, что Аркадий Кирсанов не настоящая смена, а бледное подобие отца.

Итоговые работы:

      В качестве итоговых работ по творчеству И. С. Тургенева необходимо провести (по выбору учителя) контрольную работу по вопросам (домашнюю или классную), устный зачет или тестирование.
      По этой теме возможно проведение семинара по таким проблемам: «Герой времени в романе И. С. Тургенева „Отцы и дети“», «И. С. Тургенев в конфликте двух поколений», «Взгляды Евгения Базарова и современные проблемы России» и т. д.
      Сочинение по творчеству И. С. Тургенева может быть классным и домашним. Преимущество домашнего сочинения в том, что у учителя появляется дополнительная возможность подготовить учащихся к этой серьезной письменной работе.

Примерные темы сочинений:

      Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
      Особенности жанра и композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
      Базаров — «лицо трагичное» (Д. И. Писарев).
      Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
      Русское дворянство в изображении Тургенева.
      Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
      Роль любовного конфликта в композиции романа Тургенева «Отцы и дети».
      Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети».
      Приемы раскрытия характера в романе Тургенева «Отцы и дети».
      Лишние люди в литературе ХIХ в. и «новый герой» И. С. Тургенева.
      Истинные и ложные убеждения (по роману Тургенева «Отцы и дети»).

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>